Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи финансового менеджмента





Финансовый менеджмент (ФМ) представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решения, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых яв­ляются:

- интегрированность с общей системой управления предприятием;

- комплексный характер формирования управленческих решений;

- высокий динамизм управления;

- многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

- ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельности пред­приятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, сущест­венно повышать конкурентную позицию предприятия на товарном и фи­нансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

ФМ является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием, которая в свою очередь состоит из двух подсистем: объекта управления (управляемая подсистема) и субъекта управления (управляющая подсистема). В качестве основного объекта управления (ОУ) в ФМ выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия.

Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются финансовая дирекция и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры. Именно управляющая подсистема вырабатывает и реализует цели финансового менеджмента (рисунок 1).

Управляющая подсистема (субъект управления)
Финансовые методы, приемы и модели
Управляемая подсистема (объект управления)

 

 


\

 

Рисунок 1.1 - Основные подсистемы

финансового менеджмента предприятия.

По содержанию ФМ сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения.

Основной конечной целью финансового менеджмента является повышение конкурентных позиций предприятия в соответствующей сфере деятельности через механизм формирования и эффективного использования прибыли.

Цели ФМ реализуются через функции объекта и субъекта управления.

Основными функциями объекта управления в ФМ являются:

1 Воспроизводственная, т.е. деятельность по обеспечению эффективного воспроизводства капитала, предназначенного для осуществления текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Оценку эффективности реализации воспроизводственной функции ФМ можно провести по следующим основным показателям:

− рост собственного капитала;

− превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса;

− степень капитализации, т.е. доли прибыли, направленной на создание фондов накопления и доли нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

− повышение доходности (рентабельности) капитала;

− повышение скорости оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности.

2 Производственная, т.е. регулирование текущей производственно-коммерческой деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности.

Оценку эффективности реализации производственной функции ФМ можно провести по следующим основным показателям:

− структура капитала;

− структура распределения балансовой прибыли;

− уровень и динамика себестоимости продукции и затрат на ед. продукции;

− уровень и динамика ФОТ.

3 Контрольная функция, т.е. контроль за использованием финансовых ресурсов.

Функции объекта финансового менеджмента реализуются через функции субъекта управления, которые заключаются в следующем:

− прогнозирование финансовых ситуаций;

− планирование финансовой деятельности;

− регулирование денежного оборота;

− учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

− анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала;

− контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла.


С учетом содержания и принципов финансового менеджмента фор­мируются его главная цель и задачи.

С развитием микроэкономической теории (а затем - теории фирмы) менялись и подходы экономистов к определению главной цели финансо­вого управления деятельностью предприятия. Для выработки стратегии финансового управления деятельностью предприятия предлагались и предлагаются следующие целевые модели.

1 Модель максимизации прибыли

Впервые эта целевая модель деятельности предприятия была четко сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно и затем развита в работах представителей неоклассической школы. Реализация этой целевой модели обеспечивалась путем достижения равенства показа­телей предельного дохода и предельных затрат предприятия.

Однако использование в качестве главной целевой функции пред­приятия модели максимизации прибыли не удовлетворяет многих эконо­мистов. Полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате че­го предприятие будет лишено основного источника формирования собст­венных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития.

Отсутствие связи модели максимизации прибыли с характером ее распределения делает бессмысленным осуществление эффективной диви­дендной политики предприятия, так как уровень капитализации прибыли не отражается данным целевым критерием. Высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне финансового риска, связанного с осуществлением его хозяйственных операций.

Таким образом, в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важнейших задач хозяйственной деятельности, но не как главная цель функционирования предприятия.

2 Модель минимизации трансакционных издержек

Данная модель базируется на теоретических подходах неоинститу-ционализма, в частности, его основоположника - Р. Коуза. Под «трансак-ционными издержками» понимают затраты по обслуживанию сделок на рынке. Несмотря на высокий удельный вес и неуклонный рост трансакци­онных издержек в ВВП ряда развитых стран, данная модель имеет ряд не­достатков:

- информативное обеспечение процесса формирования «чистых» трансакционных издержек предприятия требует значительного расшире­ния объема учетных работ и вызовет рост «учетных трансакционных из­держек» (вместо их экономии);

- критерий минимизации трансакционных издержек не обеспечивает оценку усилий предприятия по комплексной экономии его ресурсов, так как при этом вне поля зрения остаются все другие виды его издержек (не связанные с обслуживанием коммерческих сделок);

- любая экономия затрат предприятия не может носить характер глобальной цели его функционирования, так как не увязана с его развити­ем и с конечными экономическими интересами основных групп участни­ков хозяйственного процесса предприятия.

3 Модель максимизации объема продаж.

Приверженцы этой модели объясняют ее преимущество следующи­ми доводами:

- данный целевой критерий наилучшим образом отражает результа­ты деловой активности предприятия в рыночной среде;

- максимизация объема продаж отражает результаты реализации не только экономической, но и социальной миссии предприятия, направлен­ной на обеспечение потребностей покупателей в товарах и услугах;


- максимизация объема продажи интегрирует в своем составе и мак­симизацию прибыли;

- рост объема продаж требует не только активизации маркетинговых усилий предприятия, но и постоянных изменений в технологии производ­ства и реализации продукции;

- как управленческий аппарат, так и рабочие более чувствительны в психологическом плане к объемным показателям деятельности предпри­ятия.

Вместе с тем, объективная оценка этой модели как главной целевой функции предприятия показывает, что она имеет ряд существенных не­достатков:

- потребительский выбор товаров и услуг является функцией рыноч­ной среды, которая чувствительна к изменениям множества факторов;

- в рыночных условиях не всегда эффективными являются иннова­ционные усилия предприятия по обеспечению высоких объемов продаж своей продукции;

- несмотря на то, что целевая функция поддерживает рост доходов предприятия, она практически не увязана с экономией его расходов.

Таким образом, модель максимизации объема продаж не может быть использована как главная целевая функция предприятия.

4 Модель максимизации темпов роста предприятия.

В составе этой модели, в отличие от предыдущей, присутствуют и темпы роста операционной прибыли предприятия, и основные пропорции распределения этой прибыли (т. е. элементы дивидендной политики), и важнейшие структурные параметры финансового состояния хозяйствую­щего субъекта.

Вместе с тем, практическое использование этой модели (как альтер­нативной моделям максимизации прибыли или продаж) позволило вскрыть довольно существенные ее недостатки:

- в качестве целевой функции модель может функционировать лишь в условиях устойчивости спроса на продукцию;

- модель фиксирует в качестве основной предпосылки, фактически достигнутый уровень прибыли предприятия, не оценивая степень его дос­таточности для решения задач перспективного периода.

В результате можно отметить, что максимизация темпов роста пред­приятия может рассматриваться как одна из важных задач, но не как глав­ная цель его функционирования.

5 Модель обеспечения конкурентных преимуществ.

Преимуществами этой целевой концепции предприятия является то, что она отражает результаты деятельности практически всех его основных служб - конкурентные преимущества могут быть достигнуты за счет раз­работки нового продукта, повышения качества товаров и услуг, эффек­тивного маркетинга, оптимальной ценовой политики, снижения издержек и др.

Кроме того, конкурентные преимущества обеспечивают формирова­ние избыточной доходности (прибыльности) предприятия.

Вместе с тем, и этот целевой критерий функционирования предпри­ятия имеет ряд недостатков:

- понятие «конкурентное преимущество» характеризуется целым ря­дом показателей, которые очень сложно интегрировать в едином измери­теле;


- конкурентное преимущество характеризует относительное положе­ние предприятия в рамках конкретной отрасли, в то время как значитель­ная часть предприятий являются многоотраслевыми;

- конкурентное преимущество предприятие может поддерживать лишь в относительно коротком периоде времени.

Таким образом, обеспечение конкурентных преимуществ может рас­сматриваться как задача основных функциональных систем управления, но не как главная цель функционирования предприятия.

6 Модель максимизации добавленной стоимости.

Как главная целевая функция предприятия эта модель была выдви­нута японскими экономистами и получила название «японской модели развития фирмы».

Преимуществом данного целевого критерия оценки деятельности предприятия является то, что он позволяет обеспечивать максимизацию экономических интересов не только рабочих и менеджеров, но и собст­венников предприятия. В достаточной мере могут быть учтены при фор­мировании данного целевого показателя и инвестиционные потребности предприятия в развитии основных средств и нематериальных активов ин­новационного характера. Наконец, данный целевой критерий носит долго­срочный характер, т. е. легко моделируется в стратегической перспективе.

Вместе с тем, рассматриваемая целевая модель имеет существенный недостаток: она вступает в конфликт с экономическими интересами ко­нечного покупателя продукции.

С учетом этого «японская модель развития фирмы» не была поддер­жана ни европейскими, ни американскими экономистами.

7 Модель максимизации рыночной стоимости предприятия.

В течение последнего десятилетия эта концепция получила приори­тетное развитие в США, Европе и Японии, ее поддерживает преимущест­венная часть руководителей фирм и компаний в странах с развитой ры­ночной экономикой.

Эта модель характеризуется следующими основными особенностя­ми:

1 целевая модель, ориентированная на стоимость, определяет соб­ственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью предприятия. Владельцы как конечные пре­тенденты на доход в наибольшей степени заинтересованы в эффективном управлении предприятием;

2 модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует эко­номические интересы основных субъектов, связанных с деятельностью предприятия. Собственники, заботясь о максимальном увеличении своего благосостояния, одновременно способствуют росту благосостояния всех других экономических субъектов;

3 целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия интегрирует основные цели и задачи эффективного функционирования различных его служб и подразделений. Ни одна из ранее рассмотренных целевых моделей функционирования предприятия не противоречит его ориентации на максимизацию рыночной стоимости;

4 показатель рыночной стоимости предприятия обладает более ши­роким спектром и более глубоким потенциалом роста в сравнении с дру­гими целевыми показателями. Кроме роста доходов и снижения издержек, возрастание его рыночной стоимости может обеспечиваться ростом его имиджа, организационной культурой, использованием эффекта синергиз­ма и кроме того, если размеры прибыли или экономии издержек имеют свои пределы на каждом предприятии, то размеры возрастания его рыноч­ной стоимости таких пределов практически не имеют;

5 модель максимизации рыночной стоимости гармонизирует теку­щие и перспективные цели развития предприятия. Такая гармонизация достигается путем приведения рыночной стоимости предприятия на лю­бом из этапов его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дис­контирования;

6 показатель рыночной стоимости обеспечивает возможность оцен­ки более отдаленной перспективы функционирования предприятия в сравнении с другими целевыми ориентирами;

7 показатель рыночной стоимости реализует наиболее полную ин­формацию о функционировании предприятия в сравнении с другими оце­ночными показателями;

8 данная модель охватывает все основные направления финансовой деятельности - инвестирование, финансирование, управление активами и денежными потоками, а соответственно позволяет оценить качество всего спектра принимаемых финансовых решений;

9 динамика рыночной стоимости является наиболее всеобъемлю­щим критерием эффективности использования капитала предприятия. Ко­личественным выражением этого критерия выступает соотношение ры­ночной стоимости предприятия (или одной его акции) к сумме его чистых активов (или чистых активов в расчете на одну акцию);

10 динамика рыночной стоимости предприятия формирует мнение инвесторов о способности его менеджеров эффективно управлять этим процессом, а соответственно определяет мотивацию их экономического поведения;

11 мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за действиями менеджеров.

Рассмотрение сущности и особенностей отдельных моделей целевой функции предприятия показывает, что наиболее приемлемой из них в ус­ловиях рыночной экономики является модель максимизации рыночной стоимости предприятия.

Учитывая, что наибольшую роль в реализации этой модели играют финансовые службы предприятия, она может быть принята в качестве главной цели управления финансовой деятельностью и сформулирована следующим образом: главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыноч­ной стоимости.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих основных задач:

1 обеспечение формирования достаточного объема финансовых ре­сурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде;

2 обеспечение наиболее эффективного распределения и использо­вания сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия;

3 оптимизация денежного оборота;

4 обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусмат­риваемом уровне финансового риска;

5 обеспечение минимизации уровня финансового риска при преду­сматриваемом уровне прибыли;

6 обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития;

7 обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйст­венной деятельности.

 







Date: 2016-11-17; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию