Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательная область
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения детей с тяжелыми нарушениями речи решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (занятие физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни). Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам: 1. Физическая культура. 2. Представления о здоровом образе жизни и гигиене. Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание с медицинскими работниками. Активными участниками образовательного Процесса в области «Физическое развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми. В работе по физическому развитию детей с ТНР помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение к физической культуре. Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются: ¾ в ходе непосредственной образовательной деятельности физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников; ¾ в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур); ¾ в совместной деятельности детей со взрослыми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; ¾ на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений и т. д.); ¾ в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие; ¾ в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика; ¾ в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением; ¾ в ходе непосредственно образовательной деятельности, направленной на правильное восприятие и воспроизведение вы разительных движений для понимания смысла ситуаций, характеров персонажей, их эмоциональных состояний и др.; ¾ в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической, работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. На первой ступени обучения детей с ТНР задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие» тесно связаны с задачами и содержанием логопедической работы и образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В логике построения «Программы» уже на первой ступени образовательная область «Физическое развитие» должна стать основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное развитие детей. Физическая культура Основной формой организации работы являются занятия физической культурой, обеспечивающие реализацию основных задач, определенных данной программой. Занятия с детьми на первой ступени обучения представляют увлекательные игры, удовлетворяющие потребность детей двигательной активности, доставляющие им удовольствие и радость. В этот период много внимания уделяется проведению подвижных игр с детьми, которые проводят воспитатели в утреннее и вечернее время (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя) два раза в неделю по подгруппам и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. д. Кроме того, во второй половине дня воспитатель организует со всей группой игры, направленные на двигательное развитие детей. Подвижные игры детей на первой ступени обучения в основном представляют собой бессюжетные игры с правилами, которые не отягощены сложными речевыми инструкциями. На этой ступени обучения в непосредственно образовательной деятельности и в режимные моменты, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников широко используются игры с мячами: прыжки на мячах-хопах, перекатывание сенсорных (набивных) мячей, бросание, катание мячей и т д. Занятия лечебной физкультурой проводятся с детьми по рекомендации врача ЛФК. Они дополняют, но не заменяют занятия по физической культуре. Физкультурное оборудование подбирается и размещается с учетом специфики помещения и участка дошкольного учреждения в физкультурном зале, музыкально-физкультурном зале, групповой комнате со спальнями и без спален, в раздевалке, на физкультурной площадке, групповом участке и т. п. Утренняя зарядка с детьми проходит в групповой комнате, в которой оборудуется место для хранения спортивного инвентаря и полифункциональных игровых модулей, не занимающих много места. Предметно-развивающая среда физкультурного уголка многофункционально используется в течение дня стимулирования двигательной активности детей. Для младших дошкольников с ТНР она должна содержать игровой элемент, позволяющий ребенку свободно переключаться с двигательной активности на игру и наоборот. Для этого наиболее подходят полифункциональные игровые мягкие модульные наборы («Гномик», «Радуга» и др.), коврики и сенсорные дорожки сенсорная дорожка. Дорожка «Гофр» со следочками, коврик. «Топ- топ», игровая дорожка и др.). Использование полифункционального игрового оборудования определяется задачами интеграции разных видов детской деятельности в процессе коррекционно развивающей работы с детьми с ТНР. Применение этого оборудования позволяет развивать и корригировать у детей с ТНР сенсорно-перцептивные и моторные компоненты деятельности: ¾ зрительно-моторную координацию; ¾ мышечную выносливость; ¾ способность перемещаться в пространстве на основе выбора объекта по заданному признаку; ¾ произвольность и осознанность выполняемых действий: ¾ ориентировку в трехмерном пространстве: способность к точному управлению движениями в пространстве, то есть чувство пространства. Подвижные игры с использованием полифункционального игрового оборудования, помимо образовательной области «Физическое развитие» проводятся в ходе реализации задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Игры малой и средней подвижности применяются на логопедических занятиях с детьми. Таким образом, подвижные игры с полифункциональным игровым оборудованием находят широкое комплексное применение в логопедической, общеразвивающей и психологической работе с детьми с нарушениями речи. Наряду с общефизическими упражнениями, в работе с детьми с ТНР, исходя из их индивидуально-типологических особенностей, широко используются релаксационные упражнения с элементами логоритмики, различные порядковые упражнения под музыку, общеразвивающие упражнения под музыку или в сопровождении стихотворных текстов, которые читает взрослый, простейшие упражнения пальцевой гимнастики. Следует помнить, что в группах детей с ТНР основной целью коррекционной работы является преодоление речевых нарушений. Поэтому в основе всех форм двигательной деятельности детей лежит принцип «логопедизации», который реализуется в подвижных играх, логоритмических упражнениях, физминутках, спортивно – досуговой деятельности с использованием речевого материала в соответствии с изучаемой лексической темой.
Педагогические ориентиры: - стимулировать появление эмоционального отклика на подвижные игры и игровые упражнения и желание участвовать в них; ¾ развивать и корригировать нарушения сенсорно-перцептивных и моторных компонентов деятельности детей (зрительно –моторной координации, мышечной выносливости, способности свободно перемещаться в пространстве); ¾ формировать у детей навыки элементарной ориентировки в пространстве, обучая детей движению по ориентирам (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.); ¾ развивать и корригировать нарушения сенсоро-перцептивных и моторных компонентов деятельности детей (зрительно- моторной координации, мышечной выносливости, способности свободно перемещаться в пространстве); ¾ формировать способности детей реагировать на изменение положения тела во время перемещения в сухом бассейне, на сенсорных дорожках и ковриках, на мягких модулях (конструкции типа «Горка»); ¾ обучать детей элементам мышечной релаксации; ¾ учить детей согласовывать свои действия с действиями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; ¾ формировать понятия «быстро — медленно», «сильно — слабо», «громко — тихо» в процессе выполнения детьми различных по скоростно-силовым характеристикам упражнений; ¾ развивать у детей способность реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним; ¾ учить детей выполнять по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, уверенно выполнять физические упражнения в соответствии с указания, инструктора по физической культуре (воспитателя); ¾ обучать детей правильному динамическому и статической дыханию, способствующему стимулированию функционирования сердечно -сосудистой и дыхательной систем; ¾ развивать силу, объем, точность движений; ¾ развивать способности детей к точному управлению движениями в пространстве: в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскости (чувство пространства); ¾ стимулировать желание детей принимать активное участие в подвижных играх; целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей; ¾ учитывать индивидуально-типологические особенности детей при выполнении ими специальных комплексов упражнений, способствующих устранению нарушения развития моторики; ¾ развивать ручную моторику в действиях с мелкими предметами в различных пальчиковых и кистевых упражнениях; ¾ осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия; ¾ создавать благоприятные физиологические условия для нормального роста тела, развития позвоночника и восстановления правильного положения тела ребенка, исходя из его индивидуально-типологических особенностей; ¾ проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы и дорожки, сухой бассейн), направленные на улучшение венозного тока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, увеличение силы и тонуса мышц, подвижности суставов, связок и сухожилий, расслабление гипертонуса мышц и т. п.; ¾ снижать повышенное психическое возбуждение детей, поддерживать их положительный эмоциональный настрой.
Основное содержание Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. Знакомство детей с оборудованием и материалами для физкультурных занятий. Совместный с детьми выбор наиболее интересного оборудования для игр (мячи, кегли, сенсорная дорожка). Совместные игры с мячом (с малыми группами детей). Знакомство детей с физкультурным залом. Совместное с детьми рассматривание и освоение предметной среды физкультурного зала. Организация взаимодействия детей с оборудованием для физкультурных занятий. Демонстрация детям того, что можно делать с физкультурными снарядами (прокатывание и бросание мяча, подъем на лестницу, прыжки на детском каркасном батуте)- Организация пассивного участия детей в спортивных досугах старших дошкольников, а также активное участие в простых подвижных играх вместе с детьми старшего возраста (при наличии делания детей). Привлечение к занятиям в физкультурном зале родителей. Построения и перестроения. Построения в круг, парами, в колонну друг за другом (с помощью взрослого). Свободное построение: врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг. Перестроение из колонны в два-три звена по ориентирам (с помощью взрослого, а затем самостоятельно). Повороты, переступая на месте. Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: в заданном направлении (к игрушке), друг за другом, держась за веревку, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2—3 м), по извилистой дорожке (ширина 25—30 см), по шнуру (прямо, по кругу, зигзагом). Перешагивание через препятствия (высота 10—15 см), из обруча в обруч, из круга в круг, с цилиндра на цилиндр (пуфики, ящики), подъем на возвышение и спуск с него (высота 25 см). Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к взрослому и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения). Ходьба и бег по дорожке (сенсорной дорожке, игровой дорожке, коврику «Топ-топ», дорожке «Гофр» и др.). Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина, мягких модулей и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно). Перемещение по кругу (хороводные игры). Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке, и т. п.). Ходьба на носках (при необходимости с поддержкой). Перешагивание через небольшие препятствия (веревку и другие невысокие (5 см) предметы) с помощью взрослого и самодеятельно. Движения под музыку, движения с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стихов и т. п. Бег. Бег за взрослым (воспитателем, инструктором по физической культуре) и к нему, в разных направлениях, между линиями, между цилиндрами коврика «Топ-топ», между мягкими модулями и т. п. Бег в медленном темпе и на скорость. По мере освоения темповых заданий переход к бегу с ускорением и замедлением (с изменением темпа). Бег в сданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке, и т. п.) (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Художественно- эстетическое развитие» — раздел«Музыка»). Бег на носках (при необходимости с поддержкой). Прыжки. Поскоки на месте на двух ногах с доставанием предмета, слегка продвигаясь вперед. Перепрыгивание через линии, веревку, через две линии (расстояние 10—30 см), прыжки на одной ноге (при необходимости индивидуально, поддерживая ребенка), спрыгивание с предмета. Прыжки с продвижением вперед (2-3 м), из круга в круг, вокруг предметов и между ними Прыжки в длину с места, в высоту с места. Прыжки на мягких модулях из набора «Веселый зоопарк», для передвижения отталкиваясь ногами от пола и приподнимая туловище (как на лошадке). Прыжки на мячах и надувных игрушках-прыгунах (гимнастический мяч, пони, зебра, Вини-Пух и т. п.). Подпрыгивание на надувном мяче (фитболе) со страховкой. Формирование представлений о цвете (игры с шариками красного, желтого, зеленого, синего цвета). Поиск игрушек в шариковом бассейне и другие игры. Катание, бросание, ловля округлых предметов. Прокатываниемяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами Ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние определяется, исхода из особенностей моторного развития детей с ТНР), бросание мяча друг другу, подбрасывание мяча вверх, отбивание мяча от пола 2—3 раза подряд. Прокатывание мяча в ворота. Метание мячей малого размера в вертикальную или горизонтальную цель (расстояние 1—1,5 м). Игры на мячах -хопах (фитбол). Катание сенсорных (набивных) мячей, ориентируясь на размеры. Катание на сенсорных мячах, лежа на них на животе. Игры с сенсорными (набивными) мячами: прокатывание мяча одной и двумя руками по полу, под дугу (ширина 50-60 см), друг другу на расстояние 1,5 м, между предметами, расположенными в ряд (например. кегли или гимнастические палки); перекидывание мяча (диаметром 20 см) двумя руками через веревку, натянутую на уровне груди ребенка с расстояния 50—80 см; бросание мяча (диаметром 20 см) на дальность (расстояние 60—100 см) в вертикальную цель; упражнения, сидя на сенсорном мяче с удержанием статической позыс упором ногами в пол (выбор мяча определяется ростом ребенка), руки в стороны или на талии. Катание колец пирамиды-гиганта (высота 78 см, диаметр самого большого кольца 65 см) друг другу, по залу и т. п. Катание модуля «Труба» или игровой трубы «Перекати поле» с игрушкой внутри или с кем-то из детей. Катание цилиндров от коврика «Топ-топ» и т. п. Игры с шариками в сухом бассейне (бросание, собирание шариков, погружение в них и т. п.). Игры и игровые упражнения на развитие тонкой моторики рук с шариками из сухого бассейна или малыми массажными мячами. Дети прокатывают шарики, собирают шары (мячи) по цвету и количеству, заданным взрослым, перекладывают шарики (мячи) из одной руки в другую, сжимают и разжимают шарики, поглаживают ладонями шарики в сухом бассейне, достают шарики со дна бассейна и т. д. Ползание и лазанье. Ползание на животе и на четвереньках по прямой линии, в разных направлениях к предметной цели, по указательному жесту взрослого, по словесной инструкции взрослого. Проползание на четвереньках и на животе под тугой, рейкой, воротиками из мягких модульных наборов («Радуга», «Забава»), между ремнями игровой дорожки. Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия (мягкие модули из наборов «Гномик», «Радуга», «Горка», «Островок»и т. п.). Упражнения в движении на четвереньках по следочкам от рук и Цыпочек на дорожке со следочками и подобных дорожках. Игры в сухом бассейне («купание», ползание по шарикам ит. п.). Лазанье по лестнице-стремянке, по гимнастической стенке поддержкой взрослым). Подготовка к спортивным играм. Катание на трехколесном велосипеде по прямой линии, с поворотами, по кругу. Передвижение на лыжах ступающим шагом, с поворотам переступанием (со страховкой взрослым). Упражнения на координацию движений рук и ног в положении лежа (плаваем). Передвижение в воде (при наличии бассейна страховкой взрослым. Обливание водой (закаливающие процедуры). Игры зимой на улице. Катание на санках кукол (мягких игрушек), друг друга с помощью взрослого, затем катание с небольших горок. Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах с помощью взрослого. Date: 2016-11-17; view: 297; Нарушение авторских прав |