Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ибн Каййим аль-Джаузийя 6 page
О продающий душу свою за страсть к тому, чья любовь ничтожна, связь с кем приносит лишь тревоги, а красота — недолговечна и тленна! Ты продаёшь самое дорогое за ничтожную цену! Как будто ты не осознаёшь ценность товара и ничтожность цены... Но когда ты придёшь в День взаимного обделения, ты поймёшь, как тебя обделили при заключении этой сделки. «Нет божества, кроме Аллаха» — товар, Аллах — покупатель, цена — Рай, а посредник при заключении сделки — Посланник. Неужели ты готов продать её за то, что не стоит и комариного крыла?
23То есть сколько людей умирает, не дожив до старости, так что говорить о пожилых? Им ещё уместнее чаще вспоминать о смерти и готовиться к ней.
88 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Если нечто стоит не больше крыла комариного У того, Чьим рабом ты являешься, И если часть этого владеет тобой целиком, Какой будет ценность твоя у Него, как ты думаешь? И если продашь ты свою душу за это, хотя Он тебе Цену Свою предлагает, лишишься любви Его... О теряющий решимость свою! Где же ты? Ведь этот путь утомил даже Адама и плакал на нём Нух и был брошен в огонь Ибрахим и уложен на бок для заклания Исма'иль, Юсуф был продан за ничтожную цену и провёл в темнице несколько лет, распиливали пилами Закарию, зарезали смиренного господина Яхью, боролся с тяжкой болезнью Айюб, неутешно плакал Дауд, ходил вместе со зверями 'Иса и терпел бедность и обиды Мухаммад... Так неужели ты собираешься забавляться и играть?
О обитель в грубой земле — скоро её посетишь ты, Но прежде столько ужасов тебе пережить придётся... Война идёт, а ты стоишь, безучастно наблюдая за происходящим, а если и двинешься, то для того чтобы побежать с поля боя... Кто не терпел палящий зной в поисках славы, тот никогда не отдыхал в тени почёта.
Говорит Суляйма: «Ты бы остался на нашей земле». Неведомо ей, что я в пути для того, чтоб найти пристанище... Одному из усердно поклоняющихся Всевышнему сказали: «До каких пор ты будешь утомлять душу свою?!» Он ответил: «Как раз отдыха для неё и хочу я».
Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха 89
Невесты мира этого украсили себя для смотрящих, дабы испытать их: кто из них предпочтёт их невестам мира вечного. И тот, кто понимает разницу, предпочтёт то, что заслуживает предпочтения.
Прекрасные девы этого мира ко мне устремились И мне сказали: «Ну же! Иди же к нам!» Но я как будто не заметил их, когда узрел То, что на самом деле было моей целью. Звёзды стремлений знающих в созвездиях их решительности движутся быстро, и среди них нет [отстающего] Сатурна. О тот, кто отклонился от истинного пути! Будь одним из тех, кто движется в конце каравана, и спи в пути, поскольку предводитель всегда заботится об идущих в конце. Аль-Хасану сказали: «Нас опередили люди на тёмных лошадях, когда мы были на ослах со скверными сёдлами, от которых болит спина». Он сказал: «Если ты следуешь их путём, то ты очень быстро догонишь их».
Польза Полезные выводы и наставления
то теряет ощущение близости к Аллаху, оказываясь среди людей, и обретает его, оставаясь в одиночестве, тот — слабый правдивый. Кто испытывает это ощущение, оказываясь среди людей, и не испытывает его, пребывая в одиночестве, тот болен. Кто не испытывает этого ощущения ни оказываясь среди людей, ни оставаясь в одиночестве, тот мёртв и изгнан [от милости Господа]. А тот, кто сохраняет это ощущение и пребывая в одиночестве и находясь среди людей, — любящий правдивый и сильный. Тот, кому приносит просветление одиночество, нуждается для его усиления именно в одиночестве. А тот, на кого такое же влияние оказывает пребывание среди людей, их советы и наставления, нуждается для его усиления именно в пребывании среди людей. А тот, кто успешно делает то, чего требует от него Аллах, в любом месте и состоянии, добивается развития и в одиночестве и среди людей. Самое почётное положение — когда ты не выбираешь для себя состояние помимо того, которое Он выбирает для тебя и в которое Он тебя вводит. Так что ориентируйся на то, чего Он требует от тебя, а не на то, чего ты желаешь от Него.
Полезные выводы и наставления 91
Лампы чистых сердец в лоне естественной природы человека светят и до того, как их коснутся законы Всевышнего: «Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём» (сура 24 «Свет», аят 35). Кусе24 был приверженцем единобожия, хотя никогда не видел Посланника . А Ибн Убайй25 остался неверующим, несмотря на то, что молился с ним в одной мечети. Ящерица не страдает от жажды, хотя у неё нет воды, а сколько страдающих от жажды в море! Мы знаем историю пророческой миссии Мусы и Асии, которая уверовала в него. Корзину, в которой он находился, принесли к ней, и ребёнок, оставшийся без матери, попал к женщине, у которой не было детей. Пре-славен Аллах, сколько уроков можно извлечь из этой истории! Сколько детей истребил фараон, желая уничтожить Мусу, но предопределение как будто сказало: «Мы воспитаем его не иначе как под твоей опекой!» Зу-ль-Биджадейн остался сиротой в детстве, и его вырастил его дядя со стороны отца. Душа его возжелала последовать за Посланником ,и он собрался сделать это, однако болезнь не дала ему осуществить желаемое. И он остался на месте, дожидаясь своего дядю, а выздоровев, он, не в силах больше терпеть, воззвал:
24 Кусе ибн Са'ида был одним из приверженцев единобожия, живших до начала пророческой миссии Мухаммеда . 25 Речь идёт об' Абдуллахе ибн Убайе, главе лицемеров во времена Пророка .
92 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Сколько можно удерживать её — жалуется она на неволю, Отпусти её — может быть, она отыщет дорогу...
Он сказал: «О дядя! Долго я ждал от тебя, что ты примешь ислам, но я не вижу в тебе стремленья к этому!» Тот ответил: «Если ты принял ислам, я лишу тебя всего, что дал тебе!» Он же сказал: «Один взгляд на Мухаммада дороже для меня этого мира со всем, что в нём!»
Если бы спросили Меджнуна; чего ты хочешь — С Лейлой свидания иль все сокровища мира? Он бы ответил: пыль под её сандалиями Для меня приятнее и для болезни моей целительнее...
И когда он собрался отправиться к Посланнику , его дядя лишил его даже одежды, которая была на нём, и мать дала ему грубую накидку, и он разорвал её надвое, превратил одну в изар, а вторую — в накидку. И когда глашатай призвал к сражению на пути Аллаха, он решил присоединиться к каравану любящих. А для любящего не имеет значения длина пути, потому что цель его помогает ему преодолевать этот путь:
Аллах помогает стремящемуся достичь заветных пределов И приблизиться к этим пределам ему помогает Он...
И когда он покинул этот мир, Посланник спустился в приготовленную для него могилу, чтобы собственноручно уложить его тело в нишу. При этом он говорил: «О Аллах, поистине, я был доволен им. Будь же и Ты доволен им!» И тогда Ибн Мас'уд воскликнул: «Ах, если бы меня похоронили в этой могиле!»
Полезные выводы и наставления 93
О тот, чья решимость ослабла! Самая незначительная фигура на шахматной доске — пешка. Но стоит ей взбодриться, как она превращается в ферзя26. Один мудрец, увидев вьючную лошадь, которую использовали для орошения, сказал: «Если бы она бегала быстро и хорошо, то на ней бы ездили верхом». Когда стопы решимости готовы устремиться вперёд, перед ними появляются препятствия. Под препятствиями подразумеваются такого рода испытания, которые помогают отличить правдивого от лжеца, и когда ты преодолеваешь их, они становятся твоими помощниками в достижении цели.
26 Имеется в виду, что прикладывающий усилия достигнет цели
Польза Истинная сущность мира этого
ир этот подобен блудливой женщине, которая не может жить с одним мужем — она завлекает многих мужчин. Не соглашайся же на разврат!
Отделил я её красоту от её деяний И обнаружил, что красоту затмевают мерзости, Поклялась она нам, что никогда не предаст нас. Оказалось, клялась, что верна никогда нам не будет...
Идти ради того, чтобы снискать мир этот, — значит идти по земле, в которой множество диких зверей, а плавать в нём — то же самое, что плавать в пруду с крокодилами. То, что приносит радость в ней, вызывает и печаль, и боль в ней рождается от наслаждений, а горести — от радостей.
То, что в юности было приятным и сладким, В преклонные годы мучениями обернулось. Птица человеческой природы27 видит зерно, а око разума видит силок, тогда как око страстей слепо.
27 Речь идёт о легкомысленном и порывистом человеке, который устремляется к любым приманкам, не задумываясь о послед-
Полезные выводы и наставления 95
Довольства глаз не замечает недостатков, А недовольства глаз их выставляет напоказ. Страсти украшают себя для взоров человеческой природы, и те, кто верует в сокровенное, отводят взгляд от них, а те, кто следует за ними, блуждают в пустыне скорби. О первых сказано: «Они следуют руководству от их Господа, и они — преуспевшие» (сура 2 «Корова», аят 5). А вторым будет сказано: «Вкушайте и наслаждайтесь недолго, ведь вы являетесь грешниками» (сура 77 «Посылаемые», аят 46). Когда те, кому помог Всевышний, осознали истинную цену миру этому и недолговечность своего пребывания в нём. Они умертвили в нём страсти ради того, чтобы снискать жизнь вечную. Пробудившись от сна беспечности, они всерьёз взялись за возвращение того, что враг успел украсть у них в период их бездеятельности. Поняв, что дорога длинная, они устремили взоры на маячащую вдали цель, и далёкое стало казаться им близким. И каждый раз, когда жизнь становится горькой для них, воспоминание о словах Всевышнего «Это — ваш День, который был обещан вам» (сура 21 «Пророки», аят 103) делает её слаще.
ствиях своих действий, подобно тому как птица устремляется к зерну, насыпанному в силок, и оказывается в ловушке.
Раздел Удивительно: как человек может не любить Господа и не стремиться к Его поминанию
дна из самых удивительных вещей на свете: знать Его и не любить при этом, слышать Его глашатая и медлить с ответом, знать об огромной прибыли, которую приносят сделки, заключаемые с Ним, и при этом заключать их с кем-то другим, знать о том, насколько страшен Его гнев, и при этом навлекать на себя этот гнев, вкушать одиночество и отдалённость от Него по причине ослушания и не стремиться приблизиться к Нему посредством покорности Ему, ощущать стеснённость в сердце из-за погружения не в Его повествование и не в беседы о Нём и при этом не стремиться расширить грудь свою посредством поминания Его и тайной беседы с Ним, вкушать мучения, которые причиняет привязанность сердцем не к Нему, и не бежать от этих мучений к блаженству устремления к Нему и смирения пред Ним. Но ещё более удивительно, когда ты знаешь, что не можешь обойтись без Него и крайне нуждаешься в Нём, и при этом отворачиваешься от Него и стремишься к тому, что отдаляет тебя от Него.
Польза
Совершение запретного по причине скверного представления об Аллахе или одолевающих страстей
овершать запретное раб Аллаха может по двум причинам. Первая: человек скверно думает о Господе своём. Он считает, что даже если бы он был покорен Господу и предпочёл Его, то Он не дал бы ему ничего лучшего из дозволенного. Вторая: он знает, что это не так и что тому, кто отказался от чего-либо ради Аллаха, Он даст взамен нечто лучшее, но страсти в нём побеждают терпение и разум. Первый случай обусловлен слабостью знания, а второй — слабостью разума и сознательности. Яхья ибн Му'аз сказал: «Мольбу того, кому Аллах помог собрать сердце своё во время обращения к Нему с мольбой, Он не отвергнет». Когда человек сосредотачивается, он остро ощущает свою потребность в Господе и неспособность обходиться без Него, надежда его усиливается, и редко мольба его остаётся без ответа.
Раздел Мудрые изречения и полезные наставления
огда бдительные видят, как мир этот одолевает своих обитателей, и как надежды обманывают своих обладателей, и как шайтан ведёт души в поводу, и когда они видят, что душа, побуждающая к скверному, берёт верх, то устремляются к крепости смиренной мольбы и испрашивания защиты, подобно тому, как испуганный раб спешит укрыться во владениях своего господина. Страсти мира этого подобны игре воображения, и невежественный способен видеть лишь явное, тогда как разумный видит то, что за завесой. Увидели они зёрнышко желаемого, но когда протянули руки к нему, чтобы взять его, взоры их увидели нить силка и они взлетели на крыльях осторожности и снова пустились в путь: «Если бы только мой народ знал, что мой Господь простил меня и что Он сделал меня одним из почитаемых!» (сура 36 «Йа Син», аяты 26-27). Некоторые люди увидели всё сущее и поняли цель свою в этом мире и приготовились к отъезду, прежде чем настало время отправляться в путь, приложив усилия для следования прямым путём. А другие заняты чем-то не-
Мудрые изречения и полезные наставления 99
значительным, тогда как они преодолевают огромные расстояния, а птицы страстей в силках ждут заклания. Две лисы попали в капкан, и одна из них сказала другой: «Где мы теперь встретимся?» А вторая ответила ей: «Через два дня в месте для дубления шкур». Клянусь Аллахом, дни были всего лишь сном, а потом они [искренние верующие] проснулись одержавшими победу. Прошлое мира этого — сон, будущее его — бесплотные мечтания. А между ними — время, которое тратится напрасно. Как обретёт благополучие тот, у кого есть жена, которая не проявляет милосердия к нему, отпрыск, который не принимает его оправданий, сосед, от которого можно ожидать зла, друг, который не относится к нему чистосердечно и не даёт ему благих советов, компаньон, который не относится к нему справедливо, враг, который враждует с ним постоянно, не смыкая глаз, душа, которая побуждает к дурному, мир этот, приукрасивший себя, влечения, восстающие против него, страсть, которая одолевает его, гнев, с которым он не может справиться, шайтан, приукрашивающий для него [скверное], и слабость, которая подчиняет его себе?.. Если Аллах помогает ему и приближает его к Себе, то всё это не выдерживает противостояния с ним, а если Аллах оставляет его без помощи и предоставляет его душе его, то она набрасывается на него и губит его. Когда люди отвернулись от обращения за решениями к Корану и Сунне, и перестали судить в соответствии с ними, и стали считать, что их недостаточно, и обрати-
100 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
лись к мнениям, аналогиям, тому, что им казалось благим, и словам шейхов, то их естественная природа начала портиться. Б сердца их вошёл мрак, понимание их исказилось, разум пришёл в негодность, и всё это ослепило и одолело их, и в соответствии с этим воспитывался малый и доживал до дряхлости пожилой, и им не казалось это порицаемым! И тогда к ним пришло другое государство, в котором нововведения заняли место Сунны, душа — место разума, страсть — место благоразумия, заблуждение — место прямого пути, порицаемое — место одобряемого, невежество — место знания, совершение дел напоказ — место искренности, ложное — место истины, лесть — место чистосердечия и благого совета, притеснение — место справедливости. И всё перечисленное взяло верх и обрело силу, а приверженцы этого стали важными и влиятельными людьми, хотя прежде вес имели противоположности этих вещей и авторитетом пользовались приверженцы этих противоположностей. И когда ты увидишь, что эти вещи берут верх и их знамёна зареяли высоко, а войска устремились вперёд, и под землёй, клянусь Аллахом, находиться стало лучше, чем на её поверхности, то у вершин гор находиться станет лучше, чем на равнинах, и находиться в обществе зверей будет лучше, чем находиться в обществе людей. Земля вздыбилась, небеса потемнели и явилось нечестие и порча на суше и в море из-за несправедливости грешников, исчезла благодать, блага стало очень мало, звери сделались истощёнными и жизнь стала скверной из-за нечестия нечестивцев, и дневной свет и ночная мгла плачут из-за скверных деяний и отвратительных поступков, и благородные писцы и ангелы, которые, сменяя друг друга, приходят к Господу, жалуются Господу
Мудрые изречения и полезные наставления 101
своему на множество мерзостей и на то, что порицаемоеи отвратительное берёт верх. Это, клянусь Аллахом, предостережение от грядущего потока наказания, тучи которого уже сгустились, и ночь обещает принести с собой беду, такую чёрную! Отойдите же с пути этого потока с помощью искреннего покаяния, пока ещё есть возможность покаяться и врата покаяния открыты... Как будто вы уже стоите перед дверью, которая закрылась, и перед залогом, который уже недоступен28, и перед грехом, который уже записан: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (сура 26 «Поэты», аят 227). Выкупи душу свою сегодня, ибо рынок открыт, цена имеется и товар дёшев, но придёт день, в который у тебя уже не будет доступа к этому рынку и этому товару — ни '. к малому его количеству, ни к большому: «Это — День..взаимного обделения» (сура 64 «Взаимный обман», аят 9); «В тот день несправедливый станет кусать свои руки» (сура 25 «Различение», аят 27).
Если ты не взял с собой запас — богобоязненность, И встретил в День сбора тех, кто запасался, Ты пожалеешь, что не сделал то же самое, И не обрёл того, что обрели они... Деяния, совершаемые без искренности и следования [Корану и Сунне], подобны путнику, наполняющему сосуд свой песком, который только обременяет его и не приносит ему никакой пользы.
28 То есть стал собственностью того, кому он был оставлен.
102 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Когда обременяешь сердце тревогами и тяготами мира этого и перестаёшь уделять внимание тому, что связано с религией, хотя это — твоё пропитание и жизнь твоя, то ты уподобляешься путнику, который нагружает своё верховое животное сверх его сил и при этом не кормит его должным образом — очень скоро оно остановится под ним. Распыляющий силы свои жизнь проживает Растерянным, — не победа и не поражение... Спешащий погонщик, увы, ни над чем не властен, Ведь не все животные достаточно быстры, Осторожнее пусть ступают копыта животных, Ибо они попирают лбы и щёки под ними... Для того, кто видит вдали блеск благополучия, нетрудно перенести горечь терпения. Цель — первое в расчётах и последнее в существовании, начало с точки зрения разума и конечная остановка на пути. Слабость — твоё привычное состояние, а если бы пыл твой поднялся до дел великих, то тебе бы светили лучи решимости. Поистине, люди превосходят друг друга своими стремлениями, а не внешним видом. Поистине, из-за низости своих стремлений чистильщик колодцев оказывается в колодце с нечистотами. Тебя отделяет от преуспевших гора страстей; они остановились перед ней, а ты — позади неё.
Мудрые изречения и полезные наставления 103
Преодолей же оставшееся расстояние, и ты присоединишься к ним. Мир этот — место состязания. Пыль поднялась, и не видно победителя, и в этом месте есть и всадники на лошадях, и двигающиеся пешком и едущие на ослах с плохими сёдлами.
Ты увидишь, когда пыль рассеется, Кто под тобой — скакун или осёл... Человеку свойственна неумеренность в еде, но лучше следить за своим питанием. Разбойник алчного стремления выходит только во мраке страстей. Зёрнышки желаемого — под сеткой силка, и если чувствуешь, что больше нет сил терпеть, то подумай о заклании [которое ждёт тебя, если ты попадёшь в силок]. Сила стремления обрести желаемое порождает усердие в трудах ради достижения цели и опасение лишиться предмета своих желаний. Скупец — бедняк, который не получит награды за свою бедность. Проявляй терпение, воздерживаясь от того, в чём заключён вред, и не пей из источника попрёков. Достойная женщина будет голодать, но не станет добывать пропитание с помощью груди своей.
Date: 2016-07-05; view: 961; Нарушение авторских прав |