Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование восприятия





Восприятие - это психический процесс, осуществляющий це­лостное, интегрированное отражение предметов, явлений и со­бытий окружающего мира. Восприятие возникает при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориен­тировку человека в окружающем мире. Подобно мышлению, памяти, вниманию восприятие - познавательный процесс. Оно направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Известный русский физиолог и психолог И.М.Сеченов счи­тал, что акт восприятия включает в себя афферентные импульсы, поступающие в ЦНС от органов чувств, и эфферентные импуль­сы, идущие от головного мозга к различным анализаторам.

Глаз «ощупывает» предметы мира, эти «ощупывания» входят в состав зрительного восприятия, соединяясь с проприоцептивнъши сигналами (сообщающими информацию о положении и движении тела, которые обеспечивают кинестетические ощущения) от гла­зодвигательных мышц. Это положение И.М.Сеченова оказалось исходным для исследований многих советских ученых (В. П. Зинченко, А. П. Запорожец, Л. А. Венгер). В работах этих авторов было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей среде.

Исследования А.Н.Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и других авторов свидетельствовали о том, что развитие вос­приятия детерминируется задачами, возникающими перед чело­веком в его жизнедеятельности. Известный отечественный пси­холог С. Л. Рубинштейн утверждал, что человеческое восприятие всегда является обобщенным и зависит от направленности лич­ности. Таким образом, в отечественной психологической науке восприятие рассматривается как перцептивная деятельность, характеризующаяся обобщенностью и мотивированностью, обеспе­чивающими ориентировочную деятельность человека в окружаю­щем его мире.

§ 2. Нарушения восприятия

При психических заболеваниях нарушается и искажается нор­мальный отражательный процесс в коре головного мозга. Эти на­рушения выявляются при изучении познавательных процессов, один из которых и есть восприятие.

Патопсихологические исследования показывают, что наруше­ния восприятия могут проявляться в разных характеристиках дея­тельности: в затруднениях узнавания, в искажении воспринимае­мого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, пере­стройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Таким образом, при психических заболеваниях нарушения вос­приятия принимают различные формы. К ним относят:

агнозии;

псевдоагнозии при деменции;

обманы чувств;

нарушения мотивационного компонента.

Агнозии

Агнозия (от греч. а - отрицательная частица, gnosis - знание) - это расстройство узнавания характеристик предметов и звуков. Выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии.

Зрительные агнозии проявляются в том, что человек при со­хранении достаточной остроты зрения не может узнавать предме­ты и их изображения. Зрительные агнозии подразделяются на предметные, цветовые, знаковые и пространственные.

Тактильные агнозии заключаются в расстройстве опознания предметов на ощупь (астереогноз) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представлений о схеме тела (соматоагнозия).

Слуховые агнозии проявляются в нарушениях фонематического слуха, определяющего способность человека к различению звуков речи.

Для больных с органическими поражениями мозга явления аг­нозии состоят в выделении в предметах то одного признака, то другого, но узнать его, объединив все признаки, т. е. осуществить синтез, не могут. Таким образом, процесс восприятия при психи­ческих заболеваниях приобретает характер отгадывания и сту­пенчатости узнавания предметов. Например, при исследовании больной В. предъявленную ей картинку с изображением граблей она интерпретирует следующим образом: «Это щетка, может, по­ловая, а может, и зубная. Но почему у нее такие редкие ворсинки?

Нет, это не щетка. Может, это грабли? Но почему здесь грабли? Зачем? Не знаю, что это». Нарисованный на картинке гриб боль­ная называет то стогом сена, то лампой.

Патопсихологические исследования свидетельствуют о том, что больные с нервно-психическими расстройствами демонстри­руют, хотя и поэтапно, тенденцию к узнаванию конкретных изо­бражений, но особые трудности при этом вызывает у них соотне­сение схематических рисунков с определенной категорией пред­метов. Например, при предъявлении пунктирного изображения пресс-папье больная Н. называет этот предмет «какими-то точка­ми». При демонстрации ей силуэтного изображения пресс-папье она говорит, что это «странный предмет, похожий на корабль или лодку». И только когда ей показывают конкретное изображение данного предмета, она его называет правильно. Часть больных имеет другие особенности: им трудно узнать предмет на рисунке, но они могут легко и во всех подробностях описать его форму. При этом следует отметить, что в ответах большинства больных проявляется сомнение и неуверенность в правильности своих вы­водов.

А. Р. Лурия считал, что процесс нарушения зрительного анали­за у таких больных «превращался в серию речевых попыток рас­шифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ». Экспериментальные данные свидетельст­вуют о том, что больные не могут сразу воспринять рисунок, вос­приятие у них приобретает характер дезавтоматизированного действия, при котором нарушается процесс обобщения и интегра­ции признаков предмета в единое целое. Например, узнав фотогра­фическое изображение, испытуемая Н. не смогла перенести это узнавание на силуэтное изображение.

Итак, патопсихологический эксперимент выявляет нарушения обобщающей смысловой функции восприятия. Особенно ярко по­добные агностические расстройства проявляются у дементных больных.

Date: 2016-11-17; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию