Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестьянская реформа 1861 г.





Причины проведения крестьянской реформы:

поражение России в Крымской войне показало необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества;

крепостное право тормозило развитие рынка;

обострялась классовая борьба, усиливалось революционное движение.

Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, который позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).

Текущую деятельность по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутренних дел И.Л. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на основании которого все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.

Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осуществления реформы: первоначально помещик сохранял право собственности на земли, полученные крестьянами в результате реформы, за которые последние несли оброк и барщину. Эти крестьяне назывались временно обязанными и фактически зависели от помещика.

В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.

Условия выкупа были следующими: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из государственной казны, которую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.

В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом.

В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян.

Минусы крестьянской реформы:

сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина);

уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество;

размер платежей был больше размера оброка.

Плюсы крестьянской реформы:

появлялись свободные рабочие руки;

стал развиваться внутренний рынок;

сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

 

28. Буржуазные реформы Александра II и их влияние на развитие российского общества

К середине XIX в. явно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств, что показали международные события 1850-х гг. Поэтому главной задачей внутренней политики правительства во второй половине XIX в. стало приведение социально-экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени, одновременно сохраняя самодержавие и господствующие позиции дворянства. 1860-1870 гг. стали временем крупных реформ, главной из которых была аграрная. Отмена крепостного права, изменение социального положения крестьянства были обусловлены политическими, социальными, экономическими и нравственными предпосылками.

Аграрная реформа охватила все группы крестьян: в 1861 г. она началась в помещичьей деревне, в 1863 г.- в удельной, в 1866 г. – в государственной. Более всего она затронула крепостных крестьян, которые получили личную свободу, права юридических лиц, право выкупить приусадебный участок и, с согласия помещика, пахотный надел. До перехода на выкуп земли лично свободные крестьяне могли пользоваться пашней помещика за повинности, зафиксированные в уставной грамоте, и назывались временнообязанными. Размер надела определяли помещики, исходя из введенных государством норм, которые зависели от плодородия почв, при этом часть бывших крестьянских наделов была отрезана в пользу помещиков и в целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Стоимость надела определяло государство, взяв за основу дореформенный оброк. Государство взяло на себя помощь крестьянам в выкупе земли и заплатило за них помещикам 80% ее стоимости. Крестьяне же должны были возвращать эту ссуду в течение 49 лет с процентами. То есть выкуп земли оказался очень выгоден как помещикам (получили в 1,5 раза больше реальной стоимости земли), так и государству (к 1907 г. крестьяне выплатили ему сумму, в 2,5 раза превышающую ссуду). Удельные и государственные крестьяне сразу же переводились на выкуп земли и получили большие наделы.

Аграрная реформа дала свободу более чем 30 млн крестьян, создала условия для развития буржуазной экономики и модернизации страны, но она носила половинчатый характер: крестьяне получали землю не в частную собственность, а в общинное владение; община становилась хозяином земли лишь после погашения государственной ссуды, сохранилась сословная обособленность и ограниченность крестьян. Реформа сохранила помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Она не сняла аграрный вопрос.

Кроме аграрной, были проведены другие буржуазные реформы: просвещения и печати (1863-1864 гг.), земская (1864 г.), судебная (1864 г.), городская (1870 г.), военная (1874 г.). Их результатом стало появление в России новой системы судопроизводства с всесословным, независимым от администрации, гласным, публичным, состязательным судом с несменяемыми судьями и присяжными заседателями, с выборными мировыми судьями, рассматривавшими мелкие уголовные и гражданские дела. Были введены выборные органы местного самоуправления: городские думы и земские собрания. Осуществлено перевооружение армии, введены новые рода войск (например, железнодорожные) и всеобщая воинская повинность со сроком службы в 6-7 лет. При этом срок службы зависел от уровня образования призывника: начальное образование сокращало его в 2 раза, среднее – в 4 раза, а высшее – до 6 месяцев. Восстанавливалась автономия университетов, доступное всесословное образование, отменялась предварительная цензура для книг и центральных периодических изданий.

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер, заложив основу для экономической модернизации страны, для ее эволюционного развития и превращения в буржуазную монархию. Но они были неполными, осуществлялись непоследовательно, сменившись в 1880-е гг. при Александре III контрреформами, и потому оставили много нерешенных вопросов и породили новые проблемы, серьезно осложнившие жизнь России как в пореформенный период, так и в начале XX в.

 

29. Народничество 60-80-х г.г.: идеология и организации

В широком смысле под народничеством подразумевается общественное движение, основанное на идеях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узком смысле это революционные подпольные группы и организации 60—80-х годов XIX в. Непосредственными идеологами и вдохновителями революционного народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

М.А. Бакунин был выходцем из среды высшего дворянства. Учился в артиллерийском училище, увлекался немецкой философией, был членом кружка Н.В. Станкевича. Уехав за границу, он участвовал в революционном движении 1848—1849 гᴦ. в Германии и Австрии, был дважды приговорен к смертной казни и выдан царскому правительству. В 1861 ᴦ. бежал из ссылки через Японию в США, а затем перебрался в Европу, сотрудничал с А.И. Герценым и В.Г. Белинским.

М.А. Бакунин — один из теоретиков анархизма. Конечную цель он видел в ʼʼосвобождении всœего человечества посредством восставшей черниʼʼ, уничтожении буржуазной цивилизации, разрушении всœех экономических, политических, религиозных учреждений, полном и окончательном уничтожении классов, семьи, наследственных прав. На смену старому строю должно прийти объединœение людей в сельские и городские общины, добровольные федерации общин.

Анархическая теория М.А. Бакунина не признавала никакого государства, в т.ч. и демократического. Во ʼʼвсœеобщем избирательствеʼʼ он видел прикрытие господства образованного меньшинства.

Зачинщиком всœемирного бунта͵ по мнению М.А. Бакунина, должна стать Россия. Россия пережила разинщину и пугачевщину. В России скопилось достаточно горючего материала для социального взрыва. В русском народе М.А. Бакунин видел черты, соответствующие его анархическим идеям: веру в то, что земля ничья и принадлежит народу, веру в общинное землевладение и мирское управление.

М.А. Бакунин призывал интеллигенцию, ʼʼумственный пролетариатʼʼ, к действию, идти в деревню, бросить ʼʼток между разрозненными крестьянскими мирамиʼʼ, объединить лучших людей из крестьян, ʼʼестественных революционеровʼʼ, с фабричными рабочими. ʼʼНе учить народ, а бунтоватьʼʼ — таков был девиз М.А. Бакунина.

П.Л. Лавров также получил военное образование. Он был блестящим математиком, преподавателœем военных учебных заведений. Еще до реформы он стал известен как философ, отличавшийся Радикальными взглядами. В 1866 ᴦ. П.Л. Лавров был арестован за связь с революционными организациями. Бежал в 1870 ᴦ. из вологодской ссылки и закончил в 1900 ᴦ. свою жизнь в эмиграции. В ссылке он написал книгу ʼʼИсторические письмаʼʼ, которая вызвала жаркие дискуссии и с жадностью читалась молодежью.

П.Л. Лавров призывал молодежь изучать жизнь народа, знать, чем живет и отчего страдает рабочий люд, который своим трудом ʼʼподдерживает здание цивилизацииʼʼ и дает возможность молодежи учиться. В отличие от Бакунина П.Л. Лавров призывал молодежь просвещать народ, выводить его из состояния отсталости, готовить его к будущему социальному перевороту. Суть исторического прогресса он видел в совершенствовании человека и общества, развитии человеческой солидарности, воплощении в человеческом общежитии идей равенства и справедливости. По его убеждению, носителœем общественного прогресса является критически мыслящая личность, сила личности — в поддержке ее народом. П.Л. Лавров считал, что перестройка русского общества должна быть проведена самим народом, но народ нужно к этому подготовить, создать революционную партию, состоящую из энергичных, мыслящих, убежденных и преданных делу людей.

П.Н.Ткачев происходил из обедневшей дворянской семьи. Со студенческих лет участвовал в революционном движении. Был исключен из университета. Экстерном закончил юридический факультет. Короткое время работал помощником присяжного поверенного. Был сослан. В 1873 ᴦ. бежал из ссылки и эмигрировал. За короткую жизнь (умер в январе 1886 ᴦ. в возрасте 41 года) написал большое количество литературно-критических статей, работ по проблемам права и философии. Свои политические взгляды П.Н. Ткачев изложил в брошюре ʼʼЗадачи революционной пропагандыʼʼ, открытом письме Фридриху Энгельсу, редактируемом им журнале ʼʼНабатʼʼ, который выходил за рубежом с 1875 по 1881 ᴦ. П.Н. Ткачев резко полемизировал с Бакуниным и Лавровым. Идею народной революции он считал утопичной и неосуществимой. Его главный лозунг — захват власти небольшой группой революционеров, хорошо организованных и спаянных крепкой дисциплиной. После захвата власти создается революционная диктатура, которая будет проводить в жизнь главные требования народнической программы: превращение общины в главную ячейку хозяйственной и общественной жизни, установление новых отношений между людьми на принципах любви, равенства и братства, постепенное устранение функций государства.

П.Н. Ткачев верил в возможность и крайне важно сть осуществить как можно скорее революционный переворот, пока еще только нарождаются новые формы буржуазных отношений и самодержавие не осуществило новые реформы. Быстрый экономический прогресс и демократические преобразования могут сделать революцию невозможной. Благоприятный момент будет упущен. П.Н. Ткачев был уверен, что главное условие успешного политического переворота — всœеобщее недовольство и отчаяние — уже налицо. Другое условие — дезорганизация власти — должна быть обеспечено действиями революционеров, в первую очередь террором.

Учение М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева вдохновляло и объединяло революционеров 70-х — начала 80-х годов в их стремлении к революционному ниспровержению существующего строя и к справедливому социальному переустройству общества, опираясь на общинные традиции российского крестьянства. Разногласия возникали по вопросам о методах и средствах осуществления революционных идей.

Первые попытки революционной политической агитации появились в начале 60-х годов В 1861 ᴦ. распространялась прокламация ʼʼВеликорусʼʼ, которая приписывалась Н.Г. Чернышевскому и редакции журнала ʼʼСовременникʼʼ. Авторы призывали к массовым действиям для осуществления демократических преобразований. В другом листке ʼʼК молодому поколениюʼʼ (автор — литератор М.Л. Михайлов) уже звучали угроза правящей династии и требование замены монархии выборным старшиной, который получал бы жалованье от народа. Крайним экстремизмом отличалась прокламация ʼʼМолодая Россияʼʼ. Автор ее, студент Зайчневский, выступал от имени не существующей на делœе подпольной организации под тем же названием. Автор прокламации, разделив всœе населœение России на две партии — народную и императорскую, призывал к беспощадной кровавой борьбе, полному истреблению императорской партии, к которой относятся всœе дворяне, чиновники, офицеры и члены их семей. Один из членов небольшого подпольного кружка под названием ʼʼАдʼʼ Д.В. Каракозов стрелял 4 апреля 1866 ᴦ. У Летнего сада в императора Александра II. В конце 60-х годов усилилось студенческое движение по сугубо академическим проблемам. Но революционеры пытались использовать его для политической борьбы. С.Г. Нечаев и П.Н. Ткачев сочинили ʼʼПрограмму Революционных действийʼʼ, предполагая создать во всœех университетских городах революционные центры, чтобы весной 1870 ᴦ. поднять всœеобщее народное восстание.

Особенно ярко проявилась деятельность С. Г. Нечаева, обладавшего невероятной энергией, самолюбием и фантазией. В 1869 ᴦ. он создал кружок из студентов Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии в Москве. С. Г. Нечаев вошел в Доверие к М.А. Бакунину и убеждал его в наличии в России широко разветвленной революционной организации. На самом делœе кружок насчитывал немногим более двух десятков человек и действовал по принципам строгой конспирации и взаимной ответственности. За подозрение в измене С.Г. Нечаев и его сообщники зверски убили своего товарища по кружку студента Иванова. Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан русскому правительству как уголовный преступник. В 1872 ᴦ. был устроен открытый судебный процесс. На скамье подсудимых оказались 87 человек. Приговоренный к 20 годам каторги, Нечаев умер в 1882 ᴦ. в Шлиссельбургской крепости. Слово ʼʼнечаевщинаʼʼ стало нарицательным и означает грубое нарушение революционерами общепринятых моральных норм во взаимных отношениях, применение для достижения своих целœей лжи, шантажа, убийства.

При содействии М.А. Бакунина С. Г. Нечаев написал ʼʼКатехизис революционераʼʼ с изложением базовых постулатов революционной борьбы. Революционер должен полностью порвать с окружающим его обществом, его образом жизни и моралью. У него нет ʼʼни своих интересов, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имениʼʼ. Его единственная цель — разрушение этого ʼʼпоганого строяʼʼ. Нравственно всœе, что содействует торжеству революции. Революционер должен быть готов сам погибнуть и погубить всœе, что мешает его главной цели. Родственные, любовные отношения, дружеские связи следует рассматривать только с точки зрения их целœесообразности для революции. Все ʼʼпоганое обществоʼʼ, по терминологии С.Г. Нечаева, следует разделить на несколько категорий, которые одна за другой должны быть уничтожены.

Нечаевщину осуждали большинство революционеров. Правительство широко публиковало ʼʼКатехизис революционераʼʼ и материалы суда над С.Г. Нечаевым, чтобы вызвать неприязнь у либерального общества к своим наиболее опасным противникам. История нечаевщины побудила Ф.М. Достоевского написать роман ʼʼБесыʼʼ, осуждавший цели и методы революционного подполья. Неверно было бы российское революционное движение 70—80-х годов XIX в. и последующего времени отождествлять с нечаевщиной.

В конце 60-х — начале 70-х годов возникли подпольные кружки с целью пропаганды среди крестьян. Один из них известен под названием кружка ʼʼчайковцевʼʼ по фамилии одного из его организаторов, студента медико-хирургической академии Н.В. Чайковского. Другое его название ʼʼБольшое общество пропаганды*' В состав кружка входили известные затем участники народнического движения — С.Л. Перовская, Д.А. Клеменц, С.С. Синœегуб, П.А. Кропоткин. Всего около 36 человек. Одновременно в Москве возник кружок так называемых сибиряков во главе с А. В. Долгушиным. Создавались также кружки самарцев, оренбуржцев и др.
Размещено на реф.рф
В основном это были студенты, выходцы из этих губерний.

Начало массовому движению в народ положили прокламация долгушинского кружка ʼʼК интеллигенцииʼʼ и ʼʼПрограмма революционной пропагандыʼʼ, составленная П.А. Кропоткиным. Началось изготовление агитационных брошюр и листовок. Подпольная литература ввозилась из-за границы. В брошюрах ʼʼСказка о четырех братьяхʼʼ, ʼʼКак должно жить по закону природы и правдыʼʼ, ʼʼСказка о копейкеʼʼ и других в доступной для крестьян форме излагались причины существующей социальной несправедливости и содержались призывы к всœенародному восстанию.

Участники движения в народ готовили себя к работе среди крестьян: учились ремеслу, изучали быт местностей, где они собирались вести пропаганду, учились разговаривать на простонародном языке. Для агитации избрали в первую очередь районы, где ранее были крестьянские волнения (Дон, Поволжье, Центральное Черноземье, часть Украины). Главная задача — войти в доверие к крестьянам и побудить их к активным действиям. В 1873—1874 гᴦ. народническая агитация распространилась на 37 губерний. В хождении в народ участвовали более 2 тыс. человек.

Неудача массового хождения в народ объясняется прежде всœего коренным расхождением между идеями, которые проповедовали революционеры, и истинными нуждами и настроениями основной массы крестьянства. Крестьяне не воспринимали агитацию против царя и церкви, идеи социализма были непонятны им. Во многих случаях они сами сообщали ближайшему полицейскому чину о появлении в деревне каких-то неизвестных возмутителœей. В разговорах крестьяне нередко сожалели об отмене крепостного права, говорили, что при ʼʼбарахʼʼ было лучше.

Столкнувшись с реальным крестьянским миром, участники движения убеждались в утопичности идей идеологов народничества о крестьянском бунте и наивной крестьянской вере в идеи социального переустройства общества на основах всœеобщего братства и справедливости.

Причину провала массового хождения в народ его участники видели в отсутствии единого руководящего центра, централизованной партии. Неудачи вели их к идеям П.Л. Лаврова о крайне важно сти постепенного просвещения отсталых масс и создания для этого боевой организации. Следующий этап народнического движения — создание в 1876 ᴦ. единой организации ʼʼЗемля и воляʼʼ для централизованного руководства революционной деятельностью. В состав ʼʼЗемли и волиʼʼ входили молодые революционеры — М.А. Натансон, В.А. Осин-ский, О.В. Аптекман, будущий основатель российского марксизма Г.В. Плеханов, а также другие участники движения С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский (Степняк-Кравчинскии) В.И. Фигнер и др.

Землевольцы видели свою цель не в немедленном возбуждении всœеобщего бунта͵ а в подготовке масс, просвещении их, пробуждении в народе политического сознания. Под руководством ʼʼЗемли и волиʼʼ началось новое движение в народ. На сей раз интеллигенция шла в деревню для просветительской и агитационной работы под видом учителœей, врачей, агрономов; в деревне создавались небольшие ремесленные и торговые заведения.

Организаторы ʼʼЗемли и волиʼʼ стремились поднять активность масс посредством коллективных протестов, ходатайств, отказа от уплаты податей. Под руководством землевольцев было организовано несколько рабочих стачек. 6 декабря 1876 ᴦ. проведена демонстрация у Казанского собора в Петербурге. В ней участвовали около 200 человек. Молодой революционер Г.В. Плеханов произнес речь, а рабочий Я. Потапов развернул знамя с надписью ʼʼЗемля и воляʼʼ. Полиция арестовала более 30 участников, которые были осуждены затем на каторге и в ссылку в Сибирь.

Землевольцы допускали также действия, дезорганизующие правительство, в т.ч. и террор.
Размещено на реф.рф
Для этого была организована специальная группа, активность которой очень быстро росла. Переход к террору и политической борьбе всœе больше выдвигались на первый план. Причин было несколько. Немаловажную роль играла психология революционеров, стремившихся к активным действиям, не приспособленных к мирной просветительской деятельности. Росли нетерпение и готовность совершить политический переворот без участия народа. Сказывались репрессии правительства, которые вырывали лучшие кадры и грозили полным развалом. В серединœе 70-х годов было арестовано 770 человек. Менее чем за полтора года, с августа 1878 ᴦ. по декабрь 1879 ᴦ., 19 участников движения были казнено.

Террор стал формой мести и уничтожения наиболее ненавистных членов правительства. В январе 1878 ᴦ. молодая революционерка Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Вслед за этим М.С. Степняк-Кравчинскии убил шефа жандармов Мезенцева. Террористу удалось скрыться и перебраться за границу. В этом же году был убит харьковский генерал-губернатор.
Размещено на реф.рф
2 апреля 1879 ᴦ. член землевольческой организации А. Соловьев предпринял попытку убить царя, но сделанные им четыре выстрела не попали в цель: Александр II упал лишь от испуга. Соловьев был казнен.

Проблема террора вызывала острые разногласия. В организации ʼʼЗемля и воляʼʼ образовалось два течения — ʼʼортодоксыʼʼ и ʼʼноваторыʼʼ. Во второй половинœе июня 1879 ᴦ. ʼʼноваторыʼʼ собрались в Липецке. После вдохновенных речей А. Желябова, А. Михайлова и других единогласно было решено отказаться от мирной культурнической деятельности среди крестьянства и сосредоточить всœе силы на борьбу с правительством путем террора. Было принято предложение Михайлова о подготовке убийства Александра II. К концу 1879 ᴦ. ʼʼЗемля и воляʼʼ окончательно распалась. Большинство образовали новую революционную организацию ʼʼНародная воляʼʼ, целиком посвятившую себя политической борьбе с правительством путем террора. Меньшинство во главе с Г.В. Плехановым, О-В. Аптекманом, М.Р. Поповым, Я.В. Стефановичем и другими объявили о создании организации ʼʼЧерный переделʼʼ, которая отстаивала старую тактику агитации и подготовки крестьянского восстания.

ʼʼНародную волюʼʼ возглавлял Исполнительный комитет из 20—30 человек. Это были испытанные, фанатично преданные идее революционеры — А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, Н.И. Кибальчич. Один из участников движения впоследствии писал, что всœех их отличали ʼʼбесстрашие и беспощадность к борьбе. Все охвачены одним настроением, одним порывом, одной цельюʼʼ. Количество оформленных членов организации доходило до 500, а примыкавших к движению было во много раз больше. Была создана военная организация во главе с офицером Сухановым, имевшая свои филиалы в Одессе, Тифлисе, Николаеве и Москве.

В отличие от своих предшественников ʼʼНародная воляʼʼ выдвигала на первый план демократические преобразования: свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для демократического преобразования политического строя России на началах свободы слова, печати, сходок, общественных объединœений, всœеобщего избирательного права, выборности должностных лиц и местного самоуправления. В экономической области предусматривалась передача земли народу, фабрик и заводов рабочим.

Демократическая программа народовольцев сближала их с либералами. Но либералы были сторонниками законных методов борьбы и постепенных преобразований. Конкретный план действий был сформулирован следующим образом: 1) создать центральную боевую организацию, способную поднять восстание, и провинциальные организации, способные поддержать восстание; 2) склонить на свою сторону армию, заручиться поддержкой интеллигенции, общественного мнения Западной Европы.

ʼʼНародная воляʼʼ придавала большое значение привлечению на свою сторону рабочих, формированию активной рабочей прослойки для подготовки восстания. Агитацию среди рабочих возглавлял А. Желябов, участие в данном принимали А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер и др.

При этом работа в массах не получила широкого размаха. Главной формой практической деятельности народовольцев стал террор.
Размещено на реф.рф
Вся энергия и всœе силы Исполнительного комитета сосредоточились вокруг главной цели — убийства царя Александра II. Одновременно устраивались покушения на высших чиновников в разных городах. Террористическая деятельность будоражила общественность, создавала обстановку нервозности в правительственных кругах. Несмотря на аресты и жестокие расправы, революционеры усиливали натиск. Кучка неуловимых народовольцев почти два года вела неравную борьбу с могущественной махиной государственной власти. По упорству, изобретательности и самоотверженности подобных примеров в мировой истории найдется немного. Каждый день императору и высшим правительственным чиновникам угрожала серьезная опасность.

Самой крупной акцией явился взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 ᴦ., организованный рабочим-революционером Степаном Халтуриным. Под чужой фамилией он устроился столяром в царскую резиденцию; для взрыва был избран момент, когда вся царская семья должна была собраться в столовой на торжественный обед по случаю приезда зарубежных гостей. Взрыв произошел раньше времени. Мощность его была недостаточной. В случае если бы попытка Халтурина удалась, то последствия для российской истории были бы непредсказуемы. Погибла бы вся династия Романовых. На сей раз С. Халтурину удалось скрыться, но в 1882 ᴦ. он был повешен за покушение на одесского губернатора.

Осенью 1880 ᴦ. ʼʼохотаʼʼ на императора достигла высшего напряжения. Были задействованы всœе возможные варианты. В роковой день 1 марта 1881 ᴦ. Александр II решил после длительного перерыва выехать из Зимнего дворца на осмотр войск. Все возможные пути следования императора были буквально оцеплены революционерами. По углам улиц расставлены метальщики с ручными бомбами. Руководила операцией Софья Перовская. Бомба, брошенная Гринœевицким, завершила долго готовившийся акт цареубийства. Главная цель, ради которой боролись и погибали революционеры 70-х — начала 80-х годов, была достигнута.

При этом программы практических действий после убийства царя у народовольцев не было. Первая реакция — обращение к народу и ультимативное письмо новому императору Александру III: или революция, кровавая и неизбежная, или добровольное обращение верховной власти к народу. Никакого отклика в народе кровавая акция 1 марта не получила. Либеральная общественность отвернулась от террористов. Народные массы восприняли это как расправу с царем-освободителœем. Правительство ответило массовыми репрессиями. Надежды на продолжение либеральных реформ окончательно исчезли. Новый император и его окружение стали на путь пересмотра многих реформ 60—70-х годов. Активные участники покушения сразу же были арестованы. Пять человек казнены. В феврале 1882 ᴦ. был устроен так называемый процесс двадцати. Перед судом предстали главные руководители Исполнительного комитета ʼʼНародной волиʼʼ. Оставшиеся на воле вскоре тоже были арестованы. Большинство из них погибли на каторге и в тюрьмах. Лишь немногие дожили до 1904—1905 гᴦ., когда они вышли на свободу.

Убийством Александра II закончился героический период народнического движения. Опыт истории показал, что насилие и террор не могут привести ни к политической свободе, ни к улучшению экономического положения трудящихся масс. Но народничество как идеология крестьянского социализма, как движение интеллигенции за экономические, социальные и политические преобразования продолжало существовать. Менялись формы борьбы. Народники конца 80-х и 90-х годов отстаивали программу просвещения народа, экономической защиты крестьянского хозяйства и мелкого производства в городе от наступления крупного капитала. В начале 1900-х годов народническая идеология стала основой становления и деятельности партии социалистов-революционеров (эсеров).

Как тактика революционной борьбы террор народовольцев себя не оправдал. Существует морально-нравственный аспект подобных методов революционного действия. Несомненно, что убийства зачастую неповинных людей, разгул кровавого террора не бывают оправданы даже самыми высокими идеями и заботой о страдающем народе. Никаких изменений в положении масс террор не приносил, невозможно также оправдать террор репрессиями правительства. Действия революционеров усугубляли методы борьбы с ними. Убийства высших сановников и самого царя не ослабляли а, напротив, укрепляли самодержавный режим.

При этом проблема психологии революционеров, организаторов и исполнителœей террористических действий более сложна. Неверно изображать их кровожадными убийцами. Это были фанатики идеи, которые шли на верную смерть ради достижения высшей, по их мнению, цели — свержения тирании; достижение этой цели они считали высшим мерилом нравственности.

В последние годы появилось стремление огульного осуждения и карикатурного изображения революционеров 70—80-х годов XIX в. Этому способствует массовое издание тенденциозного романа генерала Краснова ʼʼЦареубийцыʼʼ, некоторые газетные и журнальные публикации. Предвзятый подход не способствует выявлению истины. Для этого требуется научный анализ объективно-исторического развития пореформенной России, мотивации действий и психологии участников исторических событий.

 

30. Рабочее движение и распространение марксизма в России в 70—90-е г.г. XIX в

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны, является новым явлением в социальной жизни пореформенной России. В 60-е гг. борьба пролетариата только начиналась, выступления рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во время бунтов рабочие избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е гг. растет число стачек, движение приобретает более организованный характер. Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер: основное требование - повышение заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения с полицией, рабочие силой освобождали арестованных товарищей.

Наиболее крупными стачками были стачки на Невской бумагопрядильной (1870) и Кренгольмской (1872) мануфактуре.

В этот период на рабочее движение большое влияние оказывают народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная, просветительная, культурная работа.

Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза. Первой рабочей организацией был "Южнороссийский союз рабочих", основанный в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Е.О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек из ряда городов Юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Важнейшим документом Союза был Устав, в котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только "посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества". Союз заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Члены Союза вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. Союз в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е.О. Заславский был приговорен к 10 годам каторги. В 1878 г. он умер в тюрьме.

В 1878 г. в Петербурге на основе объединения разрозненных рабочих кружков возник "Северный союз русских рабочих". Союз насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций. Руководителями "Северного союза" были рабочие-революционеры - слесарь В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин. В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как "политическая свобода" обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д.

Хотя рабочее законодательство в России было весьма неразвито и законы часто не соблюдались, его принятие было свидетельством силы возникшего на экономической почве рабочего движения.

Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой "Освобождение труда". Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России народники из народнической организации "Черный передел" П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.

Переход "чернопередельцев" к марксизму был связан с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на социалистических позициях, они вели теоретические поиски не на пути использования особенностей страны, общинных традиций, а на пути признания прогрессивности капиталистического развития России. В это время в Западной Европе марксизм как идеология рабочего класса завоевывал все большее влияние. Целью группы "Освобождение труда" являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.

Г.В. Плеханов и его группа перевели на русский язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. Г.В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции. Политические взгляды группы "Освобождение труда" были сформулированы в ее Программе (1884), в Проекте Программы русских социал-демократов (1887). Группа "Освобождение труда" много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России. Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной жизни страны так называемого "легального марксизма", который получил широкое распространение в 90-е гг. XIX в. "Легальные марксисты" представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру. "Легальные марксисты" отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. "Легальные марксисты", и прежде всего П.Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э. Бернштейн*, стали развивать ревизионистские идеи. "Легальные марксисты" поняли значение капитализма, необходимость экономической европеизации России.

 

31. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру

Date: 2016-11-17; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию