Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте и мне заполнить анкету!





Конечно, не надо чрезмерно преувеличивать роль анонимности и боязнь респондентов отвечать на вопросы, даже самого интимного плана. В большинстве случаев респонденты нам доверяют и понимают, что их ответы будут использованы в научных целях. Чаще бывает, что респонденты с удовольствием берут анкеты и с большой ответственностью отвечают на вопросы. Такое отношение к опросу объясняется тем, что нередко анкета воспринимается респондентами, как некий официальный документ, социолог - как официальное лицо, а сам опрос понимается как способ влияния на производственные отношения, улучшение условий и организации труда. Именно поэтому в анкетах иногда встречаются пространные записи на полях в открытых вопросах по поводу положения дел на предприятии, деловые, конструктивные предложения, направленные на улучшение работы. Все они впоследствии входят в отчетный документ.

Нередко анкета становится своеобразной трибуной выражения негативного отношения к тем или иным порядкам, существующим на предприятии. В ней высказываются критические замечания и предложения по устранению недостатков. Анкета представляется формой доведения до вышестоящих организаций критических замечаний и своей неудовлетворенности. В связи с этим бывают и устные заявления и просьбы: "Вы им там скажите в министерстве...".

Если анкетный опрос хорошо подготовлен, если до сведения рабочих. служащих, инженерно-технических работников доведены основные цели и задачи исследований, если местные газеты, радио сообщили о назначении социологических исследований, если работающие поняли, на что направлено проводимое исследование, то анкетный опрос сам вызывает такой подъем общественной активности и желания помочь исследователям, которого трудно добиться самыми изощренными методическими приемами.

При правильной организации исследования создается благоприятная общественная ситуация, когда каждый респондент не только охотно и с удовольствием отвечает на вопросы анкеты, но видит в этом свой долг и один из возможных способов улучшения работы своего предприятия. Когда складывается такое общественное мнение, возникает благоприятная обстановка, исследование проходит четко и организованно. Они видят, что их работой, жизнью, их мнение интересуются и сами становятся активными помощниками и сторонниками социологов. Как-то об одном таком хорошо организованном исследовании директор предприятия с большой теплотой и искренностью сказал: "Не знаю, какие Вы получите научные данные, но уже сам по себе опрос дал неплохой практический результат. В этом месяце мы хорошо поработали". Они хорошо поработали, вероятно, не только из-за опроса, но, возможно, помог и опрос, судя по тому воодушевлению, с каким он проходил.

О заинтересованности в проводимом исследовании говорит и тот факт, что респонденты, как правило, просят сообщить им об его результатах. Не всегда, конечно, получается после исследования собрать всех респондентов и отчитаться перед ними, но стремиться к этому надо. Респонденты должны знать, какие мероприятия намечаются после социологического исследования. Конечно, не всегда от социолога зависит их практическая реализация. И, тем не менее, стремиться к этому необходимо, поскольку респондентов интересует не само по себе социологическое исследование, а его практические результаты. Особенно это касается практических социологов, которые работают постоянно на одном и том же предприятии или организации и которые имеют дело с одними и теми же респондентами.

Социолог должен знать силу общественного мнения и силу массового опроса как генератора общественного мнения и резонанс, который получает даже самое маленькое социологическое обследование. Необходимо помнить об этом, тогда легче будет работать, иметь в лице респондентов союзников и активных помощников в исследовании.

Глава 5. Техническое оформление анкеты

Первая страница

Первая страница как визитная карточка, как первое знакомство, И если мы хотим, чтобы это знакомство состоялось и было приятным, необходимо хорошо позаботиться о своей визитке, позаботиться о том, как начать анкету.

Первая страница несет определенную функциональную и эмоциональную нагрузку, что нередко упускают из вида начинающие социологи. Хотя количество информации на первой странице, как правило, невелико, значение ее достаточно большое, и если неправильно ее подать, то это может сказаться на всем опросе.

Какая же информация присутствует на первой странице? Прежде всего указывается организация, которая проводит исследование. Это правило обычно соблюдается. Правда, иногда им и злоупотребляют, и на титульном листе перечисляется так много различных организаций, так или иначе причастных к исследованию, что у респондента пестрит в глазах.

Вряд ли стоило перечислять все организации, достаточно было указать только одно предприятие, где и проходило исследование. Не надо загромождать первую страницу излишней информацией.

Необходимо помнить, что указание организации на титульном листе, особенно, если это не научное учреждение, а министерство, завод, различные предприятия, под чьей эгидой проводится исследование, может привести к снижению искренности ответов, поскольку в качестве исследователей здесь выступают люди, которым подчинены опрашиваемые. И хотя специального изучения этой зависимости не проводилось, это мнение не безосновательно. С. Михайлов пишет: "Лучше всего, когда организатором является научное учреждение. Когда организатором является учреждение, от которого исследуемые лица весьма зависимы, то указание на это учреждение может отрицательно отразиться на достоверности информации. В таком случае следует найти выход, который устраняет эту опасность"[39].

С этим мнением нельзя не согласиться, исходя из собственного опыта. Нередко заказчиком исследования выступает учреждение или предприятие, которое, естественно, указывается на первой странице. Из-за этого иногда, правда, не особенно часто, приходится сталкиваться с определенной настороженностью, неудовлетворенностью, особенно если в качестве респондентов выступает инженерно-технический или управленческий персонал. Бывают даже случаи отказов от заполнения анкеты. Выходом из таких ситуаций, по мнению С. Михайлова, может быть привлечение в соисполнители научных коллективов или проведение исследований под руководством общественных организаций[40].

Нередко на титульном листе размещают инструкцию по заполнению анкеты. Вряд ли это правильно, поскольку сильно утяжеляет первую страницу, затрудняет ее восприятие. Инструкцию лучше всего вынести на отдельную страницу.

Не всегда оправдано указывать на титульном листе полное наименование темы, тем более ее кодовое обозначение. На титульном листе одной из анкет было написано "Тема: "Структура - 77". Документ № 5". Что такое "Структура - 77"? Для исследователя - это кодовое наименование темы, для респондента - непонятное обозначение. А все непонятное вызывает недоверие, настороженность. В другой анкете на первой странице значилось: "Тема: 0906 - 160001 - 005". "Разработать и использовать методические рекомендации по социальному проектированию и прогнозированию предприятий и организаций". Трудно заинтересовать респондента анкетой, начиная ее набором цифр и батареей непонятных слов.

Иногда, но очень редко, на титульном листе указывается фамилия автора исследования. На наш взгляд, это делать необходимо по крайней мере по двумя причинам. Каждая работа имеет авторство, и его необходимо указывать. В противном случае не с кого спросить за изъяны в работе, некого и поблагодарить за хорошую анкету. Кроме того, происходит постоянное прямое заимствование социологов друг у друга, одни и те же вопросы и даже блоки вопросов кочуют из одной анкеты в другую, а иногда используется и вся анкета целиком. Печатать фамилию автора и его координаты необходимо еще и для того, чтобы любой респондент мог при необходимости обратиться непосредственно к исследователю. А такие ситуации встречаются нередко.

Иногда на титульном листе указывается номер анкетера, номера открытых вопросов для последующей их кодировки, другие непонятные для респондента цифры, буквенные обозначения и пр. Если это необходимые сведения, то лучше их перенести на последнюю страницу анкеты. Не надо отвлекать респондента ненужными и непонятными сведениями, тем более к нему не относящимися.

И последнее. На первой странице должны быть указаны год и место проведения исследования.

Итак, функциональное назначение первой страницы заключается в том, чтобы рассказать респонденту о том, кто проводить исследование, под чьей эгидой проводится опрос, наименование документа (анкета, опросный лист), краткое наименование темы, место и время проведения опроса. Эмоциональное назначение этой страницы сводится к тому, чтобы привлечь респондента к исследованию, заинтересовать его.

 

Инструкция к анкете

Поскольку анкета бывает новым и часто довольно сложным документом для респондента, то в обязательном порядке к ней пишется инструкция. Она, как правило, помещается в начале анкеты на второй странице и бывает небольшой по объему.

Прежде всего в инструкции указываются основные цели и задачи исследования. Например, "Настоящее исследование проводится с целью изучения некоторых аспектов обучения и воспитания школьников".

Цели и задачи исследования даются в самой общей форме, но обязательно четко и определенно. Однако нередко цель исследования бывает выражена столь расплывчато и обще, что становятся непонятными истинные намерения его авторов, скажем: "Обращаемся к Вам с некоторыми вопросами, касающимися Вашей жизни и работы, ответы на которые необходимы для научных и практических целей, для исследования различных сторон деятельности современных фермеров". Общее указание на то, что ответы на вопросы "необходимы для научных и практических целей" или в "чисто научных целях", "для исследования различных сторон деятельности..." слабо раскрывают цели и задачи исследования.

И совсем плохо, если в инструкции в качестве цели исследования указывается необходимость сбора какой-либо личной информации. Например: "Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель которой выяснить различные аспекты личной жизни..." или "Предлагаемая анкета предназначена для сбора информации о различных сторонах политической деятельности...". У социологов нет права "выяснять различные стороны" жизни людей, обращаться с вопросами, "касающимися личной жизни респондентов", и т.д. Такое обращение нисколько не способствует искренности ответов и заинтересованности респондентов в заполнении анкеты. Наверное, никому не понравится, если кто-то будет заглядывать в его личную жизнь.

Говоря о цели и задачах исследования, следует подчеркнуть его общественную значимость, направленность на улучшение работы организаций и предприятий. Например:

"Большую часть дня Вы проводите на работе. И, разумеется, от того, как у Вас прошел рабочий день, зависит и Ваше самочувствие, и Ваше настроение. Администрация Вашего предприятия заинтересована в том, чтобы каждый работник получал максимальное удовлетворение от своего труда.

Каковы положительные и отрицательные стороны Вашего труда? что мешает работать? а что, наоборот, создает хорошее настроение? о чем необходимо подумать в первую очередь для создания благоприятных условий труда? - вот вопросы, на которые мы просим Вас ответить".

Или:

"Как Вы учитесь? Что помогает и что мешает Вашей учебе? Каковы Ваши интересы и планы? Что Вам нравится и что не нравится в учебе? С кем Вы предпочитаете общаться? Ваши отношения со сверстниками?

На эти и другие вопросы просим Вас ответить в настоящей анкете..."

Инструкция должна объяснять, что исследование проводится в интересах респондентов и главной его целью является повышение удовлетворенности своей жизнью и учебой, совершенствование отношений в коллективе, улучшение микроклимата и т.д.

Удивительно, но постоянно почти в каждой анкете пишутся фразы: "От полноты и искренности Ваших ответов будет зависеть ценность данного исследования" или "Просим отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно", или "Точность и подробность Ваших ответов позволят объективно оценить реальные условия труда". Но ведь этим, сами того не подозревая, по сути дела мы оскорбляем респондента: сомневаемся в его "искренности", не верим, что он захочет дать нам "полные" и "точные" ответы, почему-то думаем, что он не отнесется к нашей анкете "серьезно" и "благожелательно". Право, такого отношения к себе респондент не заслужил и повода к нему не давал.

Представьте себе, что в беседе с кем-то Вы начнете разговор с того, что попросите собеседника не врать, отвечать искренне, серьезно и благожелательно. Вряд ли он захочет после этого с Вами разговаривать. Лучше избегать таких призывов, поскольку, как говорится, кроме вреда никакой пользы они не приносят. Главное же состоит в том, что искренность, благожелательность, точность и т.д. зависят не от наших увещеваний, а от правильного построения вопросов и анкеты в целом.

Как уже говорилось, анкета - это анонимный документ. В самом деле, исследователя не интересует в данном случае фамилия респондента, но для каждого респондента анкета - это документ. который раскрывает некоторые его личные стороны. Не всегда бывает приятно, если письменно выражаешь некоторые свои мысли, оценки, даже не интимного характера, и не знаешь, кто будет читать. Мне самому не раз приходилось заполнять чужие анкеты и, надо признаться, что ощущения не всегда были самые приятные. Если кто-нибудь из читателей заполнял опросные листы или анкету, то, вероятно, он согласится со мной. Гарантия сохранения анонимности имеет важное психологическое значение, поэтому в инструкции всегда указывается: "Результаты исследования будут использованы только в научных целях...", "Фамилию указывать не обязательно".

Но и здесь тоже надо быть корректным. Не следует писать категорично: "Фамилию не указывать" или "Нас Ваша фамилия не интересует, а нужны только ответы". Собственная фамилия, имя - одно из самых дорогих моментов в жизни человека, и вряд ли ему понравится, если мы будем подчеркивать, что нас не интересует его фамилия, нас вообще ничего не интересует, кроме ответов. А потом, почему бы не дать ему возможности написать свою фамилию? Некоторые респонденты подписывают свои анкеты.

Вторая важная часть инструкции - описание основных правил заполнения анкеты. Обычно в этой части выделяются три момента:

· обращается внимание респондента на то, что он должен выбрать из предлагаемого набора альтернатив ту, которая больше всего соответствует его мнению;

· что он может дописать ответ сам, если ни один из предлагаемых ответов его не устраивает, для этого и оставлено свободное место;

· что он должен обвести кружком стоящую напротив выбранного ответа цифру, а не подчеркивать ее, не ставить галочки и пр.

В инструкции обычно обращается внимание респондентов на порядок заполнения анкеты. Для этого вводится фраза: «Внимание! Обратите внимание на порядок заполнения анкеты.»

Большинство вопросов анкеты содержит возможные варианты ответов. Выберите те из них, которые соответствуют Вашему мнению, отметьте их, обведя кружком стоящую напротив цифру. Если ни один из предлагаемых вариантов ответа Вас не устраивает, Вы можете дописать свой ответ, мы для этого оставили свободное место.

Более подробно о порядке заполнения анкеты рассказывается при инструктаже анкетеров, которые доносят все тонкости до респондентов. Но необходимо стремиться к тому, чтобы анкета не вызывала трудности при заполнении, В принципе любая инструкция мало поможет, если анкета составлена плохо и ее заполнение вызывает больше вопросов, чем содержит сама анкета.

И последнее: мы должны поблагодарить заранее респондента за его ответы. Обычно пишется так: "ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ". Это необходимая вежливая форма обращения к человеку, которого мы просим помочь.

 

Date: 2016-11-17; view: 210; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию