Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объясните смысл пословиц и укажите в связи, с какими событиями на Руси они появились.А) «Вот тебе бабушка и Юрьев день» Ответ: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — ирон. или шутл. Так говорят о неожиданно не сбывшихся надеждах, внезапных переменах к худшему; резком ограничении свободы действий. Выражение возникло в связи с отменой права перехода крестьян от одного помещика к другому раз в году в Юрьев день.В связи с указом о «заповедных летах», изданным в 1581 году. Б) «У беглого дорогу не спрашивают». Ответ: Пословица означает, что беглые крестьяне скрывались от властей, крестьянин бежит от помещика, власти. Пословица появилась в связи с закрепощением крестьян, когда был издан указ о сыске беглых крестьян (Указ об «урочных летах» - 5 летний сыск крестьян, «Соборное Уложение» - бессрочный сыск беглых крестьян) Деятельность: Понимание значения выражения. Анализ и интерпретация информации. Задание III. «Община в XIX начале XX века». Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы. Текст 1. Из произведения А. И. Герцена «Россия». «Сельская община представляет собой, так сказать, общественную единицу, нравственную личность; государству никогда не следовало посягать на нее; община является собственником и объектом обложения; она ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что касается ее внутренних дел....Она представляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам, последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины: эта земля предоставлена ему в пожизненное владение; он не может, да и не имеет надобности передавать ее по наследству. Его сын, едва он достигает совершеннолетия, приобретает право, даже при жизни своего отца, потребовать от общины земельный надел. Если у отца много детей – тем лучше, ибо они получают от общины соответственно больший участок земли; по смерти же каждого из членов семьи земля опять переходит к общине.... Вследствие этого сельский пролетариат в России невозможен... Каждый из владеющих землею в общине, то есть каждый совершеннолетний и обложенный податью, имеет голос в делах общины. Староста и его помощники избираются миром. Так же поступают при решении тяжбы между разными общинами, при разделе земли и при раскладке податей. Из всего этого вы видите, какое счастие для России, что сельская община не погибла, что личная собственность не раздробила собственности общинной».
«Об общине нельзя говорить однозначно. В жизни крестьян она играла огромную роль. Вместе, всем миром, было легче защищаться от стихийных бедствий, от барина и начальника. Деревне было выгодно иметь общий луг и лес, общие места водопоя для скота. Община приглядывала за сиротами и бездетными стариками. Но, именно община, а не отдельный крестьянин или крестьянская семья, распоряжалась и пашней. Пахотные земли периодически делились по «душам», по числу работников-мужчин. Стремление к справедливому дележу перерастало в мелочную уравнительность. Несколько десятин, приходившихся на двор, отводились в разных местах – в низинке и на пригорке, на песке и на глине, ближе к деревне и дальше. Число таких полосок иногда измерялось десятками, а ширина – аршинами и даже лаптями. На этих полосках был возможен только общий севооборот: сей тоже, что все, и тогда же, когда все, убирай одновременно со всеми. Иначе выпущенный на поле скот затопчет твою полосу. Нет смысла удобрять и обихаживать землю – при переделе она может достаться другому. Община мешает сельскохозяйственному прогрессу, она не дает умереть с голода, но и не позволяет развернуться более предприимчивому и оборотливому».
1). Используя информацию текстов, сформулируйте определение понятия «чересполосица». Ответ: Это система землепользования в общине, при которой земля выделялась крестьянам в разных местах, у крестьянской семьи не было единого, цельного надела. Такая система была связана с идеей равного справедливого распределения земли между всеми членами общины. Деятельность: Формулирование выводов на основе сравнительного анализа и обобщения информации, представленной в тексте. Анализ информации. 2). Объясните, почему Герцен называет общину «нравственной личностью»? Ответ: Параметры ответа должны быть связаны со словом «нравственная». Община ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что касается ее внутренних дел.... Община представляет каждому без исключения место за своим столом. Деятельность: Формулирование выводоав основе сравнительного анализа и обобщения информации, представленной в тексте.. Анализ и интерпретация информации, представленной в тексте, формулирование оценочных суждений. 3). Объясните, почему Герцен считал, что Россия идет «навстречу социализму»? Назовите не менее двух аргументов. Ответ: Аргумент должен состоять из теоретического тезиса (из словарной статьи) и его поддержки (информация из статьи). Потому что в России существует община, которая содержит в себе элементы социализма, социалистических отношений. Например, при социализме утверждается социальное равенство и справедливость, и в общине всей землей владеет община и земля распределяется поровну. Политическая основой социализма является власть трудящихся, и в общине главным органом управления является общее собрание, сход, мир, вопросы решаются сообща. Деятельность: Формулирование выводов на основе сравнительного анализа и обобщения информации, представленной в тексте. Анализ и интерпретация информации, представленной в тексте. Умение формулировать оценочные суждения. 4). Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В ходе заседаний Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности в 1903 г. С.Ю. Витте высказал ряд критических замечаний в адрес общинного землевладения. Однако предложение о переходе к индивидуальному крестьянскому землепользованию встретило тогда серьезное сопротивление в дворянско-чиновничьей среде. Царь также видел в общине основу русской жизни. Назовите не менее двух причин, по которым часть дворянства и чиновничества защищали общину. Ответ: Община выполняла фискальные функции, и было выгодно, когда за тех, кто не мог платить налоги, отвечала община. Община помогала контролировать крестьян (общение через сельского старосту). Община помогала крестьянам в трудные времена (стихийные бедствия, неурожаи), что освобождало правительство от обязанности помогать и тратить деньги. Община являлась традиционным институтом и в представлении дворянства поддерживала традиционные устои русской жизни Деятельность Формулирование выводов на основе сравнительного анализа и обобщения информации, представленной в тексте. Анализ и интерпретация информации, представленной в тексте. Умение формулировать оценочные суждения.
|