Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 9. Глобализация как объект социально-философского осмысления.





(А.И.Лойко, Е.Б.Якимович)

 

Глобализация – это неоднозначно трактуемый и оцениваемый термин. На уровне геополитических представлений речь идет о стремлении США закрепить свой статус, как основ однополярного мира. Отсюда геополитическая экспансия США во все регионы мира.

На уровне экономических представлений речь идет о формировании системы транснационального производства и торговли. Основным субъектом этого процесса является ТНК.

На уровне развития информационно-компьютерных технологий речь идет о возникновении на планете единого коммуникативного пространства.

На уровне развития науки речь идет о формировании практики функционирования международных исследовательских центров инновационной деятельности.

На уровне образования речь идет о создании образовательных услуг, соответствующих единым международным стандартам.

На уровне охраны окружающей среды (экологии) речь идет о стратегии коэволюции и устойчивого развития, начало которой было положено в рамках ООН в 1992 году.

Неким образом глобализация является комплексным процессом и поэтому она входит в предмет изучения философии, социологии, политологии, экономических, технических, педагогических, биологических наук.

Глобализация способна сформировать консолидированную основу человечества для решения глобальных проблем, обеспечения контроля, реализации программ развития отдельных регионов планеты в условиях постчернобыльского синдрома.

В ХХ веке начали формироваться процессы технической, экономической и организационной интеграции в мировом масштабе, в дальнейшем получившие обозначение глобализации. Эти процессы сопровождаются стиранием культурных, национальных, социальных различий. К концу ХХ века начинает формироваться общество, которое многие философы называют постиндустриальным или информационным. В подобном типе общества крупные транснациональные корпорации образуют звездно-сетевые структуры, гигантские мегаполисы обслуживаются сложными коммунальными инфраструктурными сетями, средства массовой информации создают "глобальную деревню". Благодаря развертыванию сетевых структур в мировой экономике формируется новое транснациональное пространство, образуемое такими ведущими международными политическими, экономическими и финансовыми организациями как ОЭСР, ВТО, МВФ, Мировой банк, Европейский банк развития и т.д. В подобном пространстве происходит виртуализация экономики, в которой непрерывно происходит сдвиг от производства товаров к производству услуг и развитие "невещественных" отраслей экономики.

Появление термина "глобализация" связывают с именем англо-американского социолога Р.Робертсона, который в 1983 г. использовал понятие globality в одной из своих статей, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в книге. Социально-философское осмысление термина глобализации тесно связано с работами таких авторов как Д.Белл, П.Бурдье, Э. Гидденс, О.Тоффлер. Теория постиндустриального общества, предложенная Д.Беллом, описывает такие особенности его как создание нового класса интеллектуальной элиты, возникновение новых технологий, ослабление противоположности досуга и труда, отчужденность личности. Д.Белл также разработал концепцию относительности дефицита, согласно которой место устраненных техническим прогрессом дефицитов займут новые, такие как информационный дефицит, дефицит времени и потребления. В работе "Бегство от свободы" Э.Фромм развивает тезис о том, что у современного человека возникает стремление отказаться от своей индивидуальности и беспомощности в пользу. Идеи Г.Маркузе и Э.Фромма помогают установить связь между процессами отчуждения человека, атомизации общества и процессами глобализации.

Глобализация - это не абсолютно новое явление: в античной форме глобализации Римская империя объединила достаточно обширную территорию Евразии и Африки, позже колониальная цивилизация охватила уже все континенты. Открывая новые земли и воспринимая Землю уже как шар (global), европейцы открыли процессы межнациональной и межрасовой миграции. Однако современными исследователями выделяется новый специфический тип глобальной культуры, который не имеет в отличие от других типов культур каких-либо жестких центров локализации. Ограниченность государственно-центристской модели управления в современных условиях подрывают прежнюю устойчивую иерархию социокультурных ценностей. Еще одним следствием воздействия глобальных изменений на культурную сферу явилось существенное возрастание интереса к проблеме культурной идентичности: многие многонациональные государства пытаются формулировать свою самоидентификацию в терминах культуры и цивилизационных категориях. Носителем современной глобальной культуры является транснациональная группа индивидов, занятых высокоинтеллектуальной творческой профессиональной деятельностью в сфере информационных технологий, науки, образования. Сегодня именно наука становится приоритетной перед технологией и производством. Подобные идеи были выдвинуты еще ранее Т. де Шарденом и В.И. Вернадским. Используемое ими понятие ноосферы, как сферы научного знания, позволило объяснить рост сферы научного знания и социальную эволюцию человечества.

Феномен глобализации требует осмысления в свете тенденции к экономическому и научно-техническому единству мира, которое угрожает цивилизационному многообразию. Это означает ослабление значимости ценностей национально-государственного уровня, а также усиление фрагментации и сегментации всех сфер общественной жизни. Два наиболее общих сценария развития мирового культурного пространства предполагают либо уменьшение социальной дифференциации и разделение всеми индивидами единых универсальных ценностей, либо рост внутреннего неравенства в развитых странах и подъем этнической идентичности. Развитие множества этнических культур, часто несовместимых с доминирующей национальной культурой, может также привести к возрождению культурного фундаментализма.

 








Date: 2016-11-17; view: 339; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию