Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
При анализе такой многомерной реальности, какой является труд психолога, целесообразно исходить из трех базовых категорий психологии, имеющих для нее определяющее значение, — это деятельность, общение и личность. Профессионально-компетентным является такой труд психолога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется его практическая психологическая деятельность, социально-психологическое взаимодействие, реализуется личность психолога и в котором достигаются хорошие результаты — превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи. Профессиональная деятельность практического психолога образования — это технология труда психолога; межличностное взаимодействие — климат и атмосфера этого труда; личность самого психолога — ценностные ориентации, установки, личностные смыслы, отношения и особенности. Любая профессиональная деятельность — это процесс, имеющий определенные этапы. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. Выделяют три основных компонента в структуре профессиональной деятельности: мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); ис- полнительское звено (реализация); контрольно-оценочное звено (результат). На первом этапе психолог формулирует психологические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором — подбирает необходимые социально-психологические средства для их осуществления, на третьем — анализирует и оценивает собственные действия. Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов. На каждом этапе профессиональной деятельности психологом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (первый этап); коммуникативная, побу- Направления профессиональной деятельности психолога
дительная, формирующая (второй этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (третий этап). Рассмотрим их более подробно. Функции педагога-психолога: образовательно-воспитательная — обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития; диагностическая — изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы; организаторская — организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, кор-рекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка; прогностическая — участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов; предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая — учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии и поведении детей, их общении; организационно-коммуникативная — способствует включению добровольных помощников* в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями. Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания. Профессиональные знания психолога — это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии: теоретико-методологические — комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования; методические — современные технологии социально-психологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности; прикладные — способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе. Профессиональные умения психолога — это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: гностические (поиск, восприятие и отбор информации); проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование); конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств); организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых); коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения); оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса); рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения). Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности. Коммуникативные умения: вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем; соблюдать конфиденциальность в работе и такт; побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия; влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику. Прикладные умения: исследовательские — анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов; психолого-педагогические — анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи; социально-психологические — психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др. Организаторские умения: ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности; планировать индивидуальную работу с клиентом; организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов; определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы; выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации; объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости. Аналитические умения: изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз; анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы; проектировать конечный результат профессиональной деятельности; анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования; творчески перерабатывать необходимую информацию; анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем. Педагогические умения: обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи; обучать социальным повседневным жизненным навыкам; стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям; воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство); передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта; излагать материал доступно, логично, образно, выразительно. Умения саморегуляции: контролировать свои эмоции в любой ситуации; управлять своим настроением; предъявлять к себе повышенную требовательность; переносить большие нервно-психические нагрузки; поступаться своими интересами ради интересов подопечного; снимать психологическое напряжение. Результаты многолетних исследований доказывают (М.В.Мо-локанова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформирован ности антропоцентрической направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности; уровнем сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение других людей). Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотрены с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие. В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности: 1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации); 2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания; 3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;. 4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целрм; 5) системно моделирующий творчество — владение стратеги-ей формирования творческой личности, способной к развитию. Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания. Профессиональная деятельность психолога может быть представлена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных дея-тельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества. Date: 2016-11-17; view: 572; Нарушение авторских прав |