Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 23. От перестройки к обновленной России, вторая половина 80-х годов XX в. – начало XXI в.
Перестройка в СССР Основные этапы перестройки. 11 марта 1984 г. на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем ЦК был избран М. С. Горбачев, который провозгласил курс на реформы. Горбачев Михаил Сергеевич (род. 1931) – партийный и государственный деятель. С 1955 г. на комсомольской, с 1962 г. на партийной работе, с 1978 г. секретарь ЦК КПСС, член Политбюро, с 1985 по 1991 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС. В 1988-1989 гг. Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем Председатель Верховного Совета СССР. В 1990 г. избран Президентом СССР. В 1991 г. после Августовского путча и начала распада СССР подал в отставку с поста Президента СССР. В политике Горбачева, которая получила название «перестройка», можно проследить несколько сменявших друг друга этапов, которые имели свою главную задачу и содержание. Перестройка – процесс обновления советского общества, начатый группой руководителей КПСС весной 1985 г. Задачи: преодоление существенных недостатков в различных сферах жизни государства и общества, дальнейшее укрепление социализма путем реализации системы мер политического, социально-экономического и идеологического характера. В целом эта программа реформирования социализма потерпела неудачу, однако перестройка открыла дорогу для более глубоких преобразований. На начальном этапе перестройки (1985-1986) ставились задачи – «улучшение социализма», ускорение развития, привлечение неиспользованных резервов и рывок в соревновании с западными странами, гласность. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Ставка была сделана на научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и возрастание роли человеческого фактора, т. е. повышение трудовой Дисциплины и инициативы работников всех уровней. Коммунистические реформаторы надеялись преодолеть и такие опасные тенденции, как коррупция и безответственность чиновников, падение авторитета руководства страны и КПСС. Речь шла лишь о.ликвидации наиболее нетерпимых деформаций системы. В экономике были предприняты меры по наведению порядка, повышению ответственности и широкой замене руководящих кадров. Эти меры были поддержаны в обществе и имели определенную отдачу. В 1985-1986 гг. темпы роста производительности труда в промышленности и строительстве повысились в 1,3 раза, в сельском хозяйстве – в 2 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. С мая 1985 г. началась широкомасштабная антиалкогольная кампания, которая первоначально имела позитивный эффект. По официальной статистике, потребление алкоголя на душу населения уже в 1985 г. сократилось до 7,2 л, а в 1988 – до 3,7 л. Эти первые результаты создавали впечатление правильности выбранной стратегии и практической политики. На XXVII съезде партии была принята новая редакция Программы КПСС. Основной задачей деятельности правящей партии было провозглашено «совершенствование социализма». Одной из важнейших мер экономической реформы второй половины 80-х годов стало введение на производстве полного хозяйственного расчета, включающего самоокупаемость и самофинансирование. Экономическая самостоятельность предприятий предусматривала пересмотр методов планирования и переход к нормативным показателям. Предполагалось, что госзаказ заменит директивное планирование, однако партийно-государственные органы стремились сузить рамки госзаказа, следствием чего явилось повышение цен на произведенную продукцию и сокращение реального ее выпуска. Это подтолкнуло экономику и потребительский рынок к инфляции. Ситуация усугублялась снижением цен на нефть, ее продукты и газ на мировом рынке, что сократило бюджетные поступления. Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. стал страшной катастрофой, еще более обнажившей острые проблемы в экономике и государстве. Нарастали экономические проблемы, бюджетный дефицит в 1986 г. вырос в 3 раза по сравнению с предыдущим годом. Страна постепенно привыкала первоначально к скрытому, а затем и явному нормированию снабжения населения. Заменителем нефтяных доходов стало внешнее заимствование. Внешние долги СССР стали стремительно расти. С неожиданной остротой проявился национальный фактор – в декабре 1986 г. вспыхнули беспорядки в столице Казахстана Алма-Ате. Символом перестройки в духовной и политической жизни стала гласность, т. е. возможность говорить открыто, в том числе в средствах массовой информации, обо всем, что волновало общество. Однако гласность имела свои границы – речь шла только об обновлении коммунистической идеологии. Движение за развитие гласности проходило под лозунгами «Больше демократии, больше социализма!», «Возвращаясь к Ленину...» и др. Идеологи перестройки подчеркивали, что партия выступает за развитие гласности в интересах социализма. Говорят документы Впервые термин «гласность» прозвучал в выступлении М. С. Горбачева на XXVII съезде партии в феврале 1986 г.: «Без гласности нет и не может быть демократизма». На втором этапе (1987 – первая половина 1988 г.) основными задачами стали либерализация экономики, введение рыночных элементов при сохранении сущности социалистического хозяйства. В ноябре 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности в сфере кустарных промыслов, торговли и услуг (вводился в действие с 1 января 1987 г.). Закон разрешал в свободное от основной работы в общественном производстве время индивидуально заниматься некоторыми видами трудовой деятельности. Новые элементы в экономику вводил закон о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления, общественного питания и услуг. В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме. Активно использовались методы приказного нажима, политических кампаний, штурмовщины. Оставшаяся непоколебимой административно-командная система управления народным хозяйством и огромный бюрократический аппарат (более 18 млн. человек) тормозили позитивные новации. Провозглашение гласности позволило средствам массовой информации стать важнейшим двигателем преобразований, выразителем идей и настроений, которым не было места в консервативных политических структурах. Постепенное приходило понимание необходимости более глубоких преобразований, смены экономической модели. В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС были утверждены задачи экономической реформы. Ее целью провозглашался переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства, к управлению интересами и через интерес. Советы трудовых коллективов наделялись широкими полномочиями вплоть до права избирать руководителей предприятий. Принимается закон «О государственном предприятии», который должен был стать основой для коренной перестройки управления экономикой. Возникла новая форма деловой жизни в виде кооперативного движения. По замыслу создателей закона «О кооперации», кооперативы должны были способствовать насыщению потребительского рынка, однако этого не произошло. Несмотря на все попытки власти изменить ситуацию в экономике, положение в обществе ухудшалось, снижался уровень жизни, росло недовольство. Все это свидетельствовало о том, что механизм экономической реформы явно не соответствовал цели. Он не допускал множественности форм собственности, не затрагивал основ сложившейся административно-командной системы, в том числе и системы министерств. Более того, половинчатое реформирование способствовало росту диспропорций в экономике – разрушалась старая система экономических отношений, однако взамен ей не создавалась новая. Нарастала критика партийно-государственной системы в СССР. Ощущалась необходимость преобразований в политической сфере. Летом 1987 г. впервые за много десятилетий состоялись выборы в местные Советы народных депутатов, на которых было разрешено выдвигать несколько кандидатов на одно место. Результаты были неожиданными – массовая неявка избирателей на избирательные участки, срыв выборов в нескольких округах и т. д. Все острее становились проблемы в национальном вопросе. В 1987 г. начались акции протеста крымских татар, немцев Поволжья, крупнейший конфликт на национальной почве развернулся вокруг Нагорного Карабаха (армяно-азербайджанский конфликт). На третьем- этапе (вторая половина 1988-1989 г.) ставились задачи углубления рыночных реформ и реформирования политической сферы. Коммунистическая партия, во многом благодаря позиции М. С. Горбачева, еще сохраняла роль инициатора преобразований в стране. В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Решения XIX конференции КПСС были ориентированы на соединение социалистической реальности с некоторыми элементами либерализма. В частности, провозглашался курс на создание правового социалистического государства, развитие парламентаризма в советской форме и даже разделение властей, хотя КПСС оставалась главной политической силой. Определенная радикализация политического курса компартии объяснялась несколькими причинами. Во-первых, нужно было искать новые пути «обновления» страны и партии, так как прежние программы оказались неэффективными. Во-вторых, под воздействием демократических процессов в обществе начали появляться альтернативные варианты экономических и политических преобразований и зарождались новые силы, рост авторитета которых мог подорвать политическую монополию КПСС. Все это заметно изменило атмосферу в советском обществе. Нарождавшееся демократическое движение получило возможность вести открытую агитацию, создавать свои организации. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР одобрил изменения в избирательной системе и структуре Советов. На союзном и республиканском уровнях были введены в политическую систему Съезды народных депутатов, на которых избирались Верховные Советы для постоянной работы. Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, а год спустя – депутатов остальных звеньев. Выборы были демократическими и альтернативными. В состав народных депутатов вошли видные представителям демократического движения А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев и др. Активная деятельность демократически настроенных депутатов подрывала монопольное положение КПСС в обществе. Демократизация в самой партии заметно отставала от аналогичных процессов в стране. I и II Съезды народных депутатов, состоявшиеся в мае и декабре 1989 г., приковали внимание всей страны, стали трибуной для формулирования требований общества, которые расходились с интересами и желаниями партийной номенклатуры. Политическая реформа ускорила формирование политических партий и организаций. В 1988 г. в стране появились первые независимые общественно-политические организации и партии. Первой оппозиционной партией провозгласил себя Демократический союз (лидер В.Н.Новодворская). Возникают Народные фронты– массовые политические организации. Уже к середине 1989 г. Народный фронт Эстонии насчитывал 60 тыс. человек, Народный фронт Латвии – 116 тыс., Саюдис (в Литве) – 180 тыс. человек. Аналогичные организации начали возникать и в других республиках. 1989 г. стал для СССР годом массового появления партий. Их программные положения вобрали все главное из политических предпочтений общества. Политический плюрализм затронул и КПСС. В ней выделялось несколько направлений, однако в большей части партия поддерживала позицию Генерального секретаря М. С. Горбачева. При всем многообразии формирующихся партий и организаций политическая борьба разворачивалась между двумя крупными направлениями– «коммунисты» и «демократы». Демократическое движение выступало за решительные и немедленные реформы: приватизацию государственной собственности, создание полноценной парламентской системы и обеспечение политических прав. Коммунисты во главе с Горбачевым выступали за обновление социализма и призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления. В повестку дня вполне реально вставал вопрос о характере политической власти в стране. Однако партийно-государственная номенклатура сохраняла еще контроль над госаппаратом, армией, силовыми ведомствами, спецслужбами и основными средствами массовой информации, что позволяло ей удерживать позиции. Возникновение мощного оппозиционного движения в СССР побуждало партийно-государственное руководство к более решительным шагам по пути углубления реформ. Однако эти побуждения не были поддержаны большей частью партийно-государственной номенклатуры, которая была настроена консервативно. Это свидетельствовало об исчерпании возможностей реформирования в СССР на старой основе. Фактически перестройка заканчивалась, властная система, монопольно контролировавшаяся КПСС в течение нескольких десятилетий, распадалась.
Внешняя политика Внешнеполитический курс СССР в годы перестройки обеспечивал благоприятные условия для реформ внутри страны. В его основу легла доктрина, получившая название «новое политическое мышление». Она исходила из идеи многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Такое понимание международной реальности делало невозможными попытки решать спорные вопросы силовыми методами. Вместо баланса сил на мировой арене провозглашался баланс интересов, исходивший из признания приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Сами по себе эти идеи не являлись новыми, но заслугой советского руководства во главе с Горбачевым было то, что оно сделало практические шаги по их реализации. Основные задачи внешней политики во второй половине 80 – начале 90-х годов: • нормализация отношений по линии Восток-Запад, ограничение вооружений; • разблокирование региональных конфликтов; • установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами. Первым и наиболее значимым результатом явилось подписание 8 декабря 1987 г. исторического соглашения между СССР и США об уничтожении ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении ядерных вооружений две сверхдержавы перешли к практическим действиям по их уничтожению. Были также достигнуты договоренности с США и другими западными странами о развитии гуманитарного сотрудничества и экономических отношений. Важным внешнеполитическим шагом стал вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. Усилия советских и западных дипломатов позволили разрешить длительные конфликты в Эфиопии, Никарагуа, Анголе, Мозамбике, в Юго-Восточной Азии. СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке, а во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. впервые выступил в поддержку политики Запада по отношению к агрессии Ирака против Кувейта. Новая ситуация в КНР и СССР позволила урегулировать отношения между двумя странами и нормализовать их. Уже в начале 80-х годов сложные и неоднозначные процессы обозначились в странах Восточной Европы. Под влиянием перемен в СССР эти процессы приобрели широкий демократический характер. В 1989-1990 гг. под давлением массовых выступлений, но без вооруженных эксцессов, пали коммунистические режимы в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Монголии. Этот процесс получил название «бархатных революций». На путь рыночных реформ вступил Вьетнам. В июле 1990 г. СССР дал согласие на объединение двух германских государств ФРГ и ГДР. В связи с этими событиями прекратили существование Организация Варшавского договора (ОВД) и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Однако, несмотря на происходившие изменения, острые социально-экономические проблемы внутри страны, СССР продолжал поддерживать «дружественные режимы». С 1986 по 1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составил почти 56 млрд. инвалютных рублей, т. е. свыше 1% валового национального продукта. 67% этой помощи приходилось на долю Кубы. Некоторые инициативы СССР имели ярко выраженную пропагандистскую направленность, например предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. Тем не менее внешняя политика кардинально изменилась.
Date: 2016-11-17; view: 276; Нарушение авторских прав |