Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Украинская медицинская стоматологическая академияСтр 1 из 30Следующая ⇒
Кафедра нормальной физиологии И.В.Мищенко, В.П.Мищенко, В.Н.Соколенко, О.В.Коковская НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (краткое учебное пособие для подготовки к практическим занятиям)
Для студентов иностранного факультета (Издание 2-е, дополненное)
ПОЛТАВА – 2011
Авторы: заведующий кафедрой нормальной физиологии УМСА, доктор мед. наук, профессор Мищенко Игорь Витальевич; заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор мед. наук, профессор Мищенко Виталий Петрович!; доцент кафедры нормальной физиологии УМСА, кандидат биол. наук Соколенко Валентина Николаевна, ассистент кафедры нормальной физиологии УМСА, кандидат мед. наук Коковская Оксана Валериевна Рецензент: декан факультета иностранных студентов, доктор мед. наук, профессор Скрипников Андрей Николаевич Печатается с разрешения ЦМК ВДНЗ Украинская медицинская стоматологическая академия (протокол № 1 от 24.09.2009 г.)
Предисловие В настоящее время имеется очень много различных учебников и учебных пособий по физиологии на разных языках. Однако, с нашей точки зрения, все они имеют один общий недостаток – содержат огромный объем (иногда вмещающийся в 2-4 тома) информации, за которой нередко «не видно» самой физиологии. В ней очень много внимания иногда уделено вопросам анатомии, химии, биохимии, патофизиологии и даже патологии. Совершенно понятно, что эти знания необходимы для освоения физиологии, но часто такой объем информации трудно «переварить» студентам-иностранцам. Им трудно не только ее всю прочитать (что занимает очень много времени), но и выделить в ней главное и второстепенное. Все это заставило в 2007 году профессора Мищенко В. П. и его коллег взяться за перо и написать кратчайший курс физиологии применительно к новому учебному плану и модульной форме обучения студентов с элементами профилизации к будущей специальности (стоматология, педиатрия). Учебное пособие пользовалось большим успехом не только у студентов иностранного факультета, но и у отечественных студентов. Идя навстречу пожеланиям студентов и учтя замечания и предложения коллег-преподавателей мы, с участием доцента Соколенко В.Н., дополнили пособие рисунками и приложениями с нормами основных физиологических констант. Мы прекрасно понимаем и даем себе отчет в том, что это наше пособие не может заменить учебники и учебные пособия (мы и не претендуем на это), оно лишь позволит более четко сформулировать основные положения предмета к каждому лабораторному занятию. Усвоение материала в объеме данного учебного пособия является минимумом, необходимым для получения удовлетворительной оценки на каждом занятии, модульном контроле и экзамене.
Авторы
ВВЕДЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЯ – это наука о функциях и процессах, протекающих в организме, а также в его составляющих - системах, органах, тканях и клетках. Функция – это специфическая деятельность системы или органа. Например, функция системы кровообращения – движение крови по сосудам. Процесс – это последовательная смена явлений или состояний в развитии какого-либо действия или совокупность последовательных действий. Система – это совокупность органов и тканей, связанных общей функцией. Например, сердечно-сосудистая система, обеспечивающая с помощью сердца и сосудов доставку тканям питательных веществ, кислорода, продуктов обмена и т.п. Рассмотрение отдельных функций подчиняется задачам целостного организма, закономерностям взаимодействия с окружающей средой, его поведения в различных условиях существования, становления в процессе эволюции и индивидуального развития. Изучение физиологических механизмов непременно требует знаний анатомии, гистологии, биологии, химии, физики и других наук. Физиология изучает жизнедеятельность организма в норме. Норма – это пределы оптимального функционирования живой системы. Понятие нормы очень сложное, неоднозначное и динамичное. В медицине многие показатели нормы описываются как среднестатистические величины (например, количество форменных элементов крови, частота пульса, артериальное давление и т.д.). Надо, в связи с этим, заметить, что все эти цифры зависят от массы факторов (природных, социальных) и их необходимо учитывать при оценке состояния той или иной системы в организме. Например, частота пульса зависит от времени суток, возраста, места нахождения исследуемого и других причин. Методы физиологических исследований зависят от целей и задач. Наиболее простой метод исследования физиологических функций – это наблюдение. Высочайшая наблюдательность врача позволяет ему говорить о проблемах у человека по внешнему виду (положение, осанка, цвет лица и многое другое). В физиологической практике (на наших занятиях) Вы будете также неоднократно пользоваться этим методом. Кроме того, в физиологии используют метод эксперимента (на животных – острый или хронический), моделирования и другие. Познание законов физиологии позволяет корректировать деятельность органов и систем, правильно определять профилактику функциональных нарушений и меру лечебного воздействия. Начинаем мы изучение предмета с общей физиологии – изучающей природу основных жизненных процессов, устанавливающей общие закономерности функционирования, реагирования организма на воздействие окружающей среды. Этим закономерностям подчиняются все системы, ткани, клетки, входящие в состав организма. МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС, Date: 2016-11-17; view: 320; Нарушение авторских прав |