Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика построения и психология 4 page





Помимо чисто психологического аспекта подготовки респондента к выходу из беседы последние вопросы имеют и функциональное назначение. Во-первых, последние вопросы бывают в правильно построенной анкете несложными. Респондент уже утомлен и ждать от него тщательной и кропотливой работы над трудными вопросами не стоит. Во-вторых, последние вопросы содержат некоторые личностные характеристики респондента. Это обусловлено тем, что вопросы о личных сторонах опрашиваемых всегда несколько настораживают, но расположенные в конце анкеты, они уже не могут повлиять на чистоту ответов. В-третьих, в конце анкеты часто формулируются вопросы методического плана и группируются почти все открытые вопросы.

Иногда считается, что открытые вопросы из-за их сложности нельзя ставить в конце анкеты. Доля истины в этом есть. Но на этот счет есть и другие соображения. Респонденту, познакомившемуся с содержанием анкеты, легче ориентироваться в контексте ответов на открытый вопрос, который, как правило, формулируется в рамках изучаемой темы. Несмотря на то, что конец анкеты не самое лучшее место для ответов на них, тем не менее, на это приходится идти, чтобы четко сориентировать опрашиваемых, в какой аспекте отвечать на тот или иной открытый вопрос, хотя, конечно, и в этом случае он остается (аспект) довольно широким.

Имеется и еще одно соображение. Дело в том, что открытые вопросы, поставленные в конце анкеты, легче обрабатываются с чисто технической точки зрения. Учитывая трудоемкость кодировочных работ, особенно если приходится обрабатывать большие массивы анкет, например, в несколько тысяч анкет, техническая сторона обработки оказывается немаловажной. Одно дело, когда кодировщик листает все страницы анкеты и выбирает ответы на открытые вопросы, разбросанные по всей анкете в разных местах, и совсем другое дело, когда все они собраны в одном месте и в конце анкеты. Открываешь последнюю страницу, и все ответы на открытые вопросы, как говорится, налицо. Выборочный хронометраж работы кодировщиков показал, что во втором случае трудоемкость снижается в два-три раза, а общее время обработки открытых вопросов сокращается до 30%. И, что самое важное, в этом случае кодировщики допускают меньше пропусков ответов респондентов на открытый вопрос, меньше ошибок при выписывании ответов и их кодировке. Так, в одном из исследований открытые вопросы были расположены в середине анкеты. Это делалось для логического завершения серии вопросов, направленных на изучение исследуемого явления. В этом случае количество пропусков кодировки ответов респондентов был в 2-3 раза выше, чем во втором исследовании, когда тот же самый открытый вопрос располагался в конце анкеты. Пропуски в кодировке ответов всегда бывают. Так, при кодировке профессии респондентов количество не ответов, т.е. их пропуск кодировщиками, составляет от 3 до 7%.

Конечно, расположение открытых вопросов в конце анкеты имеет свои недостатки, о которых уже говорилось, но из двух зол приходится выбирать меньшее. При малых массивах открытые вопросы можно располагать в середине анкеты, если в этом есть особая необходимость, при больших - лучше ставить их в конце анкеты, если это не обусловлено строгими методическими требованиями содержательного характера.

Блок заключительных вопросов содержит в себе, как правило, следующие части:

1. Паспортичка, вопросы о личностных характеристиках респондентов: пол, возраст, образование, профессия, стаж работы и другие характеристики, необходимые для данного исследования.

2. Открытый вопрос (один или несколько), например: "Что бы Вы сделали в первую очередь для укрепления своей семьи?"

3. Открытый вопрос методического характера, скажем, такого типа: "Если у Вас есть замечания и предложения по анкете, ее отдельным вопросам или в целом по исследованию, то напишите их, пожалуйста, здесь".

4. Закрытый вопрос методического характера о том, как понравилась анкета респонденту, сколько времени, по его мнению, она заняла для заполнения и фактическое время (отмечает анкетер).

5. Заключительный вопрос. Последний вопрос имеет большое функциональное значение. Сколь бы ни был длителен разговор, последняя фраза, как правило, запоминается. Помните, как в фильме "Семнадцать мгновений весны" Штирлиц говорит, что необходимо уметь не только войти в разговор, но и выйти из него, и что последняя фраза остается в памяти". Так и в анкете последний вопрос, как последняя фраза, должен остаться в памяти. Он должен быть интересен респонденту, может быть, остроумным, но обязательно находиться в русле той темы, которая была основной в вопроснике.


Например, в исследовании о материальных потребностях служащих в конце анкеты был поставлен такой вопрос (фрагмент анкеты): "Наша анкета закончена. Большое спасибо за работу, которую Вы проделали, за Ваши ответы на наши многочисленные вопросы. Вы нам очень помогли. В конце мы хотим задать Вам еще один, последний, вопрос. Представьте себе, что Вы выиграли по лотерейному билету автомашину "Жигули" последней марки. Скажите, пожалуйста, стали бы Вы брать машину на счастливый билет или получили бы деньги?"

И уж, конечно, нельзя ставить в заключение анкеты вопросы о стихийных бедствиях, болезнях, кражах и других невзгодах, которые могут случиться или случались с респондентом. Это сразу оставляет неприятное впечатление и вызывает негативную реакцию. В конце одной из анкет был такой вопрос (фрагмент анкеты): "В жизни могут произойти различные стихийные бедствия и поэтому необходимо всегда помнить номера телефонов специальных служб. Представьте себе, что ночью у Вас в доме (квартире) случился пожар. Знаете ли Вы номер пожарной службы?"

В жизни безусловно всякое может произойти, в том числе и пожар в квартире, и номера телефонов специальных служб надо, конечно, помнить, но все-таки описание этой ситуации и такой вопрос - не самая лучшая концовка анкеты.

Последний вопрос, кроме всего прочего, это и перекидной мостик к будущим исследованиям. Мы должны думать не только о сегодняшнем дне, но и заботиться о завтрашнем. Кто знает, может быть, нам самим или другому исследователю придется вновь прийти на этот объект и работать с теми же респондентами. И бывает очень обидно, когда приходишь на предприятие, а респонденты отказываются заполнять анкеты: "Были тут до Вас, тоже анкеты давали, надоели уже". И приходится уговаривать, упрашивать. Понятно, что этот негативизм - след предшествующих исследователей, которые оставили плохое впечатление. Конечно, дело здесь не только в последнем вопросе. Видимо респонденты не приняли все исследование, не поняли его нужности. И если мы хотим успешно работать, необходимо заботиться о том, чтобы после каждого нашего исследования у людей оставалось уважение к исследованиям и желание помогать социологам в их научной работе.

Заключительный этап анкеты, в том числе и последний вопрос, является логическим завершением в драматургии анкеты, как заключительный аккорд в симфонии опроса.

 

Несколько слов об отношении к анкете

Анонимность анкеты. Как-то в одном исследовании респондент категорически отказывался заполнять анкету только потому, что на анкете был проставлен номер анкетера: "Вы всегда по этому номеру можете найти мою анкету и проверить мои ответы", - говорил он. Сколько мы ни убеждали его, сколько ни доказывали, что на интересуют ответы респондентов только в совокупности, а никак не в отдельности, что все они будут обрабатываться на ЭВМ, мы не смогли убедить его в принципе анонимности анкеты.

Данные личностного характера, сведения о человеке, исходя из самых благих пожеланий, научных задач и целей мы можем получить только с разрешения опрашиваемых. И, как правило, они не возражают. Не так много у человека тайн и не так много мы задаем вопросов интимного плана, чтобы респонденты не могли ответить на них искренне. Нередко люди охотно идут на всякие опросы, особенно психологического плана. У большинства опрашиваемых тестирование вызывает оживление и любопытство: "А какой я, какие у меня психологические характеристики?" И все-таки элемент настороженности вдруг встречается, особенно в социологических исследованиях, когда мы уже снимаем социальную, социально-политическую информацию об установках, имеющую и общественную оценку.


Отказ от заполнения анкеты нередко вызывается тем, что появляется опасение, что ответы респондента выйдут за пределы научного пользования. К сожалению, такие факты иногда встречаются. Так, в одной школе учителями проводилось анкетирование учащихся. На следующий день после опроса учительница, видимо, не вытерпела и высказалась: "Что же ты Иванов, в анкете пишешь одно, а делаешь совсем другое. Обманываешь учителей". Конечно, после такого случая не только у Иванова доверие к социологическим исследованиям и любым другим опросам будет трудно восстановить.

Приходится сталкиваться иногда с фактами, когда некоторые руководители проявляли особый интерес к ответам тех или иных респондентов. Проводя однажды исследование в подмосковном совхозе, я принимал заполненные анкеты в специально отведенной для этого комнате и аккуратно складывал в стопочку на столе. Мне пришлось отлучиться на несколько минут. Возвратившись, я застал такую картину: мой помощник, выделенный администрацией совхоза и работавший в аппарате управления, лихорадочно листал анкеты, выискивая ответы отдельных респондентов. Делалось это на глазах анкетеров, после того, как я убеждал их в анонимности опроса и использовании его только в научных целях. Мне пришлось отказаться от услуг этого помощника, но слух о том, что анкеты просматриваются администрацией, уже потек по предприятию, и было стыдно и неловко перед рабочими. Этот урок запомнился мне навсегда.

Нельзя не согласиться с мнением Цонева и Венедиктова, которые писали: "Основа любой тенденциозности кроется в осознанном или неосознанном предположении анкетируемых, что их ответы могут использоваться как их персональные характеристики. Вот почему к анкетным исследованиям предъявляется категоричное требование, чтобы полученные индивидуальные сведения использовались только для статистических целей, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах они не могут служить в качестве индивидуальной информации об анкетированном лице"[37]. Нельзя не поддержать совершенно категорическое требование С. Михайлова: "...Абсолютно недопустимо делать служебные, организационные и политические выводы обследуемого лица на основании сведений, собранных при эмпирическом социологическом исследовании"[38].


Анкетные данные нельзя использовать для выводов личного порядка не только по причинам этического характера. Этого нельзя делать и потому, что методика анкетного опроса построена таким образом, что исследует только некоторые закономерности общего характера по его частотному проявлению и частному выражению. И если мы можем сказать нечто о совокупности людей, нарисовать их обобщенный портрет, то это не значит, что мы можем нарисовать портрет и дать характеристику конкретного человека по его ответам на вопросы анкеты. Для этого требуются специальные методики типа психологических тестов. Между этими методиками имеется принципиальная разница. Выводы о человеке по его ответам на анкетные вопросы могут быть совершенно неверными.

Проблема анонимности занимает не последнее место в драматургии анкеты. Правильно построенное и проведенное исследование предполагает как одно из первейших и важнейших условий сохранение полной анонимности или в крайнем случае обеспечение тайны ответов респондентов. Респонденты должны быть в этом полностью уверены. Только при соблюдении этого условия можно надеяться на получение искренних ответов и достоверных результатов. Поэтому социологи делают все возможное, чтобы и по форме, и по существу сохранить принцип анонимности. В инструкции к анкете обязательно подчеркивается факт анонимности анкеты. При инструктаже анкетеров социолог обязательно заостряет на этом внимание и просит донести эту информацию до респондентов. Для сохранения анонимности используются различные технические приемы и процедуры проведения опроса. Например, анкеты респонденты сдают не анкетерам, проводившим опрос, а опускают в специально подготовленный ящик. В качестве анкетеров никогда не следует использовать руководителей предприятия, где проводится исследование. Для этой цели желательно привлекать посторонних лиц. Конечно, все это создает дополнительные трудности в проведении исследования, но на это приходится идти для соблюдения чистоты исследования, от которого, в конечном счете, зависят достоверные и надежные результаты исследования.

 







Date: 2016-11-17; view: 242; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию