Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте развернутый ответ (3 балла).

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

М. В. Ломоносов.

 

...думать — это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них.

 

В. Рубцов


Ф И Л О С О Ф И Я

 

1. Рационалисты любят декартовское “ я мыслю, следовательно, существую ”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “ есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам ”.

Первые делают акцент на силе разума, а вторые — на его бессилии. Кто из них прав?

— Дайте развернутый ответ (3 балла).

 

2. Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? Прокомментируйте. (1 балл).

 

3. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*

Дайте развернутый ответ (3 балла).

 

4. Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую.

Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они? (3 балла).

 

5. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте. (2 балла).

 

6. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека ». (1 балл).

 

7. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:

“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”. (1 балл).

 

8. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?

Какой вариант ответа Вы выбираете и почему? (2 балла)

9. Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности, причины и следствия и т. д.)? — Ответ аргументируйте, приведите примеры. (2 балла)

 

10. Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина — за следствие.

Приведите примеры этой ошибки. (3 балла).

 

11. Представьте себе легендарный корабль Тезея, который дряхлеет и который все время приходится подновлять, меняя постепенно одну доску за другой. Наконец, наступает такой момент, когда не осталось уже ни одной старой доски. Спрашивается, перед нами тот же самый корабль или другой?

Ответ аргументируйте. (2 балла).

 

12. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, поставив градусник себе под мышку (современный политолог).

Прокомментируйте. (2 балла)

 

 

13. Рассудите:

А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним».

Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

Кто прав и почему? (3 балла).

 

14. Смертен человек или бессмертен?

А.С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”:

Нет, весь я не умру

Душа в заветной лире

мой прах переживет

И тленья убежит

 

Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин? (1 балл).

 

15. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря:

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

(2 балла)

16. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “ не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе ”; “ поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой ”. (1 балл).

 

17. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы?

“Сила женщины — в ее слабости”. (1 балл).

 

18. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? — Дайте развернутый ответ. (1 балл).

 

19. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?

— Дайте развернутый ответ. (3 балла).

 

20. Как Вы думаете: существует защита от дурака [1] (можно ли защититься от дурака)?

Защита от дурака — расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей).

— Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения. (2 балла)

21. Рассудите:

А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства (зла);

Б) Кант утверждал нечто обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».

— Дайте развернутый ответ. (3 балла).

 

22. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма».

В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь — перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма.

А как Вы считаете? Ответ аргументируйте. (2 балла)

 

23. Рассудите:

А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)

Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу).

— Дайте развернутый ответ. (2 балла)

 

24. Существуют пять состояний знания и незнания:

1) когда мы знаем, что знаем

2) когда мы знаем, что не знаем

3) когда мы не знаем, что знаем

4) когда мы не знаем, что не знаем

5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).


<== предыдущая | следующая ==>
Научный смысл диалектики, ее основные принципы | Философия инвестиций

Date: 2016-11-17; view: 2900; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию