Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ибн Каййим аль-Джаузийя 4 page
И Всевышний Аллах сказал: «Когда же его поражает зло за то, что приготовили его руки, то человек становится неблагодарным» (сура 42 «Совет», аят 48). Все решения Всевышнего в отношении Его раба справедливы. Кто-то может сказать: мол, ослушание, по-вашему, происходит по предопределению Аллаха, но если справедливость в наказании за ослушание очевидна, то где же справедливость в предопределении этого ослушания? Необходимо сказать: этот вопрос очень важен, и из-за него одна группа людей утверждает, что справедливость — это предопределённое, поскольку несправедливость в случае с Всевышним невозможна. Они сказали: «Потому что несправедливость — это распоряжение тем, что принадлежит другому, а всё сущее принадлежит 'Аллаху, соответственно, Его распоряжение Своими творениями может быть только справедливостью». Другая же группа сказала: «Нет, справедливость заключается в том, что Он не подвергает наказанию за то, что предопределяет. Поскольку наказание от Него — благо, то становится понятно, что оно — не за Его; предопределение, и справедливость — это воздаяние за трех посредством наказания и порицания либо в этом мире, либо в мире вечном. Этим людям трудно объединить справедливость и предопределение. Они утверждают, что признающий предопределение не может утверждать о справедливости, а тот, кто говорит о справедливости, не может признавать предопределение. Им так же трудно объединить единобожие и утверждение качеств Аллаха. Они утверждают, что невозможно утвердить
54 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
единобожие, кроме как посредством отрицания качеств. И единобожие превратилось в их понимании в отрицание качеств Аллаха, а их справедливость — в отрицание предопределения. Что же касается приверженцев Сунны, то они признают и то, и другое. Несправедливость, согласно их убеждениям, это применение чего-либо к тому, к чему оно не должно применяться, например, наказание покорного, не совершавшего грехов. О том, что это Ему не присуще и не свойственно, Всевышний Аллах говорит в нескольких местах в Своей Книге, И если даже Всевышний Аллах вводит в заблуждение кого пожелает и предопределяет ослушание и отход от истинного пути кому пожелает, то это в любом случае абсолютно справедливо, потому что Он помещает введение в заблуждение и оставление без поддержки туда, где им место. Да и как же иначе, если среди Его прекрасных имён — Аль-Адль [Справедливость], и Он — Тот, все действия Которого и все решения правильны и истинны?.. Ведь Всевышний Аллах сделал пути ясными и направил посланников и ниспослал Писания, устранил препятствия и дал нам доступ к причинам следования прямым путём и покорности посредством слуха, зрения и разума. Это Его справедливость. Он окружает кого пожелает дополнительной заботой и желает помогать Ему и оказывать ему поддержку. Это Его милость. И Он оставляет без Своей помощи тех, кто не заслуживает Его поддержки и милости. Таких людей Он предоставляет самим себе. Всевышний не желает помогать им, лишает их Своей милости, но не лишает их Своей справедливости. Тут можно назвать две категории. Первая категория: то, что является Его воздаянием рабу за то, что тот отвернулся от Него и предпочёл
Комментарий к хадису Ибн Мас'уда 55 покорность Его врагу и жизнь в согласии с ним, предав забвению поминание Его и благодарность Ему. Такой человек заслуживает того, чтобы Всевышний оставил Его. без помощи и лишил Его Своей милости. Вторая категория: Всевышний Аллах изначально не желает для этого раба, потому что знает, что тот не способен оценить по достоинству наставление на прямой путь и не станет благодарить и восхвалять Его за это и не будет любить Его. И Он не желает ему этого, потому что этот человек непригоден для этого. Всевышний Аллах сказал: «Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: "Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?" Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (сура 6, «Скот», аят 53). Всевышний также сказал: «Если бы Аллах знал, что в них есть благо, Он непременно наделил бы их слухом» (сура 8 «Трофеи», аят 23). И если Он предопределил этим душам заблуждение и ослушание, то это — абсолютная справедливость, подобно тому, как Он постановил, что змея, скорпион и бешеная собака подлежат убиению8 — это тоже справедливость, даже с учётом того, что эти животные были сотворены такими. Мы подробно изложили эти вопросы в нашем большом труде, посвященном предопределению9. Его слова «решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив» являются ответом двум группам. Первая группа — кадариты, которые полностью отвергают какое-либо предопреде-
8 Хадисы об этом приводятся в сборниках аль-Бухари и Муслима. 9 Подразумевается труд под названием «Шифа аль-'алиль фи ма-саиль аль-када ва аль-кадр ва аль-хикма ва ат-та'лиль».
56 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ление Аллаха в отношении Его рабов, и утверждают, что действия, совершаемые рабами Аллаха, не подпадают под Его предопределение, а под предопределением они понимают веления и запреты. Вторая группа — джабриты, которые утверждают, что всё предопределённое есть справедливость и, таким образом, слова «а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив» теряют всякий смысл, поскольку справедливость в их понимании — это все, что можно сделать, а несправедливость, соответственно, невозможна сама по себе. То есть в их понимании эти слова означают в точности то же, что и первая часть высказывания, то есть «Твои решения относительно меня непременно исполнятся». Его слова «Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён...» есть приближение к Нему посредством всех Его имён, как тех, которые известны рабу Аллаха, так и тех, которых он не знает. Этот способ приближения к Аллаху наиболее любим Им. Это приближение к Нему посредством Его качеств и действий, на которые указывают Его имена. Его слова «сделать Коран благодатным дождём моего сердца, светом моей груди». Подразумевается благодатный дождь, оживляющий землю. Коран сравнивается с ним, потому что оживляет сердца. Аллах сравнил Коран с дождём, упомянув одновременно воду, приносящую жизнь, и свет, приносящий освещение и озарение. Так, Он объединил их в Своих словах: «Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несёт пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари» (сура 13 «Гром», аят 17).
Комментарий к хадису Ибн Мас'уда 57 И в словах: «Они подобны тому, кто разжёг огонь. Когда же огонь озарил всё вокруг него, Аллах лишил их света» (сура 2 «Корова», аят 17). А также в словах: «Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба» (сура 2 «Корова», аят 19). И в словах: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен...» (сура 24 «Свет», аят 35). А затем Он сказал: «Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их...» (сура 24 «Свет», аят 43). Таким образом, это обращение к Всевышнему содержит мольбу об оживлении сердца посредством благодатного дождя Корана и освещении груди его светом, дабы обрести сразу и жизнь, и свет. Всевышний Аллах сказал: «Разве тот, кто был мёртвым, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? Так неверующим представляется прекрасным то, что они совершают» (сура 6 «Скот», аят 122). Поскольку грудь просторнее и больше сердца, то свет, обретаемый ею, просачивается из неё в сердце, потому что наполняет нечто более обширное, чем оно. А поскольку тело и все его органы живут благодаря жизни сердца, и жизнь из него просачивается в грудь, а потом и ко всем остальным органам, то в этой мольбе содержится просьба даровать жизнь сердцу посредством благодатного дождя, который является тем веществом, которое приносит её. И поскольку печали и тревоги — явление противоположное жизни сердца и его озарению, он просил устранения их посредством Корана, ибо это наилучшая гарантия того, что они не вернутся. Если же они уходят не посредством Корана, а посредством,
58 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления например, выздоровления, мирских благ, влияния, супруги или ребёнка, то печали и тревоги вернутся, как только всё это уйдёт. Если говорить о том неприятном, что постигает сердце, то если оно относится к прошлому, то оставляет после себя скорбь. А если относится к будущему, то вызывает тревогу. Если же оно относится к настоящему, то рождает печаль. А Аллах знает обо всём лучше.
Польза Сердца могут служить троном для возвышенного и для низкого
амое совершенное, чистое, светлое, почтенное, выcoкое и возвышенное и большое из творений — Трон Милостивого, поэтому оно подходит для Его вознесения. Чем ближе к Трону, тем больше света, тем всё совершеннее и прекраснее по сравнению с тем, что отдалено от Трона. И сады Фирдауса — наивысшие пределы Рая и самые прекрасные, светлые и величественные из-за своей близости к Трону: он служит для них потолочным сводом. А чем дальше от Трона, тем всё темнее и скуднее. Поэтому нижние пределы Ада — самое скверное, тесное и самое далёкое от всякого блага место. Аллах сотворил сердца и сделал их сосудами для познания Его, любви к Нему и стремления к Нему. Они — трон для самого возвышенного, то есть познания Его, любви и стремления к Нему. Всевышний Аллах сказал: «Скверно описание тех, кто не верует в Последнюю жизнь, а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» (сура 16 «Пчёлы», аят 60). И Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто создаёт творения в первый раз, а затем воссоздаёт их, и сделать это для Него ещё легче. Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (сура 30 «Румы», аят 27).
60 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления Всевышний также сказал: «Нет ничего подобного Ему» (сура 42 «Совет», аят 11). Это познание Его, любовь и стремление к Нему относится к наилучшему и самому возвышенному из сущего, и все это зиждется на сердце верующего: оно является троном для него. И если сердце не будет самым чистым, совершенным, благим и отдалённым от всякой скверны, то оно не подойдёт для того, чтобы на нём зиждилось это самое достойное и возвышенное — познание Аллаха, любовь и стремление к Нему. И тогда на этот «трон» восседает этот низкий мир, любовь, стремление и привязанность к Нему, и оно становится тесным и тёмным и отдаляется от своего совершенства и преуспеяния. Таким образом, существует две категории сердец: сердце — трон Милостивого, в котором свет, жизнь, радость, веселье, сияние и множество запасённых благ; и сердце — трон шайтана, в котором теснота, мрак, смерть, печаль, скорбь и тревога. Это сердце, которое скорбит о прошлом, обеспокоено будущим и опечалено настоящим. Ат-Тирмизи и другие приводят хадис10, в котором Пророк сказал: «Когда свет входит в сердце, оно расширяется и раскрывается». Люди спросили: «Каковаже примета этого, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Стремление к обители вечности, отдаление от обители обольщения и приготовление к смерти до того, как она придёт». Свет, который входит в сердце, это след самого возвышенного, поэтому оно расширяется и раскрывается. Если же в нём нет познания Аллаха и любви к Нему, то его удел — мрак и теснота.
10 Шейх аль-Альбаки назвал этот хадис слабым.
Польза
Коран о качествах Всевышнего Аллаха и Его отношении к Своим рабам
оразмышляй над кораническим обращением, и ты обнаружишь Царя, Которому принадлежит всё и Которому надлежит вся хвала, в руке Которого бразды управления всеми делами. Источник их — от Него, и к Нему возвращаются они. Он — вознёсшийся над троном Своим, и ничто в Его владениях не может укрыться от Него. Он знает о том, что в душах Его рабов, Ему известно всё тайное и явное о них. Он один управляет Своим царством, Он слышит и видит. Он дарует и лишает, вознаграждает и наказывает, оказывает почёт и принижает, творит и дарует удел, умерщвляет и оживляет, распределяет, предопределяет и распоряжается. Малое и великое нисходит от Него и к Нему восходит, и ни одна мельчайшая частичка не двигается, кроме как с Его позволения, и даже лист не падает с дерева без Его ведома. Посмотри и ты обнаружишь, как Он воздаёт Себе хвалу и славит Себя и восхваляет и как Он наставляет рабов Своих и указывает им на то, в чём счастье и преуспеяние для них, побуждая их к этому и предостерегая их от того, что губительно для них. Он даёт им возможность познать Его через Его имена и качества и помогает им полюбить Его посредством Своих милостей и благ. Он напоминает им о Своей милости к ним и велит им то,
62 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления что способствует полноте этой милости, и предостерегает их от Своего мщения и напоминает им о том, какой почёт Он приготовил для них в случае, если они будут покорны Ему, и о наказании, которое Он уготовал им, если они станут ослушиваться Его. И Он сообщает им о том, как Он поступает со Своими приближёнными и со Своими врагами, и о том, какая участь ожидает тех и других. Он хвалит Своих приближённых, упоминая об их благих делах и благих свойствах, и порицает Своих врагов, упоминая об их скверных делах и отвратительных качествах. И Он приводит примеры, а также разнообразные доводы и доказательства, и отвечает на сомнения, которые выдвигают Его враги, наилучшим образом подтверждая правдивость правдивого и выявляя ложь лжеца. Он говорит истину, и Он ведёт прямым путём, призывает к обители мира и приводит её описания, говорит о том, как она прекрасна, и о блаженстве, которое в ней. И Он предостерегает от обители погибели и упоминает о мучениях в ней, о том, как она скверна, и о боли, испытываемой в ней. Он напоминает Своим рабам о том, что они нуждаются в Нём, очень нуждаются, с какой стороны ни посмотреть, и они не могут обойтись без него ни мгновенья. И Он упоминает о том, что Он не нуждается в них и во всём сущем, и что Он самодостаточен и не нуждается ни в чём и ни в ком, тогда как всё сущее не может обойтись без Него. И никто не способен обрести ни мельчайшей частички блага, ни того, что больше неё, кроме как по милости Его, и никто не может обрести ни мельчайшей частички зла, ни того, что больше неё, кроме как по Его справедливости и мудрости. В Его обращениях присутствует мягчайший упрёк, адресованный тем, кого Он любит, и из этого обращения понятно, что, даже упрекая их, Он при этом прощает им их проступки и ошибки, принимает их оправдания, ис-
Коран о качествах Всевышнего Аллаха и Его отношении к Своим рабам 63 правляет в них то, что требует исправления, защищает и отстаивает их, помогает им, заботится о них, избавляет их от всякой беды, исполняет Своё обещание им. Из этого обращения также понятно, что Он — их Покровитель, кроме Которого нет у них никакого покровителя. Он — их истинный Покровитель, помогающий им против их врагов. И прекрасный Он Покровитель и Помощник. И когда сердца видят благодаря Корану Великого Царя, Милостивого, Щедрого, Прекрасного, то как же они могут не любить Его, не состязаться в приближении к Нему, не стремиться с каждым вздохом обрести Его любовь? Как же может Он не быть для них любимее всего и вся, а Его довольство — предпочтительнее довольства всех остальных? И как же могут они не поминать Его неустанно, и как же может любовь и стремление к Нему и ощущение Его близости не стать для них пищей и лекарством — таким образом, что если сердца лишатся всего этого, то испортятся и погибнут и не смогут воспользоваться своей жизнью?..
Польза
Освобождение сердца от ложного — непременное условие для его привязанности к Аллаху
Ригодность чего-либо для того, для чего его используют, обусловлена отсутствием в нём противоположного ему. Это правило действует как в отношении объектов и предметов, так и в отношении убеждений и устремлений. Если сердце наполнено ложным, как в том, что касается убеждений, так и в том, что касается любви, в нём не остаётся места для истинных убеждений и любви к ним. Точно так же, если язык занят бесполезными разговорами, его обладатель лишается способности произносить то, что приносит пользу — если только он не прекратит произносить ложное. Так же и остальные органы тела: если они заняты чем-то помимо покорности Аллаху, то их невозможно занять покорностью Ему до тех пор, пока они не перестанут заниматься тем, что противоположно ей. Так же и сердце, занятое любовью не к Аллаху, стремлением и близостью не к Нему — его невозможно занять любовью к Аллаху, стремлением к Нему и Его любви и желанием встречи с Ним до тех пор, пока оно не будет освобождено от привязанности к кому-то или чему-то помимо Него. Так же невозможно заставить язык шевелиться ради поминания Аллаха, а органы те-
Освобождение сердца от ложного [необходима] для его привязанности к Аллаху 65 ла — ради служения Ему до тех пор, пока они не будут освобождены от поминания кого-то другого и служения кому-то другому. Когда сердце занято творениями и знанием, не приносящим пользы, то в нём не остаётся места для занятия Аллахом и познанием Его имён, качеств и постановлений. Секрет прост: внимание сердца подобно вниманию уха. Если оно внимает не повествованию Аллаха, то оно не сможет одновременно внимать ему и понимать его. И если оно склоняется к любви не к Аллаху, в нём не остаётся склонности к любви к Нему. И когда его сердце поминает не Его, то у него не остаётся возможности поминать Его, как и в случае с языком. Поэтому Пророк сказал в достоверном хадисе11: «Для любого из вас лучше, чтобы его чрево наполнилось гноем, который разъест его, чем чтобы оно наполнилось стихами». Так он разъяснил, что чрево может наполниться стихами. Оно также может наполниться сомнениями, подозрениями, выдумками, безосновательными предположениями, бесполезными знаниями, пустыми шутками, историями и так далее. И когда сердце наполняется подобным содержанием, приходят истины Корана и знание, которое несёт ему совершенство и счастье, и не находят для себя места в сердце такого человека, и сердце это не принимает их. И они направляются в другое место, оставляя и покидая его. Точно так же когда чистосердечные наставления даются сердцу, наполненному тем, что по сути своей противоположно этим наставлениям, они не могут проникнуть в него. Оно не принимает их, и они не мо-
11Его приводят аль-Бухари и Муслим.
66 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления гут просочиться в него и, как следствие, просто проходят мимо, не задерживаясь. Поэтому и было сказано: Сердце своё освободи от всего, кроме Нас, Наша забота достанется каждому освобождённому, Терпенье — тесьма, которой завязано сокровище близости к Нам: Кто развяжет тесьму, сокровище то заполучит...
А Аллах оказывает помощь.
Польза О суре «Страсть к приумножению»
севышний Аллах сказал; «Страсть к приумножению отвлекает вас, пока вы не посетите могилы. Но нет! Скоро вы узнаете! Ещё раз нет! Скоро вы узнаете! О нет! Если бы вы только обладали знанием с полной убеждённостью! Вы непременно увидите Ад. Выувидите его своимиглазами доподлинно. В тот день вы будете спрошены о благах» (сура 102 «Страсть к приумножению», аят 1). Эта сура представляет собой чистую угрозу и устрашение, и разумному человеку её достаточно в качестве наставления. Слова Всевышнего «Отвлекает вас» означают: она отвлекла вас таким образом, что оправдания у вас нет. отвлечённость от чего-то предполагает занятие чем-тодругим в ущерб этому. Если это делается умышленно, то человек несёт ответственность за это своё действие. Ели же это происходит неумышленно, как например, в случае с одеждой, о которой Пророк сказал: «Поистин е, она отвлекла меня сейчас от моей молитвы» 12, у человека есть оправдание, поскольку это разновидность забывчивости.
12 Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
68 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления В одном из хадисов сказано: «И Посланник Аллаха отвлёкся от ребёнка» [аль-Бухари; Муслим]. То есть он на какое-то время обратил своё внимание на что-то другое. Говорят также: он увлёкся чем-то, то есть занялся этим, и говорят также: он отвлёкся от чего-то, то есть занялся чем-то другим. Словом «ляхв» обозначают подобное отвлечение, когда речь идёт о сердце, а словом «ля'б» — когда речь идёт об органах тела, поэтому оба понятия упоминаются вместе. И поэтому слова Всевышнего «Страсть к приумножению отвлекает вас» лучше выражают порицание, нежели слово «занимает», потому что человек может быть занятым в смысле занятости органов его тела совершением каких-то действий, однако сердце его при этом не отвлечено, а отвлечение, упоминаемое в аяте — это беспечность, тот случай, когда человек отворачивается (от того, к чему должно быть приковано его внимание]. Приумножение подразумевает состязание с другими в умножении чего-либо. В аяте не упоминается, в умножении чего именно состязаются, дабы стало ясно, что это фраза общего характера, то есть сказанное распространяется на всё, в умножении чего раб Аллаха состязается с другими людьми, за исключением покорности Аллаху и Его Посланнику, а также всего того, что приносит ему пользу в мире вечном. Сюда относится имущество» влияние, главенство, женщины, разговоры, знание [особенно то, в котором нет нужды]. Сюда же относится состязание в количестве книг и научных трудов, множество вопросов и бесконечное выведение иходних из других. Таким образом, подразумевается стремление человека перещеголять других в чём-то. Это приумножение порицаемо, если только речь не идёт о том, что приближает к Аллаху, поскольку такое приумножение — это состязание в благом.
О суре «Страсть к приумножению» 69
В «Сахихе» Муслима в хадисе 'Абдуллаха ибн аш-Шиххира говорится, что он пришёл к Пророку , когда тот читал «Страсть к приумножению отвлекает вас», после чего сказал: «Говорит сын Адама: "Моё богатство! Моё богатство!" А разве принадлежит тебе из богатства твоего что-нибудь, кроме того, что ты отдал в качестве милостыни, сохранив [его для себя] 13, того, что ты съел, уничтожив таким образом, и тoго, что ты носил и износил?!»
13 То есть сохранил для себя награду, которую принесёт тебе поданная тобой милостыня.
Замечание Наставления и мудрые изречения
ому не приносит пользы глаз его, тому не приносит пользы и ухо его. Есть у раба Аллаха завеса между ним и Аллахом и завеса между ним и людьми, и если он рвёт завесу, котораямежду ним и Аллахом, то Аллах рвёт завесу между ним и людьми. У раба есть Господь, с Которым он встретится, и дом, в котором он поселится, и Он должен снискать довольство Господа, прежде чем встретится с Ним, и обставить дом свой, прежде чем поселится там. Потеря времени страшнее смерти, потому что потеря времени отделяет тебя от Аллаха и мира вечного, а смерть отделяет тебя от мира этого и его обитателей. Мир этот, от начала до конца, не стоит того, чтобы печалиться из-за него и час, не говоря уже о том, чтобы печалиться о нём всю жизнь. Любимое сегодня может стать ненавистным завтра, и ненавистное сегодня может стать любимым завтра.
Наставления и мудрые изречения 71
Величайшая прибыль в этом мире — тратить своё время на то, что приносит наибольшую пользу в мире вечном. Как может быть разумным тот, кто обменял Рай со всем, что в нём, на кратковременное наслаждение? Знающий выходит из мира этого, не насытившись двумя вещами: плачем о самом себе и восхвалением Господа Своего. Боясь творения, ты относишься к нему настороженно и бежишь от него, а когда ты боишься Аллаха, ты чувствуешь Его близость к тебе и стремишься приблизиться к Нему [ещё больше]. Date: 2016-07-05; view: 620; Нарушение авторских прав |