Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационно-поисковые системы и базы данных





Принцип взаимодействия информационно-поисковых систем (ИПС) с пользователем заключается в выдаче списка указателей на документы, удовлетворяющие запросу. Этот список может быть отсортирован по релевантности (степени соответствия документа запросу). Таким образом, ИПС может обеспечить очень быстрый поиск необходимого документа, от пользователя требуется лишь ввести запрос.

Основные принципы информационного поиска

Прежде всего, должен быть создан массив указателей на информационные ресурсы. Указатель (Index) содержит в себе некое свойство документа и ссылки на документы, этим свойством обладающие.

Процесс создания указателей на документы называется индексированием, а термины, использующиеся для индексирования, называются терминами индексирования. Совокупность используемых терминов индексирования называется словарем.

Массив указателей, полученный после индексации информационных ресурсов, называется индексом (Index database).

После создания индекса к нему обращаются посредством запросов. Так как процесс поиска заключается в сопоставлении запроса пользователя с имеющимися данными, полученный запрос также должен быть переведен на язык индексирования. В индексе выполняется поиск соответствующих запросу документов, пользователю выдается список ссылок на подходящие ресурсы.

Для повышения скорости индексирования и поиска словарь и индекс должны быть упорядочены по системе, наиболее отвечающей задачам поиска в данной предметной области.

ИПС глобальных сетей

ИПС глобальной сети имеет отличия, обусловленные как характером сети, так и особенностями работы пользователей такой системы. Рассмотрим основные особенности использования ИПС в глобальной сети на примере сети Интернет.

Схематично ИПС для Интернета представлена на рисунке.

Client (клиент) – программа просмотра конкретного информационного ресурса. Такая программа обеспечивает просмотр документов WWW, Gopher, Wais, FTP-архивов, почтовых списков рассылки и групп новостей Usenet. В свою очередь, все эти информационные ресурсы являются объектом поиска информационно-поисковой системы.

User interface (пользовательский интерфейс) – способ общения пользователя с поисковым аппаратом: системой формирования запросов и просмотра результатов поиска.

ИПС для Internet

Search engine (поисковая машина) – служит для трансляции запроса на информационно-поисковом языке, в формальный запрос системы, поиска ссылок на информационные ресурсы Сети и выдачи результатов этого поиска пользователю.

Index database (индекс базы данных) – индекс, который является основным массивом данных ИПС и служит для поиска адреса информационного ресурса.

Queries (запросы пользователя) – сохраняются в его личной базе данных. На отладку каждого запроса уходит достаточно много времени, и поэтому чрезвычайно важно запоминать запросы, на которые система дает хорошие ответы.

Index robot (робот индексирования) – служит для просмотра данных в Internet и поддержания базы данных индекса в актуальном состоянии. Эта программа является основным источником информации о состоянии информационных ресурсов сети, которая по определенному алгоритму «заходит» на различные страницы, «читает» их и индексирует.

WWW sites – весь Internet, или, точнее, информационные ресурсы, просмотр которых обеспечивается программами просмотра.

Глобальные информационные базы данных

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). В данных документах и массивах информации представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – знания, подготовленные людьми и зафиксированные на материальном носителе.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг. Стремительному увеличению объемов продажи информационной продукции способствовали широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удаленного доступа к БД по национальным и международным каналам связи и информационным сетям. Информационные технологии предоставили такие возможности, как:

· доступ к удаленным базам данных;

· распределенная обработка информации;

· электронная почта;

· видеоконференции.

Для того чтобы использовать информационные ресурсы, нам необходимо знать, где они находятся или как их можно найти, сколько они стоят, кто ими владеет, насколько они доступны и т.п. Для этого существует рынок информационных продуктов и услуг. В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями. Поставщики информационных продуктов и услуг: центры, где создаются и хранятся базы данных; центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; службы телекоммуникации и передачи данных; специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; коммерческие фирмы; информационные брокеры. Потребители информационных продуктов и услуг: различные юридические и физические лица, решающие определенные задачи.

Сектора рынка информационных продуктов и услуг:

· деловая информация (биржевая и финансовая информация, статистическая информация, коммерческая информация);

· информация для специалистов (профессиональная информация, научно-техническая информация, доступ к первоисточникам);

· потребительская информация (новости и литература, непосредственная потребительская информация, развлекательная информация);

· услуги образования;

· обеспечивающие информационные системы и средства (программные продукты, технические средства, разработка и сопровождение информационных систем и технологий, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации).

 

Date: 2016-11-17; view: 1995; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию