Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 25. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.





(И.И.Терлюкевич, Н.И.Мушинский)

Научно-технический прогресс – это единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники по пути их непрерывного усовершенствования, усложнения структурных компонентов. Уже в городах средневековой Европы развитие цеховых ремёсел и зарождающегося мануфактурного производства требовало хотя бы самых примитивных научных знаний (до этого методы научной аргументации использовались, в основном, при обсуждении религиозных вопросов). Обратившись к экспериментальному изучению законов природы, наука начала непосредственно обслуживать нужды технического прогресса, с тех пор их развитие идёт в тесном взаимодействии.

Научно-техническая революция (НТР) - это коренная трансформация исследовательских программ и связанных с ними технологических процессов, затрагивающая все стороны общественных отношений (производственно-экономических, социально-политических, идеологических). Революционные измения мировоззренческих оснований человеческого бытия происходит за относительно короткий промежуток времени и сопровождается повышением уровня доходов населения, улучшением жизненного уклада.

Основные черты НТР включают в себя:

1) Активизацию науки в качестве реальной силы, влияющей на производство; резко сокращаются сроки технического воплощения той или иной научной идеи.

2) Интенсификацию производственных процессов на основе снижения их материало- и энергоёмкости, рациональной организации труда и управления.

1) Создание искусственных метериалов, освоение новых источников энергии.

2) Применение методов комплексной системной разработки сложнах научных проблем, повышения уровня междисциплинарного взаимодействия.

В исторической перспективе научно-технический прогресс проходит три основных стадии. Первая из них (16 – 18 вв.) характеризуется тремя великими открытиями: использование компаса дало толчок совершенствованию методов мореплавания, привело к освоению новых земель (американский континент, западный путь в Индию, первые кругосветные путешествия и т.п.); порох привёл к созданию огнестрельного оружия, на смену феодальному рыцарскому ополчению пришли крупные постоянные армии, вначале наёмные, позднее – на основе всеобщей воинской повинности (полностью изменилась структура общественных отношений); книгопечатание резко повысило образовательный уровень населения, умение читать и писать стало необходимым условием полноценного существования в индустриальном, промышленно развитом обществе. Между наукой и техникой установилась диалектическая взаимосвязь: развитие технического инструментария, появление всё более сложных и точных приборов давало учёному возможность глубже проникнуть в тайны окружающей природы, а теоретическое осмысление фундаментальных законов мироздания создавало предпосылки к изобретению новых, всё более мощных машин и механизмов. Так уже в 16 в. для нужд расширяющегося мануфактурного производства начали использовать энергию водяной мельницы. Это привело к развитию науки гидравлики, открытию некоторых законов механики. ньютоновская механика обобщила полученные данные в рамках единой научно-философской концепции.

Таким образом, изобретение паровой машины Дж.Уатта, ознаменовавшее начало второй стадии научно-технического прогресса (19 в.), переход от мануфактуры к заводскому и фабричному производству, становление новой индустриальной эпохи, явилось результатом не только чисто технического конструирования, но и развития творческой теоретической мысли.

Важной особенностью научно-технического прогресса стал его всё ускоряющийся темп, источник которого кроется во взаимно стимулирующем действии научных знаний и технологических инноваций. Прикладная реализация сделанных открытий целенаправленно инициируется. Создаются производственные лаборатории, опытно-конструкторские бюро и другие аналогичные организации, задачей которых является непосредственная разработка конкретных технических проектов с использованием полученных учёными-теоретиками новых знаний.

Третий этап научно-технического прогресса, связанный с современной эпохой, начался во второй половине 20 в. Развитие информационных технологий, освоение новых источников энергии, чёткая постановка проблемы экологической безопасности в планетарном масштабе, послужили основой научно-технической революции новейшего исторического периода. Существенно расширяется фронт научных дисциплин, вслед за новыми исследовательскими направлениями происходит становление целых прозводственных отраслей, таких как изготовление компьютерной техники и мобильных средств связи, атомная энергетика, химия синтетических материалов, генная инженерия и т.п. Научно-технический прогресс всё в большей степени затрагивает непромышленные сферы экономической деятельности: сельское хозяйство, транспортные перевозки, медицину, образование, бытовое обслуживание населения.

Человечество всё чаще осознаёт свою ответственность перед будущими поколениями за охрану оружающей природной среды; понимает, что эффективное решение вопросов экологии и других техногенных проблем современности требует консолидации усилий всего социума, всех стран и народов в глобальном масштабе. Научно-технический прогресс продолжается, предоставляя современной цивилизации уникальные возможности дальнейшего развития, достижения новых высот духовной и материальной культуры.

 

Вопрос 26. Научно-техниченские революции и модернизация деятельности.

(И.И.Терлюкевич, Н.И.Мушинский)

 

Понятие «научная революция» отражает процесс радикального изменения структуры и содержания научного знания, который под воздействием ряда объективных и субъективных факторов происходит за относительно короткий промежуток времени, приводит к построению новой картины мира, разработке качественно более совершенных методологических приёмов познавательной деятельности, обновлению категориального аппарата науки. Яркими примерами научных революций, имевших место в истории человечества, могут служить переход от средневековой теоцентристской космологии к механистическому материализму Нового времени (17 – 18 вв.); отказ от креационистской модели происхождения биологических видов в пользу эволюционной теории естественного отбора (19 в.); появление квантово-релятивистской физики на основе теории относительности А.Эйнштейна (20 в).

По широте охвата научной предметности, глубине происходящих концептуальных изменений, научные революции можно условно классифицировать на два основных типа:

3) перестройка картины мира без радикального пересмотра философских оснований, идеалов и норм исследования. Так в начале 19 века в теорию химического строения вещества внедрились представления об атомах и молекулах; современная физика микромира приняла синтетические кварковые модели;

4) качественное изменение научной картины мира, которое сопровождается частичной или полной заменой фундаментальных принципов предметного изучения, качественной трансформацией философских оснований. Например, гелиоцентрическая система Коперника приходит на смену геоцентризму, считавшему, что Земля находится в центре вселенной; в 20 в. возникла синергетическая модель эволюции космоса.

Научная революция предполагает широкий спектр детерминирующих факторов. К числу внутренних предпосылок относятся: 1) накоплелие научных аномалий, всё больше вновь открытых фактов не находят объяснения в рамках существующих теоретических конструкций; 2) появление неразрешимых антиномий при попытке согласования возникших концептуальных противоречий (к примеру, парадокса бесконечных значений при объяснении модели абсолютного «чёрного тела» в рамках классической теории излучения); 3) совершенствование средств и методов исследования (новые, более точные приборы, инструменты, устройства для обработки информации: всё это расширяет возможности учёного, в поле его зрения попадают новые объекты); 4) усиление конкуренции альтернативных теоретических систем, каждая из которых пытается по своему интерпретировать имеющиеся эмпирические факты, дать более эффективные и всеобъемлющие прогнозы на будущее.

К числу внешних детерминант относится философское переосмысление сложившейся картины мира, изменение ценностных ориентиров научного познания, его нормативного базиса. Важную роль играет смена научных приоритетов и тех лидеров, которые их отстаивают. Расширяется круг человеческих потребностей (духовных и материальных), меняется тип взаимодействия науки с практикой, с другими социальными институтами в рамках соответствующей экономической и политической системы.

Современная философия науки даёт широкий спектр оценок и объяснений феномена научной революции. Особое внимание ему уделяют представители постпозитивизма (критического рационализма), интерпретирующие научную революцию в общем контексте принципа фальсифицируемости как фундаментального критерия демаркации научного знания. По их мнению, отличить подлинную науку от псевдонаучных иррационалистических концепций, которые широко распространились в настоящее время (причём часто тоже используют научную терминологию, скрывая за ней догматический авторитарный характер своих положений), позволяет факт непрерывного саморазвития и самообновления научной теории, её готовность отказаться от устаревших конструкций, опровергнутых («фальсифицированных») вновь открытыми фактами. В этом смысле в дополнение к принципу верифицируемости (экспериментальной проверяемости), сформулированному неопозитивизмом («аналитической философией»), К.Поппер описывает смену научных теорий, И.Лакатос – смену исследовательских программ, Т.Кун – смену парадигмы, в основе которой лежит появление нового поколения учёных. Всё это охватывается понятием «научной революции», приобретающем в начале третьего тысячелетия комплексный междисциплинарный характер.

 


Date: 2016-11-17; view: 736; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию