Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
вопрос – Аффилиация и межличностная аттракция ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочнении добрых отношений с людьми. Эта потребность является фундаментальной и врожденной потребностью человека, уровень ее проявления зависит от ряда обстоятельств. Склонность к аффилиации усиливается в ситуации усиления эмоциональных переживаний: - переживания радостных позитивных эмоций (хочется поделиться хорошим настроением и собственной радостью с другими, например, сдали сессию на «отлично») - в ситуации переживания опасности (все мы знаем, насколько сплачивает людей какая – то сложная ситуация) Уровень аффилиации снижается: - в ситуации фрустрации (т.е. тогда, когда человек не имеет возможности удовлетворения тех или иных потребностей, например, человека мучает жажда, которую в данный момент не чем уталить) - в ситуации сильной угрозы (срабатывает инстинкт самосохранения, человек стремится защитить себя и помочь только себе) - в обстоятельствах, требующих сосредоточения (например, у человека очень много накопилось нерешенных дел, которые требуют решения и человек сосредотачивается только на них) Какие выделяют мотивы аффилиации применительно к ситуации опасности…. 1. Социальное сравнение. Человек в ситуации опасности испытывает потребность в сравнении своей реакции с реакцией других, чтобы оценить степень опасности в восприятии других людей, понять, не слишком ли я нервничаю. 2. Редукция тревоги (снижение). Человек использует общение с другими людьми для снижения собственных переживаний, тревог (заражается хорошим настроением и т.д.) 3. Мотив поиска успокаивающей информации. Исследования Кулика и Малер показали, что большинство пациентов хотят провести вечер перед операцией с человеком уже перенесшим такую же операцию. Отмечается необходимость дополнения информации. Из мотивов вытекают основные функции аффилиации. 1. Снижение тревоги 2. Получение социальной поддержки - эмоциональной (уверенность в том, что о тебе заботятся любят) - оценочная (проверка того, правильно ли я воспринимаю то или иное явление) - информационной (получение информации о том, как относится к тому или иному явлению) - инструментальной (получение конкретной действенной помощи) Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества и беспомощности. Потребность в аффилиации сопровождается эмоциональным отношение к партнерам по взаимодействию. Эмоциональное переживание взаимодействия с другими людьми называется межличностной аттракцией. Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. В зависимости от интенсивности эмоционального переживания (позитивного) выделяют разные уровни аттракции. 1. Эмоциональная симпатия – эмоциональное позитивное тяготение к другому человеку, стремление находится в его обществе. 2. Дружба – предполагает, что к выраженной эмоциональной симпатии добавляется отношение добровольной взаимозависимости и взаимоответственности. 3. Любовь – предполагает кроме выраженной эмоциональной симпатии отношений взаимозависимости и взаимоответственности, отношение собственности. Любовь можно определить как переживание единственности исключительности партнера, стремление владеть им. В западной психологии выраженную эмоциональную аттракцию 3 – го уровня (то есть любовь) подразделяют на виды по сочетанию таких характеристик, как симпатия, страсть и обязательства. Р. Стенберг выделяет: - романтическую любовь (симпатия, страсть) - бессмысленную любовь (страсть и обязательства) - любовь – дружба (симпатия и обязательства) 1. Функционально – территориальная близость Межличностная аттракция определяется также и пространственной дистанцией между партнерами как в буквальном, так и в переносном смыслах. Исследования показывают, что с увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое же приближение в эту зону человека, не вызывающего положительных эмоций, может вызывать рост дискомфорта. В частности, данное явление связано и с полем контроля за партнером — чем более знаком и приятен партнер, тем меньше источников информации о нем человек удерживает в поле контроля (влюбленному достаточно фиксировать в поле внимания глаза партнерши), и, наоборот, чем менее позитивны отношения, тем больше источников информации необходимо контролировать на случай негативного развития взаимоотношения. Пространственная близость имеет значение и в самом непосредственном контексте: лишь пересекаясь с человеком в пространстве (мысленном или физическом), получаешь возможность развития взаимоотношений с ним. 2. Частота нахождения партнера в поле восприятия. 3. Наличие установки на взаимодействие (простое ожидание возможного контакта позитивно ориентирует человека на партнера) 4. Фактор взаимности эмоционального отношения (более вероятна эмоциональная симпатия к людям, которые симпатизируют нам. То есть симпатия в ответ на симпатию) 5. Физическая привлекательность. Житейская эмпирия и результаты исследований подтверждают народную мудрость — по одежке встречают. Вполне очевидно, что влияние внешней привлекательности достаточно велико на этапе установления взаимоотношений. Эмоционально положительный образ начинает как бы позитивно достраиваться. Внешне привлекательный человек, как это наглядно демонстрируют Linda Jackson, а также Bull Ray и Nicholas Ramsey, наделяется рядом положительных свойств и качеств — эмоциональностью, теплотой, успешностью и т.п. Подтверждение этому может быть найдено и в народных сказках, в которых положительный герой всегда привлекателен или, в конечном итоге, становится таковым, а негативный персонаж наделен неприятной внешностью, примером чему является Баба-Яга. 6. Эффект ровни (сходства) Фактор сходства, проявляющийся в тенденции позитивного отношения к людям сходных взглядов, поступков, убеждений и т.п., в отличие от уже анализировавшихся является значительно более комплексным. В его рамках исследовалось много измерений, наиболее устоявшимися из которых являются сходство аттитюдов, ценностей и предпочтений в действиях. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установления межличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли не решающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога, что способствует быстрому развитию взаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона. В качестве механизма, определяющего значимость сходства как детерминанты аттракции, различными исследователями определяется механизм валидизации собственной «Я-концепции» и мировоззрения. Людям присуща необходимость в поддержании обратной связи с другими людьми в порядке уточнения верности собственных представлений. Получение таких подтверждений, как бы в знак благодарности, увеличивает привлекательность людей, подтверждающих их. Другое объяснение предполагает, что аттрактивность сходных других связана с тем, что взаимоотношения с ними более комфортны. Однако этот же фактор лежит и в основе «ошибки репрезентативности», согласно которой люди, находясь в состоянии сомнения по какому-либо вопросу, начинают обращаться за советом к значимым другим. При этом часто не учитывается, что они, как правило, придерживаются сходных взглядов и оценок (собственно говоря, почему они и выбираются в качестве значимых) и не отражают всего существующего спектра мнений. Изложенное вовсе не означает, что фактор сходства универсален в формировании аттракции. Скорее он является доминирующим на более ранних стадиях развития отношений. На более поздних стадиях в качестве доминирующих могут выступать и другие, например, взаимодополняемость. 6. Эффект контраста 7. Эффект усреднения (люди с усредненными характеристиками являются более вероятными и устойчивыми объектами симпатии со стороны окружающих). 8. Эмпатия. Особая роль в формировании аттракции играет эмпатия, представляющая собой сочувствия сопереживание человеку; Rosenfeld, объясняя эмпатийный аспект аттракции, указывал на его связи прежде всего с чувством защищенности, неодинаковости человека. Наличие подобного рода отношений позволяет человеку уменьшить негативное эмоциональное напряжение, что и приводит к чувству благодарности к их носителю. Но и эмпатия отнюдь не всегда выступает универсальным фактором аттрактивности. Как минимум, она должна быть ожидаемой. В случае проявления эмпатии в ситуации, когда человек ее не ждет, эффект может быть противоположным. 9. Личностная гармония. Понимание сложной взаимообусловленности различных факторов и исследования гармоничных супружеских пар вели к выдвижению Shultz фактора личностной гармонии. Выдвинув в качестве ведущего основания гармоничных взаимоотношений потребности включенности, контроля и привязанности, он предположил, что именно их гармоничное сочетание и приводит к высокой аттракции. Под потребностью включенности понималось чувство собственной необходимости для других; под потребностью контроля — необходимость участия в выработке и принятии значимых решений; под потребностью привязанности — необходимость в аффилиативных, эмпатийных отношениях. Для диагностики индекса гармоничности Shultz разработал специальную шкалу фундаментальных межличностных отношений (FIRO), оценивающую один генеральный фактор — сходство и дополняемость приведенных потребностей и три дополнительных — взаимную совместимость, определяемую единством взглядов на поведение, инициативную совместимость — гармоничность стремлений к удовлетворению данных потребностей и согласованность — согласие на возможность включения каждого из партнеров в любую совместную деятельность.
Date: 2016-11-17; view: 829; Нарушение авторских прав |