Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение об организации медицинского осмотра (обследования) лиц, занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта





ОСНОВЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЛФК) И МАССАЖА

Раздел 1 Врачебно-педагогический контроль.

Тема 1.1. Педагогический контроль в процессе физкультурно-спортивных занятий

ЛЕКЦИЯ №1

Ø История и организация врачебно-физкультурной службы.

Ø Положение об организации медицинского осмотра (обследования) лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Ø Виды и формы ВПК

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину.

ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СЛУЖБЫ

Связь медицины и физической культуры уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков врачи рекомендовали своим пациентам, кроме прочего, различные движения, называемые в наше время физическими упражнениями. В Древнем Риме в школах гладиаторов и борцов работали медики. Описание гимнастики содержится в рукописях индийских и китайских врачей. Значение гимнастики как лечебного и гигиенического средства высоко оценивал Гиппократ (460–377 гг. до н.э.).

Научные основы врачебного контроля в нашей стране были заложены П.Ф. Лесгафтом. В конце XIX века по его инициативе впервые в России были организованы в Петербурге трехгодичные курсы для подготовки преподавателей физического воспитания.

Первая кафедра врачебного контроля была создана в Московском институте физической культуры.

В 1951 году созданы врачебно-физкультурных диспансеры (ВФД) — учреждения нового типа, объединяющих решение задач по профилактике и лечению, а также участие в подготовке сборных команд СССР к Олимпийским играм 1952 г (15 - летние в Хельсинки, Финляндия).

 

 
 

В настоящее время за Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА РФ) закреплены полномочия по медико-санитарному и медико-биологическому обеспечению спортивной медицины (рис. 1). В свою очередь в ФМБА РФ образована служба Управления организации спортивной медицины, в которую входит Центр спортивной медицины и лечебной физкультуры, осуществляющий организационно-методическое руководство и координацию деятельности по спортивной медицине Центров лечебной физкультуры и спортивной медицины; врачебно-физкультурных диспансеров; профильных отделений ЛПУ субъектов федерации и муниципальных образований.

Приложение №1

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА (ОБСЛЕДОВАНИЯ) ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И МАССОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

1. Целью медицинского осмотра (обследования) для допуска к занятиям физической культурой и к участию в массовых спортивных соревнованиях является определение состояния здоровья физкультурника, оценка уровня его физического развития и функциональных возможностей с целью его допуска к занятиям массовым спортом и физической культурой.

2. Задачи медицинского осмотра (обследования) для допуска к занятиям массовым спортом и физической культурой:

• оценка уровня физического развития;

• определение уровня общей тренированности;

• выявление пограничных состояний как факторов риска возникновения патологии (в том числе угрозы жизни) при занятиях физической культурой;

• выявление заболеваний (в том числе хронических в стадии ремиссии) и патологических состояний, являющихся противопоказаниями к занятиям физической культурой;

• определение целесообразности занятий избранным видом физической культуры с учетом установленного состояния здоровья и выявленных функциональных изменений;

• определение медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой с учетом выявленных изменений в состоянии здоровья.

3. Обследование лиц, занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта, проводится на основании программы, виды и объем медицинских исследований определяются с учетом:

• пола;

• возраста;

• сбора анамнеза жизни и спортивного анамнеза;

• уровня физического развития;

• уровня полового созревания (для детей и юношей);

• осмотров врачей-специалистов: травматолога-ортопеда, хирурга, невролога, оториноларинголога, офтальмолога, кардиолога, акушера-гинеколога и других врачей-специалистов в соответствии с медицинскими показаниями;

исследований электрофизиологических

• показателей (ЭКГ, в том числе с нагрузочными пробами);

• ЭХО-кардиографических исследований, в том числе с нагрузкой;

• рентгенографических исследований органов грудной клетки;

• клинических анализов крови и мочи;

• осмотра специалистов по лечебной физкультуре и спортивной

медицине.

4. По результатам медицинского осмотра (обследования) специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине составляется медицинское заключение, где функциональное состояние оценивается как недостаточное, удовлетворительное, вполне удовлетворительное или хорошее.

5. На основании медицинского заключения специалистами по лечебной физкультуре и по спортивной медицине определяется принадлежность к функциональной группе:

• 1 группа — возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях,

• 2 группа — возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях,

• 3 группа — возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями физических нагрузок,

• 4 группа — возможны занятия лечебной физической культурой.

6. По результатам медицинского осмотра (обследования) физкультурника даются рекомендации о необходимости дополнительного обследования. Лица, отнесенные к 3 и 4 группам, подлежат дополнительному обследованию не реже 1 раза в 3 месяца.

7. Результаты медицинского осмотра (обследования) заносятся во врачебно-контрольную карту физкультурника и спортсмена или во врачебно-контрольную карту диспансерного наблюдения спортсмена.

Врачебный контрольэто постоянное врачебное наблюдение и медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании — содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности.

В соответствии с этим, задачами врачебного контроля являются:

* наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

* наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся;

* предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.);

* надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий,

* предупреждение спортивных травм, также их лечение.

Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.

Задачи педагогического контроля:

• оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

• выполнить план тренировки;

• установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

• выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

• отобрать талантливых спортсменов.

Под врачебно-педагогическими наблюдениями (контролем) понимают совместную работу врача и тренера в процессе занятий физической культурой и спортом с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса.

В спорте ВПК являются составной частью комплексного контроля, включающего в себя педагогические, медицинские и психологические исследования.

В процессе ВПК продолжается изучение воздействия на организм физических упражнений, начатое во врачебном кабинете. Во время выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья, которые не удалось обнаружить при исследовании в кабинете врача.

Изучение влияния нагрузки на организм занимающегося физической культурой, имеющего отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе.

 

ВИДЫ И ФОРМЫ ВРЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Врачебно-педагогический контроль имеет различные формы организации проведения и включает огромный перечень методов обследования. С учетом этих особенностей выделяют следующие виды контроля (обследований):

1) этапные;

2) текущие;

3) оперативные;

4) самоконтроль.

 

1. Этапный — оценка состояния спортивно-технической и тактической подготовки, а также физиологических показателей, занимающихся на конкретном этапе.

Позволяет оценить эффективность тренировочного процесса на разных этапах подготовки.

Проводятся через каждые 2-3 месяца, после дня отдыха, утром, через 2 часа после легкого завтрака.

 

2. Текущий — определяет повседневные изменения в подготовке занимающихся. Проводятся с целью определения степени восстановления после различных тренировок, выбора наиболее напряженных тренировочных дней в микроцикле и т.д.

Формы наблюдений:

а) ежедневно утром или перед тренировочными занятиями; б) ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней; в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (утром или перед тренировкой); г) на следующий день после тренировки.

 

3. Оперативный — экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Проводятся с целью оценки правильности построения тренировочного занятия: варианты чередования различных упражнений, количество повторений и интенсивность упражнений; рациональность интервалов отдыха; соответствие нагрузки решению запланированной задачи и т.д.

Формы организации контроля:

а) исследование непосредственно на тренировочном занятии – после отдельных упражнений, после различных частей занятия; б) исследование до тренировочного занятия и через 20-30 мин после него (в покое и с применением дополнительной нагрузки); в) исследование в день тренировки, утром и вечером.

4. Самоконтроль -регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Самоконтроль включает субъективные (самочувствие, активность, настроение, желание тренироваться, степень усталости, переносимость нагрузок, характеристику сна и аппетита и т.д.) и объективные сведения о состоянии организма (ЧСС, АД, масса тела, ЖЕЛ, проба с задержкой дыхания, ортостатическая проба и другие простые пробы, объем и интенсивность нагрузок и т.д.) Все данные, полученные в результате самоконтроля, должны ежедневно вно­ситься в дневник самоконтроля, который ведется в произвольной форме.

Таблица. Примерная форма ведения дневника

Объективные и субъективные данные Дата
20.09.... г. 21.09.... г. 22.09.... г.
1. Самочувствие Хорошее Хорошее Небольшая усталость, вялость
2. Сон 8 ч, хороший 8 ч, хороший 7 ч, беспокойный
3. Аппетит Хороший. Хороший Удовлетворительный
4. Пульс в минуту: лежа стоя разница до тренировки после тренировки 62 удар/мин 72 удар/мин 10 удар/мин 60 удар/мин 72 удар/мин 62 удар/мин 72 удар/мин 10 удар/мин 60 удар/мин 75 удар/мин 68 удар/мин 82 удар/мин 14 удар/мин 90 удар/мин 108 удар/мин
5. Масса тела 65 кг 64,5 кг 65,6 кг
6. Тренировочные нагрузки Ускорения 8х30 м, бег 100 м, темповый бег 6х200 м Нет Ускорения 8х30 м, бег 100 м, равномерный бег 12 мин
7. Нарушения режима Нет Был на дне рождения, выпил Нет
8. Болевые ощущения Тоже Нет Тупая боль в области печени
9, Спортивные результаты Бег 100 м за 1-4,2 с Тоже Бег 100 м за 14,8 с

Контрольные вопросы

1. Виды врачебно-педагогических наблюдений (контроля).

2. Формы организации врачебно-педагогических наблюдений (контроля).

ЛЕКЦИЯ №2

Ø Функциональная диагностика

Ø Функциональные пробы, их виды

Ø Требования ВОЗ, предъявляемые к тестирующим нагрузкам

Ø Противопоказания к проведению функциональных проб

Ø Типы реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

 

Функциональная диагностика — такой подход, когда в оценке

состояния здоровья учитывается не только тяжесть патологического

процесса (местные, локальные изменения), но и общее функциональ-

ное состояние (ФС), позволяющее предсказать ведущие тенденции в

развитии патологического и компенсаторного процессов.

Цели функциональной диагностики у практически здоровых лю-

дейж

• Оценка резервов и качества здоровья.

• Оценка текущего функционального состояния и адаптацион-

ных резервов.

• Профессиональный отбор (космонавты, летчики, спасатели, ра-

ботники силовых структур, спортсмены и др.).

• Индивидуализация двигательного режима, выбор оптимальных

нагрузок, построение индивидуальной программы тренировки.

• Выявление ранних признаков физического перенапряжения и

состояния перетренированности.

• Оценка эффективности индивидуальной оздоровительной про-

граммы.

Функциональные пробы — это нагрузки, задаваемые обследуемому для

определения функционального состояния и резервных возможно-

стей какого-либо органа, системы или организма в целом.

Требования ВОЗ, предъявляемые к тестирующим нагрузкам:

· должны подлежать количественному измерению;

• точно воспроизводиться при повторных тестах;

• вовлекать в работу не менее 2/3 мышечной массы и обеспечи-

вать максимальную интенсификацию работы физиологических

систем;

• быть простыми (исключать сложнокоординированные движения);

• обеспечивать возможность регистрации физиологических пара-

метров.

Date: 2016-11-17; view: 1311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию