Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Предмет, задачи и функции истории психологии. Представления о душе в донаучный периодСтр 1 из 32Следующая ⇒ ИСТОРИя ПСИХОЛОГИИ Хрестоматия Владивосток Издательство ВГУЭС
ББК
Коротина О.А. История психологии: хрестоматия. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 179с.
Рецензенты: Кандидат философских наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Е.А. Могилевкин. Кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС А.В. Бойко.
Содержание Содержание.. - 3 - Предисловие.. - 5 - Раздел I. Предмет, задачи и функции истории психологии. Представления о душе в донаучный период.. - 7 - Дильтей В. - 7 - Мысли об описательной и расчленяющей психологии. - 7 - Леви-Брюль Л. - 19 - Первобытное мышление. - 19 - Раздел II. Представление о душе в античной и средневековой философии - 34 - Гераклит. - 35 - Тексты.. - 35 - Протагор. - 35 - Тексты.. - 35 - Платон.. - 36 - Миф о пещере. - 36 - Аристотель. - 38 - О душе. - 38 - Никомахова этика. - 40 - Сенека.. - 43 - Тексты.. - 43 - Марк Аврелий.. - 45 - Тексты.. - 45 - Августин Блаженный.. - 47 - Тексты.. - 47 - ИБН-СИНА АБУ АЛИ ХУСЕЙН ИБН АБДАЛЛАХ.. - 47 - О разумной душе. - 47 - Раздел об умозрительной силе и ее степенях. - 48 - Раздел III. Психологические идеи в философии Нового времени и в немецкой классической философии.. - 51 - Бэкон Ф. - 51 - О достоинстве и преумножении наук. - 51 - Идолы человеческого разума. - 53 - Декарт Р. - 54 - Страсти души. - 54 - Спиноза Б. - 67 - О человеческом рабстве, или о силах аффектов. - 67 - ДЖОН ЛОКК.. - 73 - Теория познания. - 73 - Кант И. - 78 - Познание. - 78 - Мораль. - 86 - Раздел IV. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие психологии как самостоятельной науки. - 87 - Кэрр Г. - 88 - Первоисточники по истории функционализма: из книги Гарвея А. Кэрра «Психология». - 88 - Вертгеймер М. - 92 - О гештальттеории. - 92 - Фрейд З. - 101 - О психоанализе. Пять лекций. - 101 - ХОРНИ К. - 126 - Наши внутренние конфликты.. - 126 - Уотсон Д. - 130 - Психология с точки зрения бихевиориста. - 130 - Сартр Ж.П. - 140 - Экзистенциализм – это гуманизм.. - 140 - РУБИНШТЕЙН Л.С. - 152 - Предмет психологии. - 152 - Дюркгейм Э. - 162 - Социология и теория познания. - 162 - Н.А.Бердяев.. - 176 - Смысл творчества. - 176 - Список литературы... - 179 -
Предисловие Изучение истории любой науки, в том числе психологии, позволяет лучше понять ее современное состояние, изучить генезис тех или иных ее концепций, предвидеть направление дальнейшего развития психологических концепций. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины насчитывает немногим более столетия, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их. Психология долгое время развивалась в рамках философии и ответ на вопрос о том, какая же из этих двух наук древнее, на самом деле, не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. В свою очередь, выделение психологии в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, то есть система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это), либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Известный психолог конца XIX - начала XX вв. Г.Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIXв., однако истоки психологии теряются в глубине веков. Само название предмета в переводе с древне греческого означает «psyche» - душа, «logos» -наука, учение, то есть – «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе – в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Задача данной хрестоматии дать оригинальные и характерные материалы по основным этапам развития психологии в рамках других наук и как самостоятельной науки. В первом разделе хрестоматии представлены тексты касающиеся методологических принципов психологического знания; также рассмотрены особенности мифологического мышления и его отличие от сознания современного человека. Во втором разделе приведены тексты показывающие представления о душе в античной и средневековой философии. Тексты третьего раздела хрестоматии знакомят с психологическими идеями философии Нового времени и в немецкой классической философии. В текстах четвертого раздела показаны условия выделения психологии в самостоятельную область знания и пути развития психологических идей в рамках различных направлений и школ: функциональная психология, гештальт-психология, психоанализ, экзистенциальная психология и др. Хрестоматия не претендует на абсолютно полное отражение оригинальных текстов представителей мировой психологической мысли. Вместе с тем представленный материал является адекватным для получения студентами и аспирантами достаточно развернутой базы знаний по курсу «История философии и психологии». Проблематизирующий подход к подбору материала направлен на стимулирование исследовательского интереса и формирования теоретического мышления студентов. Читатель найдет в данной хрестоматии информацию о том, как формировалось (в психологии) представление о тех или иных психических явлениях; какие подходы к пониманию этих явлений существовали и существуют в настоящее время (например, материалистический и идеалистический, структурный и целостный, статический и процессуальный подходы); как изменялось представление о предмете психологического познания (душа – дух – сознание – мышление – ощущение - деятельность и т.д.); какие отрасли психологической науки появлялись (возникали) и развивались в различные периоды истории психологии. В хрестоматии в конце каждого раздела имеются вопросы для самостоятельной работы, список литературы, которые должны помочь читателю углубить и расширить свои знания по изучаемой проблеме истории психологии. Представленные тексты могут быть также использованы в рамках таких учебных дисциплин как «Философия», «Общая психология», «Психология личности», «Методологические проблемы психологии». Основной целью предполагаемой хрестоматии является формирование у студентов и аспирантов теоретически обоснованного и непредвзятого взгляда на вопросы формирования и развития основных психологических концепций.
Раздел I. Предмет, задачи и функции истории психологии. Представления о душе в донаучный период
анный раздел включает в себя тексты, касающиеся методологических принципов психологического знания. Одной из основных проблем, касающихся методологических подходов, является разделение психологи, как писал Л.С.Выготский «на две науки – физиологическую, естественно-научную или казуальную психологию с одной стороны, и «понимающую, описательную или теологическую психологию духа как основу всех гуманитарных наук – с другой»[ [1] ]. В хрестоматию включены отрывки из книги В.Дильтея «Описательная психология» в которой автор показывает, что господствующая психология не дает адекватной картины душевной жизни человека, она строится на объяснительных методах, заимствованных из естествознания и как наука о личности должна быть отвергнута. Ее место должна занять описательная, понимающая психология. Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли. Для понимающей психологии важно раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности. В этом же разделе приведены отрывки из книги Л.Леви-Брюля «Первобытное мышление» (1930). Леви-Брюль анализирует первобытные мира, верования, обычаи и делает вывод о существенном. Дильтей В. Мысли об описательной и расчленяющей психологии [2]
|