Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые концепции финансового менеджмента





Систему важнейших теоретических концепций и моделей, состав­ляющих основу современной парадигмы финансового менеджмента, мож­но условно разделить на следующие группы:

1 концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности предприятия;

2 концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную оцен­ку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора;

3 концепции, связанные с информационным обеспечением участ­ников финансового рынка и формированием рыночных цен.

Первая группа концепций и моделей:

1 Концепция приоритета экономических интересов собственников Впервые ее выдвинул американский экономист Герберт Саймон. Он сформулировал целевую концепцию экономического поведения, заклю­чающуюся в необходимости приоритетного удовлетворения интересов собственников. В прикладном своем значении она формулируется как «максимизация рыночной стоимости предприятия».

2 Теория портфеля (Гарри Марковиц «A Portrfolio Selection», 1952 г.) Основные выводы теории Марковича:

- для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель;

- уровень риска по каждому отдельному виду активов следует изме­рять неизолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

При этом теория портфеля не конкретизирует взаимосвязь между риском и доходностью.

3 Концепция цены капитала (Cost of Capital Тhеогу) (Джон Вильямсон, 1938 г.)

Обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает мини­мальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддер­жанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

4 Концепция структуры капитала (Capital Structure Model) (Франко Модильяни и Мертон Миллер, 1958 г.)

Согласно концепции, стоимость любой фирмы определяется исклю­чительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. При доказательстве теоремы авторы исходили из наличия идеального рынка капитала. Существо доказательства состоит в следующем: если финанси­рование деятельности фирмы более выгодно за счет заемного капитала, то владельцы акций финансово независимой фирмы предпочтут продать свои акции, использовав вырученные средства на покупку акций и облигаций финансово зависимой компании в той же пропорции, что и структура ка­питала этой фирмы. И наоборот, если финансирование фирмы оказывает­ся более выгодным при использовании собственного капитала, то акцио­неры финансово зависимой фирмы продадут свои акции и купят на выру­ченные средства акции финансово независимой фирмы и, взяв в банке под залог этих акций заем, купят дополнительное количество акций той же фирмы. Доход нового пакета акций инвестора после вычета процентов за кредит окажется выше прежнего дохода. Тогда продажа пакета акций фи­нансово зависимой фирмы приведет к снижению ее стоимости, а больший доход, получаемый акционерами финансово независимой фирмы, приве­дет к увеличению ее стоимости. Таким образом, арбитражные операции с заменой ценных бумаг более дорогой фирмы ценными бумагами более дешевой принесут дополнительный доход частным инвесторам, что приведет, в конечном счете, к выравниванию стоимости всех фирм одного класса с одинаковым доходом.

В 1963 г. Модильяни-Миллер опубликовали вторую работу по струк­туре капитала «Corporate Income Taxes and the Cost of Capital», в которой ввели в первоначальную модель фактор налогооб­ложения корпораций. С учетом наличия налогов было доказано, что цена акций фирмы непосредственно связана с использованием заемного финан­сирования: чем выше доля заемного капитала, тем выше цена акций. Та­кой вывод обусловлен налогообложением доходов корпораций в США. Проценты по кредитам выплачиваются из прибыли до уплаты налогов, что уменьшает размер налогооблагаемой базы и величину налогов. Часть налогов перекладывается с корпорации на ее кредиторов, а финансово не­зависимой фирме приходится самой нести все бремя налогов. Таким обра­зом, при увеличении доли заемного капитала увеличивается доля чистого дохода фирмы, остающаяся в распоряжении акционеров.

Позднее различные исследователи путем смягчения первоначальных предпосылок теории пытались адаптировать ее к реальным условиям. Та­ким образом, было установлено, что с определенного момента (когда дос­тигнута оптимальная структура капитала) при увеличении доли заемного капитала стоимость фирмы начинает снижаться, т. к. экономия на налогах перекрывается ростом затрат вследствие необходимости поддержания бо­лее рисковой структуры источников средств. Модифицированная теория полагает:

- наличие определенной доли заемного капитала идет на пользу фир­ме;

- чрезмерное использование заемного капитала приносит фирме вред;

- для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заемного ка­питала.

5 Теория дивидендов Модильяни-Миллера (1961 - 1963 гг.)

Доказывает, что политика выплаты дивидендов не влияет на стои­мость фирмы («Dividend Policy, Growth and the Valuation of Shares», 1963).

Также как и предыдущая она базируется на ряде предпосылок. Суть теории в том, что каждый доллар, выплаченный сегодня в виде дивиден­дов, уменьшает нераспределенную прибыль, которая могла бы быть инве­стирована в новые активы, и данное уменьшение должно быть компенси­ровано за счет эмиссии акций. Новым акционерам необходимо будет вы­плачивать дивиденды, и эти выплаты снижают текущую стоимость ожи­даемых дивидендов для предыдущих акционеров на величину, равную сумме дивидендов, полученных в текущем году. Таким образом, каждый доллар полученных дивидендов, лишает акционеров будущих дивидендов на эквивалентную величину. Поэтому акционерам будет безразлично: по­лучить дивиденд на сумму 1 доллар сегодня или получить дивиденд в бу­дущем, текущая стоимость которого составляет 1 доллар. Следовательно, политика выплаты дивидендов не влияет на цену акций.

6 Модель финансового обеспечения устойчивого роста предпри­ятия (A Model of Optimal Growth Strategy) (Джеймс Ван Хорн 1988 г., Роберт Хиггинс 1997 г.)

Модель предполагает получение сведений об объеме продаж на тех условиях (ограничениях), что величины таких переменных, как уровень издержек, используемый капитал и его источники и т. п., не изменяются, а стратегия планирования исходит из предположения, что будущее совер­шенно аналогично прошлому. Использование модели возможно на пред­приятиях, удовлетворенных достигнутыми темпами развития и уверенных в стабильном воздействии внешней экономической среды. Сама работа над моделями помимо возможности получения более эффективного инст­румента управления процессом планирования позволяет сбалансировать цели предприятия в планировании продаж и, соответственно, объемов производства, переменных затрат, вложений в основной и оборотный ка­питал, необходимых для достижения данного объема, рассчитать потреб­ность во внешнем финансировании, изыскивая источники средств с уче­том формирования их рациональной структуры. Модель устойчивого рос­та исходит из предположения, что использование предприятием имею­щихся средств (активов) должно совпадать с устоявшимся соотношением кредиторской задолженности и собственных средств как источников ка­питала. При планировании роста показатели, входящие в это соотноше­ние, изменяются пропорционально. При условии оптимальности предпри­ятие не идет по пути увеличения внешнего финансирования, а ориентиру­ется на использование прибыли, что характеризуется ограничениями ко­эффициента, определяющего соотношение заемных и собственных средств (ЗС/СС). Определяя величину ограничений по соотношению ЗС/СС, исходят из задачи формирования рациональной структуры источ­ников средств предприятия, основанной на положительной величине эф­фекта финансового рычага. При этом задача определения данной рацио­нальной структуры объединяется с разумной дивидендной политикой.

7 Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard - BSC), (Дэвид Нортон и Роберт Каплан 1990 г.)

Система сбалансированных показателей - это мощная система, по­могающая организациям быстро добиваться реализации стратегии путем перевода видения и стратегии в набор оперативных целей, которые могут направлять поведение сотрудников, и как следствие - эффективность ра­боты.

Показатели эффективности реализации стратегии составляют важ­нейший механизм обратной связи, необходимый для динамической на­стройки и улучшения стратегии с ходом времени.

Концепция Системы сбалансированных показателей построена на такой предпосылке - измеряться должно то, что заставляет акционеров действовать. Вся деятельность организации, ее ресурсы и инициативы, должны равняться на стратегию. Система сбалансированных показателей достигает этой цели при помощи явного определения соотношения при­чин и результатов для целей, показателей, и инициатив в каждой из Пер­спектив и на всех уровнях организации. Разработка ССП - это первый шаг в создании организации, сосредоточенной на стратегии.

В ходе применения сбалансированная система показателей превра­тилась в широкую управленческую систему. Поэтому многие руководите­ли видят в ней структуру всего процесса оперативного управления, кото­рый позволяет совершать следующие управленческие действия:

- перевод перспективных планов и стратегии в форму конкретных показателей оперативного управления;

- коммуникацию и переключение стратегии на более низкие уровни общефирменной иерархии с помощью разработанных показателей управ­ления;

- превращение стратегии в планы, в том числе бюджетные;

- налаживание обратной связи для проверки гипотез и инициирова­ния процессов обучения.

В отличие от традиционных методов стратегического управления, сбалансированная система показателей использует не только финансовые, но и нефинансовые показатели деятельности организации, отражая четыре важнейших аспекта: финансы; клиенты; бизнес-процессы; обучение и раз­витие. Такой подход дает возможность анализировать стратегические и тактические процессы управления, установить причинно-следственные связи между стратегическими целями предприятия и обеспечить его сба­лансированное развитие.

Вторая группа концепций и моделей:

1 Концепция временной ценности денежных ресурсов (Time Value of Мопеу) (Ирвинг Фишер 1930 г., Джон Хиршлифер 1958 г.)

Временная ценность - объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется четырьмя основными причинами:

- инфляцией;

- риском недополучения или неполучения ожидаемой суммы;

- снижением платёжеспособности;

- невозможностью получения прибыли альтернативным способом.

2 Концепция анализа дисконтированного денежного потока (Discounted Саsh Flow Аnalysis Тhеогу), (Джон Вильямсон 1938 г., Майер Гор­дон 1962 г., Скотт Бауман 1969 г.) предполагает:

- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (например, по сроку, по платности и т. д.);

- оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

- оценку риска, связанного с данным потоком, и способы его учета.

3 Концепция компромисса между риском и доходностью (Френк Найт, 1921 г.)

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорцио­нальная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

4 Модель оценки финансовых активов с учетом систематического риска (Сарital Asset Pricing Model) (Уильям Шарп 1964 г., Джон Линтнер 1965 г., Ян Моссин 1966 г.)

Согласно этой модели требуемая доходность для любого вида рис­ковых активов представляет собой функцию 3 переменных: безрисковой доходности, средней доходности на рынке и индекса изменения доходно­сти данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем. Эта модель до сих пор остается одним из самых весомых научных достижений в теории финансов. Тем не менее, она постоянно подверга­лась определенной критике, поэтому позднее были разработаны несколько подходов, альтернативных модели САРМ, в частности, это теория арбит­ражного ценообразования (АРТ), теория ценообразования опционов (ОРТ) и теория преференций состояний в условиях неопределенности (SРТ).

Наибольшую известность получила теория арбитражного ценообра­зования (Аrbitrage Рricing Тhеогу, АРТ). Концепция АРТ была предложена известным специалистом в области финансов Стивеном Россом. В основу модели заложено естественное утверждение о том, что фактическая до­ходность любой акции складывается из двух частей: нормальной, или ожидаемой, доходности и рисковой, или неопределенной, доходности. Последний момент определяется многими экономическими факторами, например, рыночной ситуацией в стране, оцениваемой валовым внутрен­ним продуктом, стабильностью мировой экономики, инфляцией, динами­кой процентных ставок и др. Теория ценообразования опционов (Оption Рricing Тhеогу, ОРТ), раз­работанная Фишером Блэком и Майроном Скоулзом (1973 г.) и теория преференций состояний в условиях неопределенности (State-Ргеfегеnсе Тhеогу, SРТ) Джона Хиршлифера - по тем или иным причинам еще не по­лучили достаточного развития и находятся в стадии становления. В част­ности в отношении теории SРТ можно упомянуть, что ее изложение носит весьма теоретизированный характер и, например, подразумевает необхо­димость получения достаточно точных оценок будущих состояний рынка.

Третья группа концепций:

1 Концепция (гипотеза) эффективности рынка капитала (Еfficient Магkеt Нурothesis). У концепции много соавторов, наиболее известна ра­бота Юджина Фамы «Efficient Сарital Магkеts: А Review of Тhеогу аnd Empirical Work», 1970 г.

Операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, насколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основопо­лагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффектив­ность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в инфор­мационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим ли­цом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизи­ровать ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как рав­новероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

В зависимости от условий информационного обеспечения участни­ков следует различать слабую, среднюю (полусильную) и сильную цено­вую эффективность фондового рынка. Эта гипотеза дала импульс много­численным исследованиям в области прогнозирования повышенной до­ходности отдельных видов ценных бумаг, связанной с их недооценкой рынком.

2 Концепция асимметричности информации (Стюарт Майерс и Николас Майджлаф 1984 г.)

Теория асимметричности информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Ее смысл заключается в следующем: от­дельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать как по­ложительный, так и отрицательный эффект. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компании. Существуют различные степени асимметрии. Слабая асимметрия, когда разница в информирован­ности руководства фирмы и посторонних наблюдателей о деятельности компании слишком мала, чтобы дать преимущества менеджерам. Сильная асимметрия имеет место, когда менеджеры компании обладают конфи­денциальной информацией, которая после ее обнародования значительно изменит котировку ценных бумаг фирмы. В большинстве случаев степень асимметрии находится посередине между двумя этими крайностями.

3 Концепция агентских отношений (Майкл Дженсен и Уильям Меклинг 1976 г.)

Концепция введена в финансовый менеджмент в связи с усложнени­ем организационно - правовых форм бизнеса. В сложных организацион­но-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управле­ния, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать про­тиворечия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агент­ские издержки (участие менеджера в прибылях, либо согласие с использо­ванием прибыли).

Существуют 3 категории агентских затрат:

1 расходы на осуществление контроля за деятельностью менедже­ров. Например, затраты на проведение аудиторских проверок;

2 расходы на создание организационной структуры, ограничиваю­щей возможность нежелательного поведения менеджеров. Например, вве­дение в состав правления внешних инвесторов;

3 альтернативные затраты, возникающие в тех случаях, когда усло­вия, установленные акционерами, ограничивают действия менеджеров, противоречащих интересам владельцев. Например, голосование по опре­деленным вопросам на общем собрании.

Агентские затраты могут увеличиваться, пока каждый доллар их прироста обеспечивает увеличение богатства акционеров более, чем на 1 доллар.

Механизмы, побуждающие менеджеров действовать в интересах ак­ционеров:

- система стимулирования на основе показателя деятельности фир­мы;

- непосредственное вмешательство акционеров;

- угроза увольнения;

- угроза скупки контрольного пакета акций фирмы.


 

Date: 2016-11-17; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию