![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Описания и определения
Каждый объект перед тем, как будет использован в программе, должен быть описан. Описание (объявление, декларация) указывает на тип объекта. Всякое описание, в результате которого объекту выделяется память, является определением (дефиницией). Объект может быть определен в программе лишь один раз, а описан несколько раз, но все его описания должны быть согласованы с единственным определением. Описание имеет вид [класс памяти] тип имя [инициализатор]; Например, int y = 10; Если описание содержит инициализатор, или в нем нет слова extern, или это описание функции с ее кодом, то это описание является определением.
Контрольные вопросы 1. Из каких частей состоит программа на С++? 2. Чем определение отличается от объявления? 3. Перечислить этапы создания исполняемой программы на языке С++. 4. Что такое препроцессор? 5. Что такое директива препроцессора? Привести примеры директив препроцессора. 6. Составить программу, которая печатает текст «Моя первая программа на С++»
2. Базовые средства языка СИ++ 2.1. Состав языка В тексте на любом естественном языке можно выделить четыре основных элемента: символы, слова, словосочетания и предложения. Алгоритмический язык также содержит такие элементы, только слова называют лексемами (элементарными конструкциями), словосочетания – выражениями, предложения – операторами. Лексемы образуются из символов, выражения из лексем и символов, операторы из символов выражений и лексем (рис. 2.1) Рис. 2.1. Состав алгоритмического языка Таким образом, элементами алгоритмического языка являются: 1). Алфавит языка СИ++, который включает - прописные и строчные латинские буквы и знак подчеркивания; - арабские цифры от 0 до 9; - специальные знаки “{},| []()+-/%*.\’:;&?<>=!#^ - пробельные символы (пробел, символ табуляции, символы перехода на новую строку). 2). Из символов формируются лексемы языка: - Идентификаторы – имена объектов СИ-программ. В идентификаторе могут быть использованы латинские буквы, цифры и знак подчеркивания. Прописные и строчные буквы различаются, например, PROG1, prog1 и Prog1 – три различных идентификатора. Первым символом должна быть буква или знак подчеркивания (но не цифра). Пробелы в идентификаторах не допускаются. - Ключевые (зарезервированные) слова – это слова, которые имеют специальное значение для компилятора. Их нельзя использовать в качестве идентификаторов. - Знаки операций – это один или несколько символов, определяющих действие над операндами. Операции делятся на унарные, бинарные и тернарную по количеству участвующих в этой операции операндов. - Константы – это неизменяемые величины. Существуют целые, вещественные, символьные и строковые константы. Компилятор выделяет константу в качестве лексемы (элементарной конструкции) и относит ее к одному из типов по ее внешнему виду. - Разделители – скобки, точка, запятая, пробельные символы.
2.2. Константы в Си++ Константа – это лексема, представляющая изображение фиксированного числового, строкового или символьного значения. Константы делятся на 5 групп: - целые; - вещественные (с плавающей точкой); - перечислимые; - символьные; - строковые. Компилятор выделяет лексему и относит ее к той или другой группе, а затем внутри группы к определенному типу по ее форме записи в тексте программы и по числовому значению. Целые константы могут быть десятичными, восьмеричными и шестнадцатеричными. Десятичная константа определяется как последовательность десятичных цифр, начинающаяся не с 0, если это число не 0 (примеры: 8, 0, 192345). Восьмеричная константа – это константа, которая всегда начинается с 0. За 0 следуют восьмеричные цифры (примеры: 016 – десятичное значение 14, 01 – десятичное значение 1). Шестнадцатеричные константы – последовательность шестнадцатеричных цифр (0–1, A–F или a–f), которым предшествуют символы 0х или 0Х (примеры: 0хАе, 0Х00F). Вещественные константы могут иметь две формы представления: с фиксированной точкой и с плавающей точкой. Вид константы с фиксированной точкой: [цифры].[цифры] (примеры: 5.7,.0001, 41.).Вид константы с плавающей точкой: [цифры][.][цифры]E|e[+|-][цифры] (примеры:0.5е5,.11е-5, 5Е3). В записи вещественных констант может опускаться либо целая, либо дробная части (но не обе сразу), либо десятичная точка, либо признак экспоненты с показателем степени (но не оба сразу). Перечислимые константы вводятся с помощью ключевого слова enum. Это обычные целые константы, которым приписаны уникальные и удобные для использования обозначения. Примеры: enum {one=1, two=2, three=3,four=4}; enum {zero,one,two,three} – если в определении перечислимых констант опустить знаки = и числовые значения, то значения будут приписываться по умолчанию. При этом самый левый идентификатор получит значение 0, а каждый последующий будет увеличиваться на 1. enum { ten=10, three=3, four, five, six}; enum {Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday}; Символьные константы – это один или два символа, заключенные в апострофы. Символьные константы, состоящие из одного символа, имеют тип char и занимают в памяти один байт, символьные константы, состоящие из двух символов, имеют тип int и занимают два байта. Последовательности, начинающиеся со знака \, называются escape-последовательностями, они используются: - для представления символов, не имеющих графического отображения, например: \a – звуковой сигнал, \b – возврат на один шаг, \n – перевод строки, \t – горизонтальная табуляция. - для представления символов: \, ’,?, ” (они записываются как \\, \’,\?,\” соответственно); - для представления символов с помощью шестнадцатеричных или восьмеричных кодов (\073, \0хF5 – это символы с кодом 73 восьмеричное и F5 шестнадцатеричное). Строковая константа – это последовательность символов, заключенная в кавычки. Внутри строк также могут использоваться управляющие символы. Например: “\nНовая строка”, “\n\”Алгоритмические языки программирования высокого уровня \””.
2.3. Типы данных в Си++ Окружающая нас информация разнотипна: числовая, текстовая, символьная, звуковая, графическая. Данные различных типов хранятся и обрабатываются по-разному. Тип данных определяет: 1). внутреннее представление данных в памяти компьютера; 2). множество значений, которые могут принимать величины этого типа; 3). операции и функции, которые можно применять к данным этого типа. В зависимости от требований задания программист выбирает тип для объектов программы. Типы Си++ можно разделить на простые и составные. К простым типам относят типы, которые характеризуются одним значением. В Си++ определено 6 простых типов данных:
char (символьный) wchar_t (расширенный символьный)
double (вещественный с двойной точностью)
Существует 4 спецификатора типа, уточняющих внутреннее представление и диапазон стандартных типов short (короткий) long (длинный) signed (знаковый) unsigned (беззнаковый)
Тип int Значениями этого типа являются целые числа. Размер типа int не определяется стандартом, а зависит от компьютера и компилятора. Для 16-разрядного процессора под него отводится 2 байта, для 32-разрядного – 4 байта. Если перед int стоит спецификатор short, то под число отводится 2 байта, а если спецификатор long, то 4 байта. От количества отводимой под объект памяти зависит множество допустимых значений, которые может принимать объект: short int – занимает 2 байта, следовательно, имеет диапазон 32768..+32767; long int – занимает 4 байта, следовательно, имеет диапазон –2 147 483 648..+2 147 483 647. Тип int совпадает с типом short int на 16-разрядных ПК и с типом long int на 32-разрядных ПК. Модификаторы signed и unsigned также влияют на множество допустимых значений, которые может принимать объект: unsigned short int – занимает 2 байта, следовательно, имеет диапазон 0..65536; unsigned long int – занимает 4 байта, следовательно, имеет диапазон 0..+4 294 967 295. Тип char Значениями этого типа являются элементы конечного упорядоченного множества символов. Каждому символу ставится в соответствие число, которое называется кодом символа. Под величину символьного типа отводится 1 байт. Тип char может использоваться со спецификаторами signed и unsigned. В данных типа signed char можно хранить значения в диапазоне от -128 до 127. При использовании типа unsigned char значения могут находиться в диапазоне от 0 до 255. Для кодировки используется код ASCII (American Standard Code for Information Interchange). Символы с кодами от 0 до 31 относятся к служебным и имеют самостоятельное значение только в операторах ввода-вывода. Большинство из них не используются и оставлены как резерв. Используются: - символ с кодом 7 – вызывает гудок при выводе; - символ с кодом 8 – перемещение курсора на одну позицию левее; - символ с кодом 9 – горизонтальная табуляция; - символ с кодом 10 – перемещение курсора на строку ниже; - символ с кодом 13 – перемещение курсора в начало текущей строки; - символ с кодом 27 соответствует клавише ESC. Символы с кодами 32–127 – это общеупотребимые символы. К ним относятся строчные и прописные буквы английского алфавита, цифры, знаки операций и знаки препинания, спецсимволы (~, #, @, %, ^, &). Цифры начинабтся с кода 48 и далее по порядку до 57, прописные и строчные буквы расположены по алфавиту и имеют коды 65–90 и 97–122 соответственно. Вторая половина таблицы символов содержит символы псевдографики и буквы национального алфавита. Величины типа char могут использоваться также для хранения чисел из диапазонов -128..127 (signed) или 0..255 (unsigned).
Тип wchar_t Предназначен для работы с набором символов, для кодировки которых недостаточно 1 байта, например Unicode. Размер этого типа, как правило, соответствует типу short. Строковые константы такого типа записываются с префиксом L: L“String #1”.
Тип bool Тип bool называется логическим. Его величины могут принимать значения true и false. Внутренняя форма представления false – 0, любое другое значение интерпретируется как true.
Date: 2016-11-17; view: 338; Нарушение авторских прав |