Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метатеоретический уровень научного знания, его структура и функции. Понятие философских оснований науки.
Метатеоретический уровень научного знания выступает более общим по сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями науки. Он состоит из двух основных подуровней: 1. Общенаучного знания и 2. Философских оснований науки Общенаучное знание состоит в целом из следующих элементов: 1. Частнонаучная и общенаучная картины мира; 2. Частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы. Особо важное значение метатеоретический уровень знания играет в классе логико-математических наук. Показателем важности является то, что он оформился в этих науках даже в виде самостоятельных дисциплин: метаматематика и металогика. Предметом последних является исследование математических и логических теорий для решения проблем их непротиворечивости, полноты, независимости аксиом, доказательности, конструктивности. В естественно-научных и в социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень существует в виде соответствующих частнонаучных и общенаучных принципов. Необходимо подчеркнуть, что в современной науке не существует какого-то единственного по содержанию, одинакового для всех научных дисциплин метатеоретического знания, которое всегда конкретизировано и привязано к особенностям научных теорий. Частнонаучная картина мира — это совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире. Как правило, её основу составляют онтологические принципы парадигмальной для данной науки теории. Частнонаучная картина мира задаёт и санкционирует как истинный определённый категориальный тип видения конкретной наукой ее эмпирических и теоретических (идеализированных) объектов, гармонизируя их между собой. Она всегда является конкретизацией определённой (более общей) философской онтологии, которая является продуктом рефлексивно-конструктивной деятельности разума в сфере всеобщих различений и оппозиций. Общенаучная картина мира — это, как правило, одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. Она является дополнительным элементом метатеоретического уровня тех конкретных наук, которые ее не имеют в качестве собственной частнонаучной картины мира. Пример и того, и другого: для физики концепция механики Ньютона была частнонаучной, а для всего классического естествознания в целом — общенаучной. Тем не менее, постепенно парадигмальное развитие подорвало доверие к физической картине мира в качестве общенаучной, уступив место мозаичной модели. Постнеклассическое естествознание дополняет этот мозаичный комплементарный симбиоз физической, биологической и теоретико-системной картин мира идеями целесообразности и разумности всего сущего. В результате современная общенаучная картина мира всё больше претендует на самостоятельный статус в структуре метатеоретического знания в каждой из наук наряду с частнонаучными картинами мира. В свою очередь, общенаучная картина мира всё ближе приближается к философской онтологии. Те же тенденции характерны и для гносеологии (принципы невозможности полной формализации, конструктивности доказательства), и для аксиологии. В метатеоретическом знании важное место занимают также разнообразные методологические и логические императивы и правила. При этом они существенно различны как для разных наук, так и для разных периодов одной науки (это вызвано разницей в предмете исследования и различием в понимании целей и ценностей научного познания). Понятие " философских оснований науки " выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной научной дисциплине, концепции и т.п. и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. ФОН наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функцию. Являясь средством приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования. Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией. К ФОН относят: 1. Научная картина мира 2.Идеалы и нормы науч. исс-ия 3. Ф-ские принципы и идеи.
Date: 2016-11-17; view: 412; Нарушение авторских прав |