Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема познаваемости мира: основные гносеологические стратегии
Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся наше знание о мире с самим миром. Иначе говоря,
Как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъективно-ограниченную природу, с объективным порядком вещей? Каковы возможности нашего познания? Что мы можем знать, а чего не можем?
В решении этой проблемы выделяют три основных подхода, или три гносеологические стратегии: · гносеологический оптимизм (основан на вере в то, что мир познаваем) · агностицизм (исходит из принципиальной непознаваемости мира) · скептицизм (сомневается в познаваемости мира)
Помимо этого, стоит обозначать и такую позицию по отношению к познанию, как догматизм (от др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) – способ мышления, оперирующий догмами; под догмой понимается неизменное, вечное, не подвергаемое критике положение. Для догматического учения нет нужды в проверке и нет возможности изменения, усовершенствования. Тем самым догматизм налагает существенные ограничения на познание, и принятие догматической точки зрения делает невозможным новое знание в рамках догматического учения.
Теперь рассмотрим подробнее подходы к вопросу о познаваемости мира.
Гносеологический оптимизм (гносеологический - от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь»; оптимизм от лат. optimus — «наилучший») - уверен в том, что мир познаваем. Границ познания нет, необходимо лишь время и средство познания. Данный подход характерен для большинства философских концепций, это связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина есть ( или хотя бы надеждой J). Гносеологический оптимизм также характерен для научного познания в целом, поскольку ценность истинного знания обнаруживается и в науке. Под истиной при этом понимается соответствие знаний действительности, где познание в целом корректно отражает существующий реальный порядок природы. Возможность временных ошибок или заблуждений не умаляет безграничных способностей разума в познании, ориентированного на постоянный прирост знаний и их прогресс.
Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий; скепсис – синоним “сомнения”) высказывает сомнение в познаваемости мира. При этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Античный скептицизм восходит к Ксенофану и Пиррону. Позиция скептиков состояла в «воздержании от суждения», поскольку любому аргументу можно противопоставить контраргумент, а человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов и т. п. Впоследствии скептицизм был сопряжен с критицизмом по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность. Агностицизм (греч. «а» - отрицание, gnosis – знание; от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) говорит о принципиальной непознаваемости мира. Сам термин вошел в обиход только в XIX веке, однако в истории философии применяется для характеристики позиции значительно более ранних авторов (например, в античности - у Горгия). Версии агностицизма мы можем встретить в философии Нового времени. Так, например, не отрицая истину и существование мира как таковое, агностики (Дэвид Юм, Иммануил Кант) говорят о непознаваемости мира постольку, поскольку ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а следовательно, не может судить об объективном положении дел.
Еще одна распространенная трактовка агностицизма – агностицизм в отношении религии. См.в Википедии раздел «Агностицизм / отношение к религиям»: «Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём <…>».
P.S. Цитата из диалога Платона «Теэтет»: «Теэтет. Клянусь богами, Сократ, все это приводит меня в изумление, и, сказать по правде, иногда, когда я пристально вглядываюсь в это, у меня темнеет в глазах. Сократ. А Феодор, как видно, неплохо разгадал твою природу, милый друг. Ибо как раз философу свойственно испытывать такое изумление. Оно и есть начало философии».
Date: 2016-11-17; view: 3059; Нарушение авторских прав |