Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные образовательные технологии, отвечающих системно-деятельностному подходу, с позиций умений смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся





 

Технологии, методы Возрастная категория Краткая характеристика (цель, задачи, этапы работы)
Развитие критического мышления через чтение и письмо 5-9 класс Основные идеи: · Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. · Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. · Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. · Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Этапы урока в рамках технологии РКМЧП: 1. ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: · актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; · пробудить к ней интерес; · активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; · структурировать последующий процесс изучения материала. 2. ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: · получение новой информации; · ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); · соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; · поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. 3. РАЗМЫШЛЕНИЕ: · выражение новых идей и информации собственными словами; · целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; · анализ всего процесса изучения материала; · выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).   Приемы, использующиеся в данной технологии: 1. Стадия вызова: · Составление списка известной информации по вопросу. · Рассказ-активизация по ключевым словам. · Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. · Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. 2. Стадия осмысления: Методы активного чтения: · Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа). · Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов. · Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. 3. Стадия рефлексии: · Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии. · Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. · Ответы на поставленные вопросы. · Организация устных и письменных круглых столов. · Организация различных видов дискуссий. · Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе. · Исследования по отдельным вопросам темы. · 8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации. Методы технологии: ИНСЕРТ, Взаимоопрос, Зигзаг, Кубик, «Двойной дневник», Чтение с остановками (Осмысление), Кластер, Выходная карта, Синквейн (Размышление), Концептуальная таблица (Осмысление, размышление), Знаю-Хочу узнать-Узнал (все три этапа).
Эвристическое обучение 5-9 класс Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).   Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием yчe6нoro материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Технологическая карта для конструирования системы занятий: 1. Вводные занятия. Задачи - актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и личного целеполагания в ней, построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме. Формы занятий - вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др. 2. Основная часть. Задачи - достигнуть общих установочных целей по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить базовое содержание темы. Формы занятий - урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые или индивидуальные занятия, эвристическое погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др. 3. Тренинг. Задачи - достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы, закрепить результаты основной части блока, достичь деятельностных базовых требований по теме. Формы занятий - семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение. 4. Контроль. Задачи - проверить и оценить уровень достижения поставленных целей, обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданной образовательной продукции. Формы занятий - защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачёт, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен 5. Рефлексия. Задачи - вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и способы деятельности, соотнести поставленные цели с результатами обучения. Формы занятий - урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчёты, самооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция. Система эвристических занятий строится на базе одного из следующих типов структур занятий: 1. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. 2. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце её изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме «эвристического погружения». 3. Последовательно рассматриваются различные концепты темы: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются учителем или составляются учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов. 4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например, практикум по эксперименту или решению задач, то есть вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определённый вид деятельности. Образовательной доминантой выступает деятельность учеников, а содержание материала оказывается вторичным и вариативным. 5. Тема изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая — по своему плану, разрабатывая тему в своём аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности. 6. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное её решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка деятельности. 7. Учащиеся группами и (или) индивидуально выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия», на которых рассматриваются основы темы, заслушиваются отчёты о выполнении программы.[1]
Проект 6-9 класс Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Проектная деятельность предполагает предварительный выбор учеником темы (с учетом рекомендаций учителя); составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защиту в виде устного выступления школьника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.   Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. 1. Поисковый - поиск и анализ проблемы; - выбор темы проекта; - планирование проектной деятельности по этапам; - сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта 2. Конструкторский - поиск оптимального решения задачи проекта; - составление проектной документации 3. Технологический - составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; - выполнение запланированных операций; 4. Заключительный - оценка качества решения задачи; - анализ процесса и результатов выполнения проекта; - изучение возможности использования результатов проектирования
Технология коллективной мыслительной деятельности 8-9 класс Сущность технологии коллективной мыследеятельности заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта. Структура проблемной ситуации Первый такт — ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Начальная точка выращивания внутренних целей. Второй такт — работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме. Педагог при организации учебного процесса так формирует творческие группы, чтобы в них были лидер-руководитель, лидер-генератор идей, функционеры, оппозиционеры, исследователи и т. д. Микрогруппы подвижны, их подбор определяется каждый раз целями, потребностями педагога и обучаемых. В микрогруппах происходят постоянная смена руководителей (через 3—4 занятия), что создаёт условия для развития организаторских умений у всех обучаемых. Обучающиеся самостоятельно изучают литературу, проводят исследования, творчески оформляют результаты самостоятельной деятельности; составляют графики, рисунки, пишут стихи, сочиняют песни, юмористические зарисовки — показывают всё, на что они способны при постижении изучаемого материала. Третий такт — окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. На этом этапе педагог нацеливает творческие группы на доказательство истинности своего решения учебной проблемы. Каждая группа объявляет и активно отстаивает свою позицию. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, проверяются на основательность аргументы сторон. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы. Четвёртый такт — рефлексия и определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.
Развивающее обучение 5 – 9 класс В основу технологии развивающего обучения легли следующие гипотезы: 1. Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они понимают и осваивают их раньше, чем учатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. 2. Возможности ребенка к обучению и развитию огромны и не до конца используются школой. 3. Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат, прежде всего, в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание. Методы организации обучения являются производными от содержания. 4. Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка. Цель РО: Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения). Содержание обучения: Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику. Формы организации и взаимодействия педагога и учащихся: Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности. Методы обучения: Поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.
Обучение как учебное исследование 7-9 класс Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность ученого является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений. Учитель, предлагая детям заняться на уроке научным исследованием, создает ситуацию поиска научного знания, при которой ребенок учится осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы. Основные этапы модели: 1. Столкновение с проблемой, 2. Сбор данных («верификация»), 3. Сбор данных (экспериментирование), 4. Построение объяснения, 5. Анализ хода исследования, 6. Выводы. Процедуры учебного исследования можно представить следующим образом: · знакомство с литературой · выявление (видение) проблемы · постановка (формулирование) проблемы · прояснение неясных вопросов · формулирование гипотезы · планирование и разработка учебных действий · сбор данных (накопление фактов, наблюдений доказательств) · анализ и синтез собранных данных · сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений · подготовка и написание (оформление) сообщения · выступление с подготовленным сообщением · переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы · проверка гипотез · построение сообщений · построение выводов, заключений.

 

Достижение планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом» в МОУ СОШ № 80 реализуется через различные формы учебной и внеучебной деятельности:

 

  Учебная деятельность Внеучебная деятельность
5-6 классы урок, учебно-практические занятия, домашняя работа, предметные недели, проекты, консультации кружки, школьный музей, клубы по интересам, конкурсы, выставки, викторины, КТД, предметные недели, проекты, школьные научные общества, тематические дни, олимпиады
7-8 классы урок, учебно-практические занятия, домашняя работа, предметные недели, проекты, консультации, практикумы, элективные курсы, зачеты, семинары кружки, школьный музей, клубы по интересам, конкурсы, выставки, викторины, КТД, предметные недели, проекты, школьные научные общества, тематические дни, олимпиады, конференции
9 классы урок, учебно-практические занятия, домашняя работа, предметные недели, проекты, консультации, практикумы, элективные курсы, зачеты, семинары, публичное выступление, экзамен, собеседование, УПК, коллоквиум кружки, школьный музей, клубы по интересам, конкурсы, выставки, викторины, КТД, предметные недели, проекты, школьные научные общества, тематические дни, олимпиады, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования

ИСТОЧНИКИ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
  2. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

[1] Подробнее: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=2.1270586729302387

Date: 2016-11-17; view: 275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию