Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ибн-сина абу али хусейн Ибн абдаллах





О разумной душе[28]

Что же касается разумной человеческой души, то она делится на практическую силу и умозрительную силу. Каждая из этих сил называется разумом по общности имени.

Практическая сила является началом движения человеческого тела, побуждающим его совершать единичные осмысленные, соответствующие тем или иным намерениям действия. Она имеет известную связь с животной вожделеющей силой, с животной воображающей силой и силой догадки и сама обладает двойственной природой. Ее связь с животной вожделеющей силой за­ключается в том, что в ней возникают свойственные человеку состояния, благодаря которым он расположен быстро действо­вать и претерпевать действие, как это, например, бывает со сты­дом, застенчивостью, смехом, плачем и тому подобным. Ее связь с животной воображающей силой и силой догадки заключается в том, что она использует их, будучи занята рассмотрением порядка в возникающих и уничтожающихся вещах, а также изу­чением человеческих искусств. Ее двойственная природа заклю­чается в том, что между практическим разумом и умозрительным разумом рождаются мнения, которые связаны с действиями и становятся распространенными и широко известными, как, например, то, что ложь и притеснение постыдные и тому по­добные исходные посылки, кои в кнгах по логике отчетливо отграничиваются от первых начал разума.

Эта практическая сила необходимо господствует над остальными силами тела сообразно с предписаниями другой силы, о которой речь будет идти ниже, дабы она совершенно не подвергалась действиям этих сил, а чтобы, напротив, эти силы подвергались ее действиям и подавлялись, чтобы тело не вызывало в практической силе возникающие под воздействием при­родных вещей страдательные состояния, которые называются дурными нравственными качествами; необходимо, чтобы она вообще не подвергалась действиям и не была подчиненной, а чтобы, напротив, она господствовала над другими телесными силами и имела добродетельные нравственные качества.

Не исключено, что нравственные качества будут приписываться также и телесным силам; однако, если последние возоб­ладают, то они будут иметь некое деятельное состояние, а прак­тический разум – страдательное. Таким образом, одно и то же будет источником нравственньк качеств как для практического разума, так и для телесных сил. Но если телесные силы будут побеждены, то у них будет некоторое страдательное состояние, между тем как у практического разума будет деятельное состо­яние; так что мы будем иметь два состояния и два нравствен­ных качества или же будет одно нравственное качество, но оно будет иметь двоякое отношение. Имеющиеся у нас нравствен­ные качества приписываются практической силе потому, что человеческая душа, как это выяснится ниже, есть единая субстан­ция, имеющая отношение к двум сторонам: одна сторона – это то, что выше ее, другая – то, что ниже ее. Для каждой из этих сторон человеческая душа имеет известную силу, посредством которой устанавливается связь между ней и этой стороной. Так что практическая сила имеется у души для связи с тем, что ниже ее, то есть с телом, и для управления им. Умозрительная же сила имеется у души для связи с тем, что выше ее и от чего она принимает умопостигаемое. Итак, у нашей души имеются как бы два лица: одно лицо, обращенное к телу (необходимо, чтобы это лицо совершенно не поддавалось тому или иному воздействию, обусловленному природой тела), и другое лицо, обращенное к высшим началам (необходимо, чтобы это лицо получало от них и испытывало их воздействие). Вот то, что ка­сается практической силы.

Раздел об умозрительной силе и ее степенях[29]

Что касается умозрительной силы, то ей свойственно получать впечатления от всеобщих, отвлеченных от материи форм. Если последние будут отвлеченными сами по себе, то она будет просто принимать их, а если нет, то она будет их абстрагиро­вать, дабы у них не оставалось никакой связи с материей. Но как это делается, мы объясним позже. К указанным формам эта умозрительная сила имеет разные отношения, поскольку то, чему свойственно принимать что-то, принимает его иногда потен­циально, а иногда актуально.

«Потенция» же говорится как о «предшествующем» и «последующем» в трех смыслах. Потенцией называется предрас­положение вообще, в силу которого ничто не становится ак­туальным и не возникает ничего такого, благодаря чему что-либо могло бы стать актуальным, как, например, способность ребенка писать. Потенцией называется, далее, это же пред­расположение, когда для данного предмета реализуется только то, в силу чего он может достигнуть актуального состояния без чего-то посредствующего, как, например, способность к письму у отрока, который уже подрос, познакомился с чер­нилами, калемом и значениями букв. Потенцией, [наконец], называется это предрасположение, когда оно получило завершение благодаря орудию. В этом случае вместе с орудием возникает совершенство предрасположения таким образом, что оно может перейти в актуальное состояние когда угодно, при этом действующий не нуждается в приобретении – для этого бывает достаточно одного лишь его желания, – как, например, способность искусного писца, когда он не пишет. Первая потенция называется потенцией вообще, или ма­териальной потенцией. Вторая потенция называется воз­можной потенцией. Третья потенция называется опытом. Иногда вторую называют опытом, а третью – завершением потенции.

Так что отношение умозрительной силы к упомянутым нами отвлеченным формам может носить характер потенции вообще, когда эта сила имеется у души, но еще не получила ничего из потенциально принадлежащей душе завершенности. В этом случае она называется материальным разумом. Эта сила, назы­ваемая материальным разумом, существует у каждого индиви­да, а материальной ее называют лишь потому, что она подобна предрасположенности первой материи, которая, будучи субстра­том всякой формы, обладает той или иной формой не сама по себе. Указанное отношение может носить характер возможной потенции, а именно тогда, когда в умозрительной силе уже име­ются первые предметы разумного восприятия, от которых и посредством которых доводят до вторых предметов разумного восприятия. При этом под первыми предметами разумного вос­приятия я подразумеваю исходные досылки, кои принимаются не путем приобретения [извне] и не так, чтобы принимающий отдавал себе отчет в том, что ему хоть в какой-то момент мож­но было бы воздержаться от их принятия; таково, например, наше убеждение в том, что целое больше части и что вещи, равные одной и той же вещи, равны между собой. Пока мате­риальный разум на пути к переходу в актуальное состояние не имеет ничего, кроме этой потенции, он называется обладаю­щим разумом. По сравнению с первой потенцией он может быть назван также разумом в актуальном состоянии, ибо первая потен­ция не может актуально познавать вещь, в то время как облада­ющий разум познает, начиная исследовать в актуальном состо­янии. Отношение умозрительной силы к отвлеченным формам может носить характер завершенной потенциальности, а имен­но тогда, когда после первых умопостигаемых форм приобрета­ются и вторые умопостигаемые формы, хотя обладающий разум не рассматривает их и не возвращается к ним актуально, а ско­рее они как бы хранятся в нем, так что он при желании рас­сматривает эти формы актуально, осмысливая их и осмысливая то, что они уже им осмыслены. Называется он разумом в акту­альном состоянии потому, что он познает, когда хочет, не за­трудняя себя приобретением [извне], хотя его можно было бы назвать и разумом в потенциальном состоянии по сравнению с [разумом], следующим за ним. Отношение умозрительной силы к отмеченным формам может носить характер актуальности во­обще, а именно тогда, когда умопостигаемая форма присутст­вует в разуме, а последний актуально рассматривает ее и ак­туально осмысливает ее, осмысливая также и то, что он акту­ально осмысливает ее, и тогда получается то, что называется приобретенным разумом. Приобретенным же разумом он на­зывается лишь потому, что, как мы это выясним позже, разум в потенциальном состоянии переходит в актуальное состояние только благодаря некоему разуму, находящемуся всегда в акту­альном состоянии; и когда разум в потенциальном состоянии определенным образом соединяется с этим находящимся в ак­туальном состоянии разумом, в нем актуально запечатлевается определенный вид форм, приобретаемых от того разума, так что эти формы оказываются приобретенными извне.

Таковы степени сил, называемых умозрительным разумом. Приобретенный разум венчает род живых существ и входящий в этот род человеческий вид. И в приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего су­щего (1.739 – 744).

 

Контрольные вопросы

1. Как Протогор понимает, что есть истина?

2. Кто, согласно Протогору, является мудрецом?

3. Как описывает Платон жизнь узников в пещере?

4. Что происходит с человеком, который смог выбраться из пещеры?

5. В чем заключается сложность возвращения в пещеру?

6. Что есть душа по Аристотелю?

7. Какие характеристики мышления приводит Аристотель?

8. Понятие добродетели по Аристотелю.

9. Представление о счастье у Аристотеля.

10. В чем, согласно Сенеке, заключается мудрость?

11. Какие характеристики добродетели дает Сенека?

12. Каковы представления о добродетели в учении М.Аврелия?

13. Как формулируется проблема познания Святым Августином?

14. Как представлена концепция души в учении Ибн Сины?

 

Date: 2016-11-17; view: 294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию