Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет философии права.
Предмет философии права Исходя из объекта и предмета исследования отечественные юристы определяют философию права как общетеоретическую юридическую дисциплину1. Объект философии права — право и юридические законы; предмет — понятие права, смысл пра- ва, его место в мире. Особое место, занимаемое философией права в мире, придает учению о праве философский характер. Большинство юристов считают, что изучаемая нами наука за- нята поиском истины в праве. Истина в праве дана в позитивном праве, под которым пони- мают властно признанные источники действующего права (за- коны, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т.д.), а также официальные установле- ния, наделенные законной силой, т.е. обобщенно говоря — за- кон. Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитив- ному праву, т.е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вари- антах юридического позитивизма и легитизма. В рамках этой 1 См.: Алексеев С.С. Философия права.М.: Норма, 1998. С. 2.Содержание 1.2. Предмет философии права 15 концепции истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официального установителя позитивного права. Эта позиция не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на ис- тинное, теоретически, философски осмысленное знание о со- ответствующем объекте — в данном случае о праве. Размышления о позитивном праве порождают ряд вопро- сов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивно- го правопонимания. Почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитив- ного права? От чего зависит позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно), объективные, основания за- конотворчества? Справедливо ли право и в чем состоит его справедливость? Всякий ли закон является правом или воз- можно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону и правово- му государству? Таким образом возникает проблема различения и соотно- шения (совпадения и несовпадения) права и закона, которая имеет определяющее значение для правопонимания и обозна- чает предметное поле философии права. Широкое распространение понятия «философия права» связано с одноименным трудом Г.В.Ф. Гегеля — «Философия права» (1820), который повлиял на последующие труды ученых и не потерял значения до наших дней. Понятие «естественное право» как обозначение (по старой традиции) философско- правового подхода осталось до сих пор. Неслучайно упомянутое произведение Гегеля увидело свет со следующим двойным на- званием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». Философией права, согласно Гегелю, представлена под- линная наука о праве. «Наука о праве,— утверждал он,— есть часть философии, поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблю- дать собственное имманентное развитие самого предмета»1. Предмет философии права Гегель сформулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». Задача философии права состоит в том, чтобы постигнуть мысли, ле- 1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.М.: Мысль, 1990. С. 8.Содержание 16 Глава 1. Философия права как философское и юридическое знание жащие в основе права. И это возможно лишь с помощью пра- вильного мышления, философского познания права. Два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или фило- софской науки восходят соответственно к Гуго и Гегелю. Эти подходы получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX—XX — начала ХХI вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до на- ших дней) выдвигали версии философского правопонимания. Применительно к XIX—XX — началу ХХI вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неоканти- анства, различных направлениях христианской философской мысли, феноменологии, философской антропологии, интуити- визма, экзистенциализма, марксизма и др. В современной отечественной философии права существу- ет несколько точек зрения на предмет философии права. Так, на- пример, в учебнике «Философия права» В.С. Нерсесянц утверж- дает, что предметом философии права являются смысл права, его сущность и понятие. В. П. Малахов в качестве предмета философии права рассматривает правосознание. Для Д.А. Кери- мова философия права исследует и создает логическую модель генезиса права посредством «системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и откло- нений, представлено как бы в снятом виде»1. Вышеназванные определения предмета философии пра- ва исходят из раскрытия не сущности правовой реальности, а ее содержания и функций права. Определение понятия, вы- текающее из содержания явления, всегда представляет собой не что иное, как неполное, частичное «схватывание» сущности или выявление сущности первого, второго порядка, но не той глубинной сущности, которая тождественна закону. Когда Ге- гель в упомянутом произведении пишет о том, что философия права призвана раскрывать «сущность права», он всегда по- ясняет «идею права», ибо согласно его философии идея — это глубинная сущность любой формы бытия. Гегель показал, что наличное бытие идеи права — это абстрактное право, мораль и нравственность. Таким образом, согласно Гегелю смысл пра- ва — это не аксиологическая, а его онтологическая значимость: его место и роль в жизни человека, общества, государства как морального, нравственного и правового основания. Философия права, как любая наука, исследует право не толь- ко как сущность и явление в их различиях и соотношении (со- 1 Керимов Д.А. Основы философии права.М.: МЮИ, 1992. С. 29.Содержание 1.2. Предмет философии права 17 впадении или несовпадении) и искомом единстве, а, прежде всего, ее интересуют наиболее общие принципы правовой реальности и ее познания. При этом правовая реальность — не только позитивное и естественное право и предмет философии права — это не пра- во и закон. В.С. Нерсесянц конкретизирует предмет филосо- фии права так: это принцип равенства в его проявлении1. Им отмечаются правовые явления нормативно-регулятивного, институционально-властного и поведенческого характера, выражающие единую правовую сущность общеправового принципа формального равенства. Такой подход к предме- ту философии права сужает его до исследовательского поля либертарно-юридической философско-правовой концепции. В то же время в науке должны исследоваться принципы и за- коны, которые носят объективный характер, а не задаются субъективными измерениями (социально-классовыми, этни- ческими, государственными интересами). Не существует либе- ральной, демократической или консервативной биологии или физики, так и предмет философии права не должен содержать аспекты мировоззренческого характера. В противном случае о философии права как науке не может быть и речи. Предмет философии права — принципы, которые являют- ся наиболее общими основаниями явлений. Еще Аристотель считал, что философское учение — это наука о наиболее общих основаниях мира и его познания. Философия — это и миро- воззрение, так как интерпретация этих оснований, их детер- минационной роли может быть разной у разных философов. Поэтому возникают многочисленные философские воззрения, учения, концепции: материалистические, идеалистические, плюралистические, пантеистические, деистические, теисти- ческие, атеистические. Когда вырабатываются философско-правовые концеп- ции, то наряду с философско-мировоззренческими ориента- циями они несут в себе социально-политические. Например, либертарно-юридическая трактовка предмета философии пра- ва — не научная, а мировоззренческая (буржуазно-либераль- ная). Неубедительны претензии ее авторов на то, что только их концепция понимания права и предмета философии права наи- более развитая, потому что в ней учтены и в преобразованном виде присутствуют достижения («резоны») предшествующих менее развитых концепций, и, следовательно, есть смысло- вое поле для их надлежащего понимания и изложения. Кроме 1 Нерсесянц В.С. Философия права.М.: Норма, 2001. С. 3, 9.Содержание 18 Глава 1. Философия права как философское и юридическое знание того, эта трактовка не соответствует требованиям методоло- гии науки. Законы правовой реальности и их познание — вот истинный предмет философии права. Только философия права позволяет понять в правовой ре- альности соотношение, взаимодействие, взаимодетерминацию объективного и субъективного, материального и идеального, материального и духовного, индивидуального, межиндиви- дуального и надындивидуального, личностного и массового, социального и биологического, природного и экзистенциаль- ного, человеческого и божественного, свободы и ответствен- ности, справедливости и равенства, законного и незаконного интереса, границ и пределов осуществления прав гражданина, личности, человека. Date: 2016-11-17; view: 312; Нарушение авторских прав |