Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священник же может налагать служащие уврачеванию души кающегося грешника епитимии в виде





U поклонов,

U раздачи милостыни,

U особо усердных покаянных молитв.

 

лишение церковного погребения за самоубийство

Особый вид церковного наказания — это лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумии или в беспамятстве.

В синодальную эпоху церковного погребения лишались все подвергнутые по суду смертной казни.

А в допетровскую старину не отпевались и те, кто «купаючись и хвалясь и играя утонут, или с качели убьются, или на разбое, или и на воровстве каком убиты будут».

 

Церковные наказания для духовных лиц.

Два главных канонических наказания для духовных лиц

· извержение из сана и

· запрещение священнослужения

— параллельны двум основным прещениям по отношению к мирянам —

· анафеме и

· малому отлучению.

Но за свои преступления клирики не подлежат наравне с мирянами ни великому, ни малому отлучению, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы двойной карой.

 

 

Между тем 25-е апостольское правило гласит:

«Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный,

U да будет извержен от священнаго чина, но

Ø да не будет отлучен от общения церковнаго.

Ибо Писание гласит: Не отмстиши дважды за едино (Наум 1, 9)».

 

Толкуя это правило, Вальсамон писал:

«Не говори, что слова не отмстиши дважды за едино относятся к каждому извергаемому за что бы то ни было.

Ибо удостаиваемые священства по ходатайству властей или за деньги и извергаются и отлучаются, как говорят 29-е и 30-е апостольские правила.

Но говори, что слова сии относятся только к извергаемым за преступления, указанные в настоящем правиле, и за другие подобные».

Вот эти правила:

«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит,

1. да будет извержен и он, и поставивший,

2. и от общения совсем да отсечется, яко Симон Волхв мною Петром» (прав. 29);

«Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть,

1. да будет извержен

2. и отлучен, и все сообщающиеся с ним» (прав. 30).

 

По толкованию Вальсамона на 30-е правило, канон этот в равной мере поражает пресвитеров, диаконов, иподиаконов и чтецов-симониатов.

Внимательный анализ содержания 29-го и 30-го апостольских правил, учет особенностей преступлений, караемых по этим канонам, убеждает в том, что, в сущности, в них нет противоречия с принципом «не отмстиши дважды за едино», повторенным в 25-м апостольском правиле.

По сути дела, получение сана за деньги или чрез вмешательство мирских начальников — это незаконное похищение сана; поэтому одно только извержение из сана было бы не наказанием, а только констатацией, выявлением того, что преступник-симониат был поставлен беззаконно.

Настоящее же наказание состоит в применении к нему за это преступление той кары, которая налагается на мирянина, каким он в сущности и должен был оставаться.

 

Итак, самое тяжкое наказание для духовного лица — извержение из сана. По святым канонам оно налагается за те преступления, за которые миряне подвергаются отлучению от Святых Таин.

 

По 73-му правилу Василия Великого

ê извергаются из сана уклонившиеся в ересь или отпадшие от христианской веры.

ê Кроме того, священнослужитель извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты

 

(66-е апостольское правило гласит:

«Аще кто из клира в сваре кого ударит и единым ударением убиет, да будет извержен за предерзость свою»),

ê но и за избиение, хотя бы и лица виновного. Этой каре подлежат священнослужители, нарушившие 7-ю заповедь (апост. 25; Вас. Вел. 3, 32, 51 и 70).

 

ê Извергаются из сана, разумеется, и лица, вступившие после хиротонии в брак.

Отцы Трулльского Собора в 6-м правиле изрекли:

«Понеже речено в апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак (апост. 26), то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен».

 

В 3-м правиле Трулльского Собора делаются исключения из применения этого закона, такие, однако, которые имеют лишь историческое значение и действовали лишь по отношению к современникам Трулльского Собора. В преамбуле канона говорится о том, что представители Римской Церкви предлагали неукоснительную строгость по отношению к вступившим в незаконные браки, а подвластные Константинопольскому престолу — кротость и снисхождение. И далее читаем:

«Мы, отечески и вместе богоугодно совокупив то и другое во едино, да не оставим ни кротости слабою, ни строгости жестокою, особенно при таких обстоятельствах, когда грехопадение, по неведению, простирается на немалое число людей, согласно определяем, чтобы связавшиеся вторым браком, и, даже до пятагонадесять дня протекшаго месяца яннуария, минувшаго четвертаго индикта, шесть тысяч сто девяносто девятаго года, остававшиеся в порабощении греху, и не восхотевшие истрезвитися от него, подлежали каноническому извержению из своего чина. Что же касается до тех, которые хотя впали в таковый грех второбрачия, однако прежде сего нашего определения полезное познали, и зло от себя отсекли, и несвойственное и незаконное совокупление далече отринули, или у которых жены втораго брака уже умерли, и которые притом воззрели ко обращению, вновь поучаясь целомудрию, и от прежних своих беззаконий вскоре отбегнув, пресвитеры ли то или диаконы:

о таковых разсуждено, да удержатся от всякаго священнаго служения, или действования, пребывая под епитимиею некоторое определенное время, а честию седалища и стояния да пользуются, довольствуясь председанием, и плача пред Господом, да простит им грех неведения. Ибо несообразно было бы благословляти другаго тому, кто должен врачевати свои собственныя язвы. Сочетавшихся же с единою женою, аще поятая ими была вдовица, подобно и тех, которые, по рукоположении, приобщились единому браку, то есть пресвитеров, диаконов и иподиаконов, по устранении от священнослужения на некое краткое время и по епитимии, паки возстановляти на свойственныя им степени, с возбранением возводити их на иный высший степень, и притом, явно, по расторжении неправильнаго сожития. Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятагонадесять дня месяца яннуария четвертаго индикта обличены в вышеозначенных винах...»

 

Российское законодательство синодальной эпохи предполагало также извержение из сана священнослужителей за все те преступления, за которые миряне лишались всех прав состояния или даже только некоторых прав с заключением в крепость (ст. 22 Уложения о наказаниях).

 

 

Лишение сана определяется раз навсегда.

ê Согласно 3-му правилу Василия Великого, священный сан, раз снятый, не может быть возвращен. Извержение из высшей степени подразумевает лишение всех низших степеней, лишение священства вообще.

 

ê Если бы извергнутый из сана, пренебрегая приговором церковного суда, дерзнул на совершение священнослужения, то он на основании 28-го апостольского правила за такое преступление подлежал бы анафеме:

«Аще кто, епископ, или пресвитеры, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви».

Поместный Собор 1917-1918 гг. вынес Определение «О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду», по которому

«лица, лишенные священного сана приговорами духовных судов, правильными по существу и форме, не могут быть восстановлены в сане.

Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим церковным судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными».

Таким образом, только в случае судебной ошибки или нарушения установленного порядка судопроизводства может быть пересмотрен приговор о лишении сана, но сан не может быть возвращен в порядке «помилования».

 

В синодальную эпоху в России священнослужители, которых извергли из сана за канонические, а не за уголовные преступления, могли оставляться в духовном ведомстве на низших должностях: дьячками, пономарями, церковными сторожами.

 

Если же их имена вычеркивались из списка духовного ведомства, то те, кто был родом из дворян или из почетных граждан, возвращались в свое прежнее состояние, остальные приписывались к мещанам или крестьянам и переходили в податное состояние.

Исключенные из Духовного ведомства в связи с извержением из сана

ê теряли ордена, а

ê также чины и звания, полученные до вступления в клир и во время служения Церкви.

ê Им на 7 лет воспрещался въезд в столицы и вступление в государственную или общественную службу по выборам:

бывшим диаконам на 12, а бывшим священникам на 20 лет.

ê До середины XIX столетия извержение из сана связано было с острижением головы и бороды в Духовной консистории

ê и с заменой духовного платья армяком.

ê Вдовые лица из числа изверженных из сана могли быть пострижены в монахи, однако без права повторного рукоположения.

 

Католическая Церковь не знает такой меры наказания, как совершенное извержение из священства. Придавая Таинству священства значение абсолютной неизгладимости, католическая доктрина и католическое церковное право знают только низложение и лишение своей степени клириком (depositio и degradatio). Но низложенный клирик, согласно католическим воззрениям, остается все-таки клириком.

 

ê Дисциплинарная практика знает и такое наказание для духовных лиц, как запрещение священнослужения.

Date: 2016-11-17; view: 203; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию