Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделение властей: история идеи и ее осуществления (Афины, Рим , Флоренция).





Разделение властей как философская, политическая, а, главное, правовая доктрина имеет глубокие исторические корни. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей, потому что в древности власть ни чем не ограничивалась. О разделении властей можно с уверенностью говорить только тогда, когда судебная власть отделена от исполнительной и законодательной властей и пользуется достаточной независимостью. Ещё одним из критериев разделения властей является, если так можно выразиться «подсудность» главы государства, руководителя исполнительной власти. В «Книге Судей» был сформулирован важнейший доктринальный тезис о божественном происхождении судебной власти и её независимости от царя. Божественное происхождения царской власти было важнейшим и идеологически доктринальным обоснованием монархической власти в течение многих десятков веков и вспоминалось в связи с этим во много раз чаще, чем такое же происхождения судебной власти

Афины:

По форме правления - Афины – рабовладельческая демократическая республика. Вся полнота власти принадлежала совокупности граждан в Афинах. В Афинах впервые наблюдались элементы характерного для демократии принципа разделения властей, формировалась и важная для функционирования демократии система сдержек и противовесов.

Высшие органы власти:

1) Народное собрание (экклесия) – верховный законодательный орган государственной власти. Собиралось 4 раза в месяц. Принимали участие все полноправные граждане (мужчины) полиса. Кворум (не менее 6 тысяч человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собирались 2-3 тысячи человек..

Обязанности: принятие решений о войне и мире, союзах; назначение представителей и послов; объявление мобилизации и о числе призываемых ежегодно на воинскую службу; принятие законов (главная компетенция);финансовый контроль; утверждение должностных лиц полиса и 10 раз в году заслушивание их отчетов о проделанной работе, выражение доверия или недоверия им.

2) Совет 500-сот – булэ, соответственно члены Совета – булевты. Постоянный правительственный орган (исполнительная власть).

Избирались по жребию из граждан, достигших 30 лет. Срок нахождения в Совете 500-сот был ограничен 1 годом. Кандидаты в Совет 500-сот проходили особенную проверку – докимассию – выявление их образа жизни и права на занятие соответствующей должности.

Обязанности: -собирали Народное собрание- осуществление дипломатических сношений с другими государствами- управление финансами- надзор за арсеналами, доками, флотом- регулирование торговли. Контроль за должностными лицами (административным аппаратом)- заслушивание отчетов должностных лиц, в том числе и архонтов- привлечение к суду должностных лиц. Предварительное обсуждение вопросов, поступающих на рассмотрение народного собрания (главная функция)

3) Гэлиэя – высший орган судебной власти. Гелиэя не была в прямом смысле судебным органом. Это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Судебные функции выполнял ареопаг. Гелиэя состояла из 5 000 судей – гэлиастов (по 500 от каждой филы) и 1000 (по 100 от каждой филы) запасных судей. Члены гелиэи ежегодно избирались по жребию из граждан, достигших 30 лет. В целях предотвращения возможных злоупотреблений властью, коллегиям не было известно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Заседания суда – гелиэи имели публичный характер.

Обязанности: суд первой инстанции по уголовным и гражданским делам (о государственных преступлениях, о злоупотреблении властью и пр.); апелляционная инстанция (апелляция – пересмотр дела, решение или приговор по которому уже вступили в законную силу; кассация (жалоба) – еще не вступили в законную силу). Орган, сдерживающий и контролирующий полномочия других властей: без ее одобрения законопроект не становится законом;

Таким образом, высшими органами власти являлись: экклесия (Народное Собрание) – законодательный орган государственной власти; булэ (Совет 500-сот) – исполнительный орган государственной власти; гэлиэя – судебный орган государственной власти.

Рим: В конце VI в. до н. э. в Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов.

С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет. Главным органом власти Римской республики был Сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен.

Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.

В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. Не будучи судебным органом, Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Аристократическая по своей сущности, Римская республика сохраняла многие важные институты народовластия, и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти.

В Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников (магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров и др. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

В Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на один год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Но каждый из них мог наложить запрещение - вето - на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью «cum imperium». Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов. В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредственного руководства другими коллегиями.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибун не мог отлучаться из Рима, трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление Сената. В полномочия трибун входило право арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Армия в Риме строилась на началах самой строгой дисциплины. В отношении всех своих солдат и офицеров командующий имел право смертной казни. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации - казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию.

 

Флоренция: Флорентийская республика XIII - XVI вв. стоит на особом месте среди городов-государств Европы и сравнима, пожалуй, только с Афинами до нашей эры. Модель разделения властей Флорентийской республики заслуживает выделения именно из-за её результативности. Конституционно-правовые элементы разделения властей, а так же в некоторой степени сдержек и противовесов стали как гарантией художественного расцвета города, так и новым этапом развития и ещё одним достижением доктрины разделения властей. Передовые государственно-правовые идеи сопровождали развитие флорентийского государства, а примеры

античности Афин и республиканского Рима создали базу для нее. Разделение властей, а так же сдержки и противовесы создают такой государственно-правовой механизм, который переламывает чрезмерно амбициозные поползновения власти, а значит, обеспечивает свободу граждан. Эта свобода, в свою очередь, обеспечивает возможность, чтобы труд и творчество граждан создавали их собственное и государственное благополучие. Флоренцию отличает от других городов-государств Италии того времени, в том числе и Венеции, более чёткое разделения судебных, исполнительных и законодательных полномочий.

Они разделили город на шесть частей и избрали по два человека от каждого региона в Совет Старейшин для управления городом. Четыре члена Совета Старейшин, подлежали ежегодной смене. Затем число управителей города увеличили до 36, потом уменьшили до 12, переизбираемых каждые 2 месяца, а кроме них Совет из 80 человек и ещё один Совет из 180 человек. Каждый решал различные вопросы, а вместе они формировали Общий Совет. Кроме этого, был создан Совет в составе 120 горожан, который назначал должностных лиц и принимал окончательные решения по всем делам, рассматриваемыми другими советами. Ремесленников и других профессионалов, включая юристов, разделили на цехи, а в Совет правителей, вскоре названный Синьорией, избирали только людей, занимавшихся торговлей и ремеслом. Состав Синьории обновлялся каждые два месяца, а новые члены её намечались на следующие 40 месяцев путём записок с фамилиями кандидатов, которые помещали в специальную сумку, а оттуда извлекались каждые два месяца, как в лотерее. Каждый гражданин Флоренции, имеющий профессиональный статус в одном из 12 цехов, мог быть избран членом Синьории. Дворяне же были лишены этого права, их кандидатуры не рассматривались. При этом высшим органом оставалось периодически созываемое городское народное собрание. Флорентийская модель государственности предусматривала такое раздробление государственных функций среди различных государственных органов, которое создавало сдержки и противовесы любому стремлению к установлению тирании в этом городе. Конституционный порядок более или менее менялся с точки зрения структуры и функций различных госорганов почти каждые пять лет.

Date: 2016-11-17; view: 1388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию