Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление кредиторской задолженностью





Обязательства предприятия, которые возникают в ходе его текущей деятельности, составляют кредиторскую задолженность, т. е.совокупность финансовых обязательств перед кредиторами. В деятельности предприятия возможна задолженность контрагентам – поставщикам и подрядчикам, работникам предприятия, бюджету, внебюджетным социальным фондам, дочерним предприятиям и т. д. В первую очередь, к кредиторской относят задолженность поставщикам. Кредиторская задолженность, образуемая в расчетах с контрагентами, заметно отличается от заемных средств. У кредиторской задолженности должна быть объективные лимиты и критерии. Ее неоправданный рост недопустим. Объем кредиторской задолженности должен быть увязан с финансовым положением предприятия, сопоставим с дебиторской задолженностью, соответствовать размерам предприятия.

Управление кредиторской задолженностью означает применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами. Управление кредиторской задолженностью сводится к тому, чтобы последняя, снижая дефицит оборотных средств, не ослабляла финансовую устойчивость предприятия. Управление кредиторской задолженностью предполагает избирательный подход к контрагентам предприятия. Соответствующим образом следует построить и расчеты с ними. Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты хозяйствующего субъекта.

Кредиторская задолженность предприятий представляет собой сумму денежных средств, подлежащую возврату хозяйствующим субъектам, выдавшим кредит данному предприятию. Она возникает в результате получения банковских кредитов, эмиссии облигаций, разрыва между временем получения товарно-материальных ценностей от поставщиков и сроками их оплаты, предусмотренных ком­мерческими векселями, и др. Находящиеся в распоряжении пред­приятий кредитные средства участвуют в кругообороте финансовых ресурсов вместе с собственными средствами предприятий. Эти сум­мы постоянно меняются. Вместе с тем определенная их часть, так называемые устойчивые пассивы, постоянно остается в распоряже­нии предприятий. Это позволяет приравнивать их к собственным средствам предприятий. К устойчивым пассивам относятся перехо­дящая текущая задолженность по зарплате, начисления в социаль­ные фонды, резерв предстоящих расходов и др. Прирост постоянной кредиторской задолженности является одним из источников прирос­та оборотных средств. Другим источником является часть прибыли, направляемая на эти цели.

Кредиторская задолженность по основным ее видам по данным баланса может быть охарактеризована следующими показателями: общая величина кредиторской задолженности, в том числе постав­щикам и подрядчикам, задолженность по векселям, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, задолженность перед бюд­жетом, авансы полученные и задолженность прочим кредиторам. Для анализа кредиторской задолженности рассматриваются коэффи­циент оборачиваемости и средний срок оборота кредиторской задол­женности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолжен­ности характеризует изменение коммерческого кредита, предостав­ляемого предприятию. Он рассчитывается путем деления объема Реализации на среднюю за период кредиторскую задолженность. Увеличение коэффициента означает ускорение оплаты обязательств предприятий, снижение — увеличение задолженности поставщикам. Средний срок оборота кредиторской задолженности (средний срок возврата долгов в днях) определяется путем деления количества дней в году (365) на коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

Рост кредиторской задолженности отражает увеличение «бесплатных» источников покрытия оборотных средств. Величину кредиторской задолженности следует сопоставлять с величиной дебиторской задолженности, так как ее рост и превышение над кредиторской задолженностью означает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.

10. Управление дебитор­ской задолженностью

Существенную роль в рационализации использования оборотных средств играет управление дебиторской задолженностью. Дебитор­ская задолженность представляет собой сумму долгов предприятию со стороны других юридических и физических лиц. Эти суммы отвлекаются из кругооборота денежных средств и уменьшают финан­совые возможности предприятий. Дебиторская задолженность возни­кает при реализации продукции в кредит или авансировании по­ставщиков ресурсов.

Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности (отражается в статьях счета к получению и векселя полученные) и по прочим операциям (авансы служащим и филиалам, дебиторская по финансовым операциям).

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах, также подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с кредиторской задолженностью (важно, чтобы дебиторская не превышала кредиторскую). Управление заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь.

Управление дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью политики управления оборотными активами и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизацию размера этих задолженностей. Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

§ Анализ структуры и величины дебиторки в предшествующем периоде

§ Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям

§ Определение допустимой величины финансовых средств, иммобилизированных в дебиторскую задолженность

§ Формирование стандартов оценки покупателей

§ Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Различают «нормальную» и просроченную дебиторскую задолженность. Просроченная дебиторская задолжен­ность возникает в результате задержки выплат покупателями за отгруженные товары и оказанные услуги.

В целях управления дебиторской задолженностью анализируются оборачиваемость дебиторской задолженности и средний срок ее по­гашения.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за период) отражает увеличение или сокращение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется делением объема реализации на среднюю за период дебиторскую задолженность.

Увеличение этого коэффициента отражает сокращение в кредит, уменьшение — прирост. С помощью этого коэффициента определяется средний срок погашения дебиторской задолженности.

Средний срок погашения (оборота) дебиторской задолженно­сти (в днях) определяется делением числа дней в году (365) на ко­личество оборотов дебиторской задолженности и характеризует средний срок расчетов покупателей и заказчиков за период. Умень­шение срока оборота свидетельствует о положительной тенденции, так как отражает ускорение оборачиваемости.

При наличии соответствующих данных вместо показателя реали­зации лучше использовать данные о выручке от реализации, полу­ченной на условиях последующей оплаты.

В зарубежной практике количество оборотов дебиторской задол­женности в год составляет 4,9, а продолжительность оборота (время, в течение которого покупатель должен произвести оплату) — 73 дня.

Для характеристики ситуации с дебиторской задолженностью следует проанализировать также долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов и отношение средней величины дебиторской задолженности к объему реализованной продукции. При этом важно также определить долю сомнительной дебиторской задолженности.

Рост просроченной дебиторской задолженности ухудшает финан­совое положение предприятий. Он может быть следствием слабости и недостаточной квалификации финансовых служб, недооценки фи­нансовых рисков, криминальных действий. Чрезмерный рост невзы­сканных долговых обязательств является одним из условий для применения процедуры банкротства. Превышение установленных сроков взаиморасчетов может служить основанием к перечислению невостребованных сумм для осуществления надлежащих выплат в доход государства.

Управление дебиторской задолженностью означает разработку иреализацию мер по контролю за ее состоянием, а при наличии просроченной дебиторской задолженности — по ее взысканию и уменьшению отвлеченных средств предприятий. Управление кре­диторской задолженностью включает:

§ обеспечение нормальных условий для реализации продукции и оплаты закупок и, в частности, определение признаваемого в ка­честве нормального срока оплаты за отгруженную продукцию и –

§ оценку кредитоспособности покупателя и определение допусти­мых для него размеров кредита;

§ определение формы договора с покупателем, имея в виду, что наиболее надежным инструментом является коммерческий вексель;

§ контроль за исполнением дебиторами своих обязательств.

Date: 2016-11-17; view: 333; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию