Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на уровень цен





Рис. 1. Факторы, влияющие на уровень цен

Определение обоснованного уровня цены – наиболее сложный момент в деятельности предприятия, так как цена подвержена влиянию множества факторов (рис. 1), которые нужно учитывать специалистам по ценообразованию.

К факторам спроса, действующим на уровне экономики, относятся:

Ø платежеспособный спрос населения,

Ø объем спроса в натуральном выражении,

Ø уровень сбережений,

Ø размер среднедушевого дохода, его распределение между социальными группами,

Ø инфляционные ожидания населения.

Кроме этого, спрос на конкретный товар зависит от

Ø вкусов и предпочтений различных групп потребителей,

Ø качественных характеристик товаров и их полезности, т.е. способности удовлетворить потребность человека.

Факторы потребительского выбора определяют конкурентность данного товара и его место на рынке:

Ø уровень цен на аналогичные товары предприятий‑конкурентов;

Ø замещаемость товара;

Ø уровень цен на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары.

Факторы предложения зависят от условий функционирования сферы производства:

Ø уровня издержек производства и реализации;

Ø количества товаров, поступающих на рынок;

Ø цен на факторы производства (природные ресурсы, капитал и труд);

Ø получаемой прибыли и структуры ее использования;

Ø инвестиционных процессов.

К факторам, обусловленным альтернативными производственными возможностями, относят

Ø предельную замещаемость продуктов, альтернативных издержек и технологий,

Ø предельную замещаемость факторов производства.

Факторы государственного регулирования – это:

Ø действующая система налогообложения (ставки),

Ø таможенная политика,

Ø курсы валют,

Ø ставки рефинансирования и т.д.

Необходимыми условиями свободного ценообразования, которые должно обеспечить государство, являются экономическая самостоятельность и свобода выбора действий субъектов хозяйствования (предпринимателей, предприятий) как собственников; защита договорно‑контрактных отношений между ними с точки зрения правовых гарантий возмещения потерь, убытков, упущенных выгод; поддержание конкурентной среды и пресечение проявлений монополистического поведения.

Таким образом, механизм ценообразования проявляется через динамику цен, которая формируется под влиянием двух основных факторов:

Первый фактор – стратегический, который состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров.

Второй – тактический, суть которого заключается в том, что конечная величина цены определяется конъюнктурой рынка (соотношением спроса и предложения на данный товар). Процесс формирования цены достаточно сложен, и понимание взаимосвязи этих факторов и их сущности дает ответ на вопрос, что же такое цена.

Функции цен

Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических понятий и взаимосвязь с этими категориями. В экономической литературе традиционно выделяют следующие

функции цен:

· учетно-измерительная (соизмерительная);

· регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);

· стимулирующая;

· распределительная (перераспределительная).

Некоторые ученные выделяют более широкий перечень функций цен, такие как: функция цены, как средства рационального размещения производств и информационная.

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность:

во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных),

во-вторых, сопоставить различные товары и услуги,

в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена может существенно отклоняться от себестоимости. Особенностью рыночной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, престижным товарам, влияние имиджа фирмы на уровень цен.

Согласно части 1 ст. 40 НК РФ налоговым органам дано право контролировать правильность цен при товарообменных операциях.

Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится максимально сократить затраты на производство товаров, работ и услуг (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов и т.п.)

Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.

На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают влияние следующие факторы:

1. уровень цены (различные цены на ликероводочную продукцию, производимую на территории РФ и на ввозимую; цена труда – в сельском хозяйстве уровень оплаты труда составлял в январе 2014 года чуть более 15 тыс. руб., что в 4,5 раза ниже чем в финансовой деятельности. Образно говоря, четыре "крестьянина" содержат одного "банкира".);

2. структура цены:

- уровень рентабельности (перелив капитала – капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);

- доля налогов, акцизов в цене товара;

- таможенные пошлины – высокие пошлины как мера защиты отечественного производителя.

На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие цен может проявляться через:

1. уровень цены;

2. надбавки и скидки к цене;

3. акцизы (например ставки акциза по подакцизным товарам составляют:

500 руб. за 1 л. этилового спирта, содержащегося в ликеро-водочных изделиях крепостью до 9%;

600 руб. за 1 л. этилового спирта по алкогольной продукции крепостью свыше 9%,

0 руб. за 1 л. этилового спирта отпускаемого для производства лекарственных средств);

4. дифференцированное ценообразование; (В качестве примера использования стратегии дифференцированного ценообразования можно привести тарифообразование на услуги связи. Приведем основные факторы, по которым дифференцируются тарифы на отдельные услуги связи:

■ масса почтовых отправлений (пересылка письменной корреспонденции, посылок, бандеролей);

■ расстояние (предоставление междугородных телефонных разговоров, пересылка посылок, аренда каналов);

■ скорость передачи или пересылки (пересылка срочных телеграмм, авиапосылок, телеграфных денежных переводов, предоставление междугородных телефонных разговоров);

■ категория потребителей услуг связи (население и народнохозяйственный сектор);

■ требование к сохранности (пересылка ценных писем, бандеролей и посылок).

5. продажа товаров в кредит и т.п.

Распределительная или перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов с помощью цены:

- Соотношение цен на различные виды продукции. К примеру цены на топливо и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по экономике, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей ГСМ и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольном перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.

- Включение и (или) не включение в цену налогов (НДС – пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз – на отдельные товары – ювелирные изделия, табачные, вино-водочные).

- Установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике для промышленных потребителей и населения, подписка – физические и юридические лица, газ для бытовых нужд – городское и сельское население).

Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен доходность отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение доходов через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения. Например, со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а так же, основные виды услуг. Объём этих товаров составил всего 10% в товарообороте страны.

Информационная функция связана с тем, что

Во-первых: цена является носителем важнейшей экономической информации о конъюнктуре рынка, состоянии финансовой системы страны

Во-вторых: участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт (ВНП), валовый региональный продукт (ВРП), объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.п.).

В-третьих: участвует в расчете таких показателей финансового анализа как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой.

Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

В заключение вопроса следует отметить, что, во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.

 

 

Заключение: Т.о. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

 

Date: 2016-11-17; view: 1179; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию