Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Вводное занятие.

Общее название спецкурса – «Прошлое в художественной литературе и кинематографе: опыт анализа».

Цель спецкурса – раскрыть особенности формирования исторического сознания при помощи художественной литературы и кинематографа.

Задачи спецкурса:

1. дать общую характеристику исторической прозы.

2. дать общую характеристику исторического художественного кино.

3. формирование у студентов навыков аналитического мышления при разборе конкретных художественных исторических текстов и исторических фильмов.

Хронологические рамки спецкурса включают в себя периоды XIX-начала XXI века для художественных текстов и XX-начала XXI века для кинофильмов. Выбор этих рамок не случаен. В первом случае речь идет о периоде, когда начинается новый этап формирования национального самосознания, который был напрямую связан и с формированием исторического сознания, а также формируется новый литературный язык в странах Запада и в России, влияющий, в том числе и на жанровое изменение литературы. Во втором случае к вышеуказанному добавляется создание и развитие кинематографа, когда этот вид искусства становится возможным (как известно, датой рождения «синематографа» принято считать 1895 год) и очень скоро начинает использоваться и для нужд формирования исторического сознания.

Территориальные рамки спецкурса – Страны Запада (Западная Европа и США) и Россия. Такой выбор обусловлен тем, что именно в этих регионах данные процессы обозначились наиболее рано и наиболее отчетливо, являясь очень показательными для рассмотрения основных вопросов, затрагиваемых в рамках спецкурса.

Актуальность тематики спецкурса. XXI век, в котором мы все с вами живем, век высоких технологий и больших скоростей, устремлен в будущее и, казалось бы все меньше должен быть направлен в прошлое. Однако этого не происходит. Прошлое никогда не уходит совсем на задний план, как бы это не казалось наиболее радикальным идеологам прогресса. Не буду повторять банальности, что без прошлого нет будущего, это и так очевидная вещь, осознаем мы ее или нет. Не удивительно, что интерес к истории не только не утихает, но и увеличивается, что накладывает все большую ответственность на историков, поскольку им необходимо откликаться на социальный заказ времени. К сожалению, вынужден констатировать, что историческое научное сообщество далеко не всегда оказывается готовым в полном объеме выполнить этот заказ, поставленный обществом, чем, во многом, на мой взгляд, и объясняется большое количество псевдонаучной литературы, заполонившей прилавки книжных магазинов и различные интернет-ресурсы. Не буду называть конкретных авторов, дабы не делать им лишнюю рекламу, которой и без меня хватает, их легко можно найти, пройдясь по книжным магазинам и пролистав некоторые страницы в интернете.

С другой стороны, интерес к прошлому и не может в полной мере охватить историческое научное сообщество, что объективная данность и ему на помощь должны прийти другие способы донесения исторического знания до широкой общественности, не только с участием профессиональных историков, но и их потенциальных союзников. Мне представляется очевидным, что обычный читатель, захотев узнать о прошлом, с большей охотой обратится к тексту художественному, рассказывающему о тех или иных событиях и деятелях прошлого, чем к академическому научному труду, чтение которого порой становится серьезным интеллектуальным трудом даже для профессионалов. В этой связи стоит вспомнить таких деятелей культуры как писатели, проанализировать как и для чего они работали с «историческим материалом».

Разумеется, художественная историческая проза бывает разного качества и порой способствует искажению, иногда серьезному, прошлого в голове читателя. Но в этом и состоит важная функция историков, как серьезных ученых, так и школьных учителей, функция корректировки этих представлений о прошлом, их приведения к более объективной картине восприятия истории, тогда как художественная литература может выполнить важную задачу зарождения и развития интереса читателей к познанию прошлого.

История и литература. На протяжении не одного столетия писатели обращались к прошлому, решая свои различные задачи, о которых поговорим немного позже. Однако надо признать, что современные читатели очень нечасто обращаются к художественной литературе, написанной, условно говоря, до начала XIX века. Все-таки именно литература последних двух с небольшим столетий продолжает оставаться «живой» для массового читателя, тогда как литература предшествующих эпох, за рядом исключений, остается интересной только специалистам – филологам. На мой взгляд, во многом это объяснятся особенностями языка, стиля, которыми писались те или иные произведения. Во многих странах именно XIX века стал периодом, когда формировался современный язык (язык Пушкина и Лермонтова в России, Диккенса и Теккерея в Англии, Бальзака и Флобера во Франции, Гете и Гейне в Германии и т.д.). Я, возможно, несколько утрирую, и, не являясь специалистом в этой области, привожу некоторые не совсем точные примеры, но главная мысль думаю, понятна – читается в первую очередь то, что понятно и близко, что может адекватно воспринято и оценено. Поэтому в рамках своего спецкурса я ограничусь именно этим периодом времени, равно как остановлюсь на тех регионах, литература которых, в первую очередь, востребована российскими читателями – собственно самой России и стран Запада (преимущественно Великобритании, Франции, Германии, отчасти ряда других европейских стран, таких как Италия, Испания, Португалия и т.п., а также США).


Разумеется, охватить весь спектр авторов, которые затрагивали в своем творчестве исторические сюжеты, не представляется возможным, поэтому будет дан краткий обзор авторов и произведений, которые я счел необходимым упомянуть. Главными критериями здесь будут: 1) масштаб самого автора, его значимость для истории литературы, 2) важность самих произведений на историческую тематику, оказавших важное влияние на развитие жанра.

В качестве основного жанра для рассмотрения художественных текстов будет взята историческая проза, в меньшей степени драматургия. Поэзии, посвященной истории, я касаться здесь не буду в силу особой специфики данного жанра, он заслуживает особого разговора, выходящего за рамки возможного в формате данного спецкурса.

Основные цели обращения писателей к истории. Говоря о тех причинах, что побуждали известных и не очень писателей к написанию произведений на историческую тематику, можно выделить несколько основных, которыми, конечно, данный вопрос не исчерпывается. В каждом конкретном случае нужно индивидуально смотреть, что двигало тем или иным автором в тот или иной момент времени. Тем не менее, я попытался выделить несколько главных целей:

1. развлекательная. Произведения, написанные с этой целью, обычно хорошо продаются, если конечно, что называется, «попали в нужное время в нужное место» или им помогли в этом стремлении, к примеру, издатели. Как правило, подобное произведение представляет собой приключенческий роман, порой с ярко выраженной любовной, романтической составляющей. Последняя может настолько доминировать, что полностью вытесняет приключенческую составляющую, и книга тогда превращается в так называемый «женский роман» только в исторических декорациях.

2. познавательная. В этом случае главная задача автора – познакомить читателя с той или иной эпохой или личностью в истории, которая по каким-то причинам важна для писателя.

3. дидактико-назидательная. Традицию подобных произведений мы можем проследить очень далеко в глубь времен, достаточно вспомнить античного автора Плутарха с его «Сравнительными жизнеописаниями». Главная задача здесь – показать какие-то примеры из жизни прошлого, дать образцы, как нужно поступать, а как нет. История здесь выступает в роли педагога, рассказывающего, «что такое хорошо, а что такое плохо» по мнению того или иного писателя.


4. трансляция общественно-политических взглядов автора (иногда менее глобально – просто политических взглядов). В этом случае история используется для аргументации или иллюстрации своих общественно-политических взглядов, обращение с этой целью к авторитетам из исторического прошлого.

5. трансляция религиозных (или более широко – религиозно-философских) взглядов автора. Ситуация здесь сходна с предыдущим пунктом, только вместо аргументации общественно-политических взглядов писателя здесь идет поиск аргументов для обоснования тех или иных его религиозных взглядов.

6. формирование и/или трансляция исторической политики. В данном случае имеет место реализация некоего заказа, исходящего от государства или иной какой-то иной общественной силы (государства, конечно чаще), даже если иногда автором это не осознается, для утверждения в общественном сознании необходимых этим силам представлений о прошлом. К этому пункту можно отнести и цель формирования патриотизма, а также рефлексия на тему национальной идентичности, поиск и осмысление своих исторических, в том числе и национальных корней, хотя я бы взаимоувязывать полностью эти вещи не стал, поскольку формирование патриотизма, равно как и национальной идентичности – это не только государственная или общественная задача, но и сугубо личностная, и не только государством или какими-то иными общественными институтами проводится. Здесь необходимо каждый отдельный случай рассматривать индивидуально.

7. участие в формировании исторической памяти, другими словами, того, что остается в памяти народа о прошлом под воздействием многих обстоятельств. Эта цель связана с предыдущей, но я все-таки выделил ее в отдельную, поскольку далеко не всегда государство и официальные общественные институты способствует ее формированию, порой представление о том или ином событии или деятеле прошлого возникает без их участия, а то и вопреки им. Как раз возможности литературы в формировании исторической памяти, на мой взгляд, велики и их не стоит недооценивать.

Разумеется, чаще всего, начиная свое произведение, автор ставит перед собой не одну, а несколько целей, какую-то одну главную и ряд второстепенных, но тоже чем-то для него актуальных. В этой связи, как мне представляется, менее всего самостоятельной представляется 2-я цель, мне очень трудно представить ситуацию, когда автор начинает работу, стремясь только познакомить читателя с темой, не более того, как правило, это лишь сопутствующая цель в совокупности к какой-то более масштабной. Хотя, конечно, можно поискать и такие примеры, наверняка таковые найдутся. Также тесно между собой переплетаются две последние цели, хотя знак равенства между ними все-таки ставить было бы неправильно, как я уже отмечал выше.


Историческое художественное кино. В какой-то степени все, что было сказано мной применительно к теме «истории и литературы», можно применить и тогда, когда речь заходит и о теме «история и кино». Однако все-таки это не совсем так, тут нужно подойти к этой проблеме более аккуратно.

Действительно, говоря о кинематографе, необходимо понимать, что оно тоже, а может быть даже в еще большей степени, влияет на развитие общества, на создание и распространение тех или иных идей, которые транслируются через средства кинематографа. Более того, поскольку кино более массовое явление в силу своей наглядности и доступности (речь, конечно, не о финансовой доступности, здесь речь о другом идет), то и влияние оно может на общество оказывать более сильное.

В этой связи, все основные цели которыми руководствуются писатели, обращаясь к истории, о которых я говорил, можно приложить и к историческому кинематографу. Но здесь есть и некоторые особенности. Назову основные:

1. кинематограф имеет во многом иной потенциал для работы с историческим материалом, в частности использование технических средств, которые недоступны писателю по определению, что может вести как к расширению, так и к изменению возможностей работы с ним. В этом смысле кино ближе театральному искусству, только в других масштабах.

2. кино имеет такой зрительский охват, который недоступен ни одному художественному тексту в его исконном виде, а значит может гораздо сильнее влиять на общество. С развитием кинематографа оно все сильнее влияет на мировосприятие человека, вытесняя тексты на вторые роли, если говорить о массовом охвате населения.

3. кино, чем дальше, тем больше имеет ярко выраженную коммерциализированную направленность, особенно это касается обществ «открытых», что оказывает свое влияние на те ценности и идеи, которое оно транслирует в широкие массы. Особенно это становится заметным в XXI веке, когда рынок во многом диктует условия развития киноиндустрии. Другое дело, что законы рынка тоже кто-то задает, но сделать это теперь гораздо сложнее, чем это было в более ранние времена даже в демократических странах, а тем более в обществах авторитарных и тоталитарных, в которых кино, наряду с другими видами искусства, были «служанками идеологии», что прекрасно понимали лидеры этих режимов.

Таким образом, можно сделать вывод, что обращение к историческому прошлому является повсеместной тенденцией, находящей свое выражение, в том числе в художественной литературе и кинематографе. Об этом более предметно и пойдет речь на следующих лекциях.



<== предыдущая | следующая ==>
Периодизация и основные этапы развития экономической науки | Волновые уравнения для направляемых волн.





Date: 2016-11-17; view: 168; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию