Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М правилом I Никейского Собора ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 ê запрещено епископам, возвратившимся из новацианского раскола, совершать архиерейские священнодействия: рукоположения, освящения храмов, ü — но им дозволено было совершать пресвитерские богослужения. По древним канонам, клирики, ê лишенные права священнодействия, ü сохраняли за собой право за литургией приступать к Святым Тайнам вместе с духовенством раньше мирян. Согласно 1-му и 2-му правилам Анкирского Собора, 10-му правилу св. Петра Александрийского, клирики, которые после отречения от Христа из-за мучений потом все-таки перед мучителями бесстрашно исповедовали Христову веру, ê лишались права священнодействовать, ü но сохраняли седалище и честь священнослужителей.
Запрещение священнодействия налагается за сравнительно легкие преступления: · против должностных обязанностей, · против благочиния, · за нанесение каких-либо обид словом.
ü Запрещение может налагаться на клириков и мирян епархиальной властью, ü а на епископов высшей властью Поместной Церкви.
В дисциплинарной практике Русской Православной Церкви запрещение в священнослужении получило широкое распространение. По русским церковным законам запрещение в священнослужении могло быть связано с отрешением от места и низведением священников и диаконов на должность причетников (на должность только, но без лишения сана), либо оно производилось без отрешения от места, но с возложением епитимии при монастыре или при своей приходской церкви на определенный срок. Длительность этого срока либо прямо указывалась, либо чаще не оговаривалась, и значит, епитимия продолжалась до конечного исправления осужденного. Согласно Уставу Духовных консисторий, за венчание не достигших брачного совершеннолетия виновные священнослужители и причетники отсылались на покаяние в монастырь: · пресвитеры — на половину того срока, которого недоставало до совершеннолетия повенчанных, а · диаконы и причетники — на полсрока священника.
Применяется также запрещение в священнослужении не как наказание, а для устранения соблазна, как предсудебная мера.
Согласно 14-му правилу Сардикийского Собора, 28-му и 147-му канонам Карфагенского Собора, священнослужение возбраняется клирикам, подозреваемым в преступлениях, даже если виновность их не доказана. На этом основании в Уставе Духовных консисторий содержится следующее положение: «Духовному лицу, оговоренному в преступлении, запрещается священнослужение, смотря по обстоятельствам, какие помещаются в оговоре и открываются при следствии. Распоряжение об этом вверяется собственному усмотрению епархиального архиерея, обязанного пещись, чтобы обвиняемые в известных преступлениях против благоповедения не приступали к служению алтарю Господню, как скоро есть уже достаточная причина предусматривать, что они обвиняются справедливо».
Ислючительно широкое распространение в новейшую эпоху, после 1917 г., такой меры, как запрещение в священнослужении по обвинениям клириков, которые, согласно канонам, влекут за собой извержение из сана, следует объяснять не только и даже не столько снисходительностью церковных властей, сколько затруднительностью или часто невозможностью проведения доказательного расследования по делу и судебного разбирательства его в условиях, которые сложились в этот период, радикально иных, чем в синодальную эпоху. Поэтому такая мера, как запрещение священнослужения, часто имела характер не судебного приговора, а предсудебного акта.
В ныне действующем Уставе Русской Православной Церкви содержится положение, согласно которому 1. извержение из сана и пожизненное запрещение в священнослужении диаконов и пресвитеров налагаются епархиальным архиереем, 2. с последующим утверждением этого акта Святейшим Патриархом.
Кроме извержения из сана и запрещения священнодействия, церковная дисциплина знает и другие наказания, которым подвергаются клирики. В канонах Карфагенского Собора упоминается такое наказание, которое применялось исключительно к архиереям: ê лишение епископов братского общения с другими епископами. Виновный епископ (например, в том, что не явился на Собор без благословной причины, или в том, что принял в подчиненный ему монастырь монаха из чужого монастыря) отстранялся от всяких официальных сношений с другими епископами, лишался права выдавать представительные и рекомендательные грамоты окормляемым им христианам и даже впредь уже не мог являться на провинциальный собор. Такое наказание в современной дисциплинарной практике Церкви не применяется.
В Русской Церкви применяются следующие наказания, как правило, за маловажные проступки: ê епитимия без запрещения священнослужения (в синодальную эпоху она сопряжена была с пребыванием в архиерейских домах и монастырях); ê отрешение от места — отрешенный от должности священнослужитель в синодальную эпоху мог совершать священнодействия от случая к случаю по приглашению приходского настоятеля; ê исключение за штат, то есть такое же отрешение от должности, но применяемое лишь к престарелым клирикам, достигшим 60-летнего возраста.
Ныне обе эти меры называются одинаково — увольнением за штат, но когда оно применяется по отношению к действительно престарелому священнослужителю, то уже не имеет характера наказания, а вынуждено бывает состоянием здоровья увольняемого.
Устав Духовных консисторий предусматривал также такие наказания клириков, как ê усугубление надзора со стороны благочинных, ê денежные взыскания (чаще всего эта мера наказания применялась за неисправное ведение метрических книг, исповедных росписей, обыскных книг — то есть церковной документации), ê земные поклоны в храме, ê строгий или простой выговор и ê замечание.
За преступления, подлежавшие светскому уголовному суду, в синодальную эпоху по отношению к монахам применялось лишение монашества. ê По отношению к священнослужителям-монахам извержение из сана тоже могло сопровождаться лишением монашества.
Выговор — наказание, суть которого заключается в порицании виновного лица, применяется и в церковно-административной практике. В канонах оно не упоминается, но вошло впоследствии, в новое время, в употребление, в Русской Православной Церкви — начиная с синодальной эпохи. Устав Духовных консисторий предусматривал наложение таких взысканий, как выговор, строгий выговор и замечание, в качестве наименее тяжелых; более тяжелым наказанием, чем строгий выговор, предусмотренным для сильнее провинившихся, являлось, в соответствии с Уставом Духовных консисторий, совершение земных поклонов в храме (ст. 176, п. 4-12).
Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви предоставляет правящему архиерею «право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая ê наказания выговором, ê о тстранением от занимаемой должности и ê временным запрещением в священнослужении» (X, 1, 19а).
Поскольку объявление выговора предусмотрено за нарушения и проступки, не имеющие характера церковного преступления, это наказание налагается в административном порядке, без церковно-судебного рассмотрения дела, уместного при обвинении в совершении церковных преступлений, за которые клирики подлежат каноническим наказаниям в виде извержения из сана или пожизненного запрещения в служении, а миряне — временному отлучению от церковного общения, либо те и другие — анафеме.
Церковно-судебные инстанции. Вся полнота судебной власти в епархии, сосредоточивается в лице епархиального архиерея. По 32-му апостольскому правилу: «Аще который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет, не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его, разве когда случится умрети епископу, отлучившему его». Но епископ, имея полноту судебной власти над клириками и мирянами, вверенными Богом его попечению, ведет расследование не единолично, а опираясь на помощь и советы своих пресвитеров.
На постановления епископского суда каноны допускают апелляции к областному собору, то есть собору митрополичьего округа (Сард. 14; Хал к. 9).
Собор митрополичьего округа — не только апелляционная инстанция, он еще является и первой инстанцией для суда по жалобам клириков и мирян на своего епископа или по жалобе одного епископа на другого.
Начало 74-го апостольского правила гласит: «Епископ, от людей вероятия достойных обвиняемый в чем-либо, необходимо сам должен быть призван епископами: и аще предстанет и признается, или обличен будет, да определится епитимия...» А в 5-м каноне I Никейского Собора после ссылки на 32-е апостольское правило, говорящее о том, что отлученные одним епископом не должны приниматься другими, сказано далее: «Впрочем, да будет изследываемо, не по малодушию ли, или распре, или по какому-либо подобному неудовольствию епископа, подпали они отлучению. Итак, дабы о сем происходити могло приличное изследование, за благо признано, чтобы в каждой области дважды в год были соборы». ü На решения митрополичьего собора апелляции могут подаваться Собору всей Поместной Церкви, ü на суд Поместного Собора идут и жалобы на митрополита.
Русская Церковь с начала своего бытия имела только две инстанции судебной власти: · епархиального архиерея и · высшую церковную власть (Собор во главе с митрополитом).
Монополия епископата на судебную власть в Церкви была сохранена и в Определениях Поместного Собора 1917-1918 гг. При этом в отдельных определениях Собора упоминаются U Высший церковный суд и U Епархиальные суды, но Собор не успел принять таких Определений, в которых бы были обозначены Ø конструкция, Ø способ формирования и Ø компетенция этих судов.
|