Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Предмет, задачи и функции истории психологии. Представления о душе в донаучный период





ИСТОРИя ПСИХОЛОГИИ

Хрестоматия

Владивосток

Издательство ВГУЭС

 

 

ББК

 

 

Коротина О.А. История психологии: хрестоматия. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 179с.

 

 

Рецензенты:

Кандидат философских наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Е.А. Могилевкин.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС А.В. Бойко.

 

 

 

 

Содержание

Содержание.. - 3 -

Предисловие.. - 5 -

Раздел I. Предмет, задачи и функции истории психологии. Представления о душе в донаучный период.. - 7 -

Дильтей В. - 7 -

Мысли об описательной и расчленяющей психологии. - 7 -

Леви-Брюль Л. - 19 -

Первобытное мышление. - 19 -

Раздел II. Представление о душе в античной и средневековой философии - 34 -

Гераклит. - 35 -

Тексты.. - 35 -

Протагор. - 35 -

Тексты.. - 35 -

Платон.. - 36 -

Миф о пещере. - 36 -

Аристотель. - 38 -

О душе. - 38 -

Никомахова этика. - 40 -

Сенека.. - 43 -

Тексты.. - 43 -

Марк Аврелий.. - 45 -

Тексты.. - 45 -

Августин Блаженный.. - 47 -

Тексты.. - 47 -

ИБН-СИНА АБУ АЛИ ХУСЕЙН ИБН АБДАЛЛАХ.. - 47 -

О разумной душе. - 47 -

Раздел об умозрительной силе и ее степенях. - 48 -

Раздел III. Психологические идеи в философии Нового времени и в немецкой классической философии.. - 51 -

Бэкон Ф. - 51 -

О достоинстве и преумножении наук. - 51 -

Идолы человеческого разума. - 53 -

Декарт Р. - 54 -

Страсти души. - 54 -

Спиноза Б. - 67 -

О человеческом рабстве, или о силах аффектов. - 67 -

ДЖОН ЛОКК.. - 73 -

Теория познания. - 73 -

Кант И. - 78 -

Познание. - 78 -

Мораль. - 86 -

Раздел IV. Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие психологии как самостоятельной науки. - 87 -

Кэрр Г. - 88 -

Первоисточники по истории функционализма: из книги Гарвея А. Кэрра «Психология». - 88 -

Вертгеймер М. - 92 -

О гештальттеории. - 92 -

Фрейд З. - 101 -

О психоанализе. Пять лекций. - 101 -

ХОРНИ К. - 126 -

Наши внутренние конфликты.. - 126 -

Уотсон Д. - 130 -

Психология с точки зрения бихевиориста. - 130 -

Сартр Ж.П. - 140 -

Экзистенциализм – это гуманизм.. - 140 -

РУБИНШТЕЙН Л.С. - 152 -

Предмет психологии. - 152 -

Дюркгейм Э. - 162 -

Социология и теория познания. - 162 -

Н.А.Бердяев.. - 176 -

Смысл творчества. - 176 -

Список литературы... - 179 -

 

Предисловие

Изучение истории любой науки, в том числе психологии, позволяет лучше понять ее современное состояние, изучить генезис тех или иных ее концепций, предвидеть направление дальнейшего развития психологических концепций.

Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины насчитывает немногим более столетия, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Психология долгое время развивалась в рамках философии и ответ на вопрос о том, какая же из этих двух наук древнее, на самом деле, не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. В свою очередь, выделение психологии в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.

Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, то есть система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это), либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий.

Известный психолог конца XIX - начала XX вв. Г.Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIXв., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древне греческого означает «psyche» - душа, «logos» -наука, учение, то есть – «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе – в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Задача данной хрестоматии дать оригинальные и характерные материалы по основным этапам развития психологии в рамках других наук и как самостоятельной науки.

В первом разделе хрестоматии представлены тексты касающиеся методологических принципов психологического знания; также рассмотрены особенности мифологического мышления и его отличие от сознания современного человека.

Во втором разделе приведены тексты показывающие представления о душе в античной и средневековой философии.

Тексты третьего раздела хрестоматии знакомят с психологическими идеями философии Нового времени и в немецкой классической философии.

В текстах четвертого раздела показаны условия выделения психологии в самостоятельную область знания и пути развития психологических идей в рамках различных направлений и школ: функциональная психология, гештальт-психология, психоанализ, экзистенциальная психология и др.

Хрестоматия не претендует на абсолютно полное отражение оригинальных текстов представителей мировой психологической мысли. Вместе с тем представленный материал является адекватным для получения студентами и аспирантами достаточно развернутой базы знаний по курсу «История философии и психологии». Проблематизирующий подход к подбору материала направлен на стимулирование исследовательского интереса и формирования теоретического мышления студентов.

Читатель найдет в данной хрестоматии информацию о том, как формировалось (в психологии) представление о тех или иных психических явлениях; какие подходы к пониманию этих явлений существовали и существуют в настоящее время (например, материалистический и идеалистический, структурный и целостный, статический и процессуальный подходы); как изменялось представление о предмете психологического познания (душа – дух – сознание – мышление – ощущение - деятельность и т.д.); какие отрасли психологической науки появлялись (возникали) и развивались в различные периоды истории психологии.

В хрестоматии в конце каждого раздела имеются вопросы для самостоятельной работы, список литературы, которые должны помочь читателю углубить и расширить свои знания по изучаемой проблеме истории психологии.

Представленные тексты могут быть также использованы в рамках таких учебных дисциплин как «Философия», «Общая психология», «Психология личности», «Методологические проблемы психологии». Основной целью предполагаемой хрестоматии является формирование у студентов и аспирантов теоретически обоснованного и непредвзятого взгляда на вопросы формирования и развития основных психологических концепций.

 

 

Раздел I. Предмет, задачи и функции истории психологии. Представления о душе в донаучный период

Д

анный раздел включает в себя тексты, касающиеся методологических принципов психологического знания. Одной из основных проблем, касающихся методологических подходов, является разделение психологи, как писал Л.С.Выготский «на две науки – физиологическую, естественно-научную или казуальную психологию с одной стороны, и «понимающую, описательную или теологическую психологию духа как основу всех гуманитарных наук – с другой»[ [1] ].

В хрестоматию включены отрывки из книги В.Дильтея «Описательная психология» в которой автор показывает, что господствующая психология не дает адекватной картины душевной жизни человека, она строится на объяснительных методах, заимствованных из естествознания и как наука о личности должна быть отвергнута. Ее место должна занять описательная, понимающая психология. Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли. Для понимающей психологии важно раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности.

В этом же разделе приведены отрывки из книги Л.Леви-Брюля «Первобытное мышление» (1930). Леви-Брюль анализирует первобытные мира, верования, обычаи и делает вывод о существенном.

Дильтей В.

Мысли об описательной и расчленяющей психологии [2]

Date: 2016-11-17; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию