Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности на современном этапе





 

Роль страховых тарифов в деятельности страховой организации исключительно велика. От них зависят общее поступление страховой премии, финансовая устойчивость, платежеспособность и конкурентоспособность страховой организации, рентабельность страховых операций. Именно поэтому при получении лицензии на право прове­дения страховой деятельности или применения нового вида страхования страховая компания обязана представлять в орган страхового надзора наряду с правилами и стандартными договорами страхования расчеты страховых тарифов с изложением примененных при этом методик и указанием использованных исходных (статистических) данных, а также структуру тарифа по каждому виду страхования. Изменения, вносимые в дальнейшем в величину и структуру тарифов, до их применения в договорах страхования подлежат обязательному согласованию с органом страхового надзора. Сложность расчета страховых тарифов, отсутствие или недостоверность страховой статистики, высокая конкуренция, приводящая к демпингу, – все эти факторы могут привести к серьезным ошибкам в тарифной политике, и в итоге, к утрате платежеспособности. Поэтому страховой надзор контролирует страховые тарифы, прежде всего, в целях их установления на безубыточном уровне.

В связи с той ролью, которую играют страховые тарифы, страховые организации разрабатывают и проводят определенную тарифную политику. Она включает в себя комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций страховщика.

Принципы тарифной политики. Формируя тарифную политику, страховщик обычно стремится реализовать ряд принципов.

1. Соблюдение эквивалентности экономических отноше­ний между страховщиком и страхователями за тарифный период (рекомендуемый период 5 – 10 лет.). Это означает, что страховые тарифы должны рассчитываться исходя из условия равенства полученной за тарифный период нетто-премии и общей вероятной суммы страховых выплат в связи со страховыми случаями по тому или иному виду страхования. Если фактически окажется, что за тарифный период суммарная величина нетто-премии превысила совокупную сумму страховых выплат за этот же период, то это свидетельствует о завышении страхового тарифа и ущемлении интересов страхователей; в резуль­тате такой политики снижается конкурентоспособность тарифов. Превышение общей суммы страховых выплат за тарифный период над суммарной величиной полученной нетто-премии, наоборот, несет убытки страховщику.

2. Соответствие размеров страховых тарифов уровню платежеспособности широкого круга потенциальных страхователей при одновременном обеспечении рентабельности (прибыльности) страховых операций. Размер страхового тарифа тем меньше, чем больше количество фактически за­ключающих договоры страхования страхователей, а также застрахованных лиц, конкретных предметов страхования. Поэтому задача страховщика заключается в разработке страховых продуктов с таким значением тарифов, который будет соответствовать уровню платежеспособности максимального количества страхователей, на которых рассчитан. Вместе с тем величина тарифа должна быть достаточной для обеспечения необходимого уровня рентабельности страховых операций.

3. Обеспечение длительного действия (стабильности) страховых тарифов данного уровня по виду (объекту) страхования. Соблюдение этого принципа позволяет страховщику формировать и сохранять широкий круг страхо­вателей, обеспечивать стабильность в планировании, орга­низации работы штатного и нештатного персонала, сборе страховой премии, а также поддерживать на требуемом уровне финансовую устойчивость и платежеспособность. Неизменные размеры страховых тарифов не только удоб­ны для страхователей в их плановых, финансовых расче­тах, но и выгодны им экономически, так как обеспечивают страховую защиту их имущественных интересов без уве­личения затрат на нее в течение определенного периода. Поэтому даже при уменьшении убыточности страховой суммы по виду страхования страховщики предпочитают не снижать уровень страхового тарифа, а при его неизменно­сти увеличивают объем страховой ответственности. Увели­чение же страхового тарифа считается оправданным лишь при устойчивом изменении обстоятельств, увеличивающих риск наступления страхового случая, а также при фактическом возрастании убыточности страховой суммы по объективным причинам. Но даже в этой ситуации страховщики, прежде всего, определяют доступность и возможность осуществления предупредительных мероприятий с целью уменьшения рисков наступления страховых случаев и убытков от них, а также изыскивают внутренние резервы снижения расходов на ведение дела. К тому же следует учитывать, что внесение страховщиком изменений в базовую величину тарифов и в поправочные коэффициенты должно быть обязательно согласовано со службой страхового надзора.


4. Обеспечение гибкости в установлении конкретных размеров страховых тарифов при заключении договоров страхования, направленной на учет индивидуальных факторов риска. Учет особенностей объектов страхования и обстоятельств проявления характерных для них рисков осуществляется страховщиками при установлении страховых тарифов двумя способами. Во-первых, страховые тарифы устанавливаются, как правило, дифференцированно в зависимости от ряда основных факторов, влияющих на вероятность наступления страховых случаев, и в границах минимального и максимального их значений для рисковых видов страхования. Во-вторых, к дифференцированным (базовым) тарифным ставкам устанавливаются повышающие и/или понижающие их коэффициенты. Например, базовые тарифные ставки по страхованию автомобиля рассчитываются в зависимости от марки и модели автомобиля, варианта страхования, срока службы. Посредством скидок (или надбавок) учитывается возраст и стаж водителей, допущенных к управлению автомобилем, уровень аварийности (страховая история владельца автомобиля), условия парковки автомобиля и т.д.

Цена страхового продукта во многом определяет успех продаж. По результатам исследований зарубежных страховщиков измене­ние страхового тарифа на 10% приводит к потере или приобрете­нию до 30% клиентов. Клиенты очень чувствительны к цене страховых продуктов, потому что хотят сэкономить на страховой защите и далеко не всегда могут оценить качество тех услуг, которые приобретают. Соотношение изменения цены продукта и количества страхователей в маркетинге называют эластичностью потребления страхования по отношению к цене. Спрос на добровольное страхование, как правило, высокоэластичный.

При достаточно высоком спросе на данную страховую услугу, когда есть массовая потребность в страховании, а число компаний невелико и все они предлагают примерно одинаковые условия стра­хования, есть возможность в течение какого-то времени поддер­живать высокий уровень страховых премий. Однако по мере насы­щения страхового рынка со стороны предложения страховых ус­луг это становится опасным. Столкнувшись с завышением тарифов в одной компании, клиент уйдет в другую. Поэтому на страховом рынке, как и на любом товарном рынке, существует тенденция выравнивания уровней страховых тарифов.

Банковский процент оказывает существенное влияние на стра­ховую деятельность по двум направлениям.

Во-первых, тенденции динамики банковского процента в сравнении со страховыми тари­фами определяют решения клиента по поводу того, как ему про­тивостоять своим рискам. Вполне возможно, что ссуда, взятая в банке, или накопление в нем денег для самофинансирования мо­гут быть выгоднее, чем страхование. Поэтому страховые компании вынуждены соизмерять размеры страховых тарифов с банковским процентом.


Во-вторых, деньги, полученные страховой компанией в виде страховых платежей и временно свободные до момента выплаты страховых возмещений, не лежат без дела. Они должны инвестировать­ся в ценные бумаги, в недвижимость и др., чтобы приносить инвестиционный доход. Поэтому с учетом предполагаемой нормы доходности по инвестициям страховщик может снизить страховые тарифы до минимального уровня.

Цена страховой услуги, предлагаемой страховой компанией, зависит также от состояния дел у этого конкретного страховщика, а именно: от величины и структуры его страхового портфеля, управленческих расходов, от доходов, которые компания получает от вложения временно свободных средств. Поэтому сильные в финансовом отношении компании могут позволить себе сохранение в своем портфеле относительно низкорентабельных видов страхования при наличии высокорентабельных. При этом полученные убытки от проведения одних видов страхования будут покрываться доходами по другим видам страхования.

Дело в том, что доходность различных видов страхования не может быть величиной постоянной, она зависит от фазы жизненного цикла, на которой находится данный страховой продукт. Ста­дии жизненного цикла конкретной страховой услуги в принципе те же самые, как и у любого другого товара: введение в рынок, рост спроса, насыщение или зрелость, спад продаж и уровня прибыльности и вытеснение из рынка. Жизненный цикл страховой услуги характеризуется показателями охвата «страхового поля» и динамикой числа заключенных договоров. Когда страховое поле близко к состоянию насыщения, рост охвата потенциальных клиентов резко замедляется.

Цена страховой услуги достигает максимума на второй стадии жизненного цикла, на третьей стадии она стабилизируется, а на чет­вертой возникает необходимость ее снижения либо модификации данного вида страхования.

Поскольку разнообразие страховых услуг все же меньше, чем разнообразие товаров, конкуренция на страховом рынке носит в определенном смысле более жесткий характер. В традиционных видах страхования конкуренция проявляется:

- в повышении гибкости при взаимодействии со страхователями, максимальном учете их потребностей при разработке страховых продуктов;

- в снижении страховых тарифов по сравнению с другими страховщиками;

- в улучшении качества обслуживания страхователей.

Чем выше уровень конкуренции на страховом рынке, тем эф­фективнее деятельность страховых компаний с точки зрения стра­хователей и общественных интересов.

На современном этапе тарифная политика страховщиков состоит в создании стабильной, сбалансированной и относительно простой системы тарифов на страховые продукты, которая будет способствовать достижению целей страховщика. На российском страховом рынке именно система тарифов представляет собой один из наиболее гибких и чувствительных инструментов управления страховыми операциями; другие инструменты, например изменение дизайна страхового продукта или маркетинговой коммуникации, могут быть не так эффективны с точки зрения клиентов.


Необходимость усиления регулирования ценовой политики страховщиков в современных условиях обусловлена тем, что страховой тариф является основой для формирования страхового фонда. В последние годы на крупнейших страховых рынках наблюдалось ослабление контроля страховых тарифов, причем не только по добровольному рисковому страхованию, но и по обязательным видам страхования (например тарифы по ОСАГО в ЕС). В итоге стремление к увеличению рыночной доли страховщиков привело к установлению цен на неадекватно низком уровне. Надо заметить, что в зарубежной практике установление страховых тарифов ниже себестоимости не редкость, при этом отрицательный технический (андеррайтинговый) результат страховщика покрывается инвестиционными доходами. Однако такая стратегия может быть эффективной только в условиях стабильного финансового рынка, а в случаях финансового кризиса риск утраты платежеспособности страховщика повышается вдвойне.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Дайте определение страхового тарифа и укажите его составные элементы.

2. Какой элемент (элементы) страхового тарифа позволяет страховщику регулировать цену своих услуг?

3. Объясните, в чем особенности калькуляции цены в страховании?

4. Что означает показатель «убыточность страховой суммы»?

5. В чем состоит необходимость включения в нетто-ставку «рисковой надбавки» и как она рассчитывается?

6. Какие виды расходов включаются в «нагрузку»? Каков порядок ее расчета?

7. Охарактеризуйте экономические, организационно-технические, социальные и психологические факторы, влияющие на структуру и размер страховой премии.

8. Докажите важную роль страховой премии в управлении риском страховой компании.

9. Рассчитайте значение брутто-тарифа, если нетто-ставка равна 0,85 %, а доля нагрузки в тарифе – 20 %.

10. Если «Первая страховая компания» широко дифференцирует страховые тарифы, активно использует скидки и надбавки к тарифам, учитывающие индивидуальный риск клиентов, а «Вторая страховая компания» работает преимущественно по средним тарифным ставкам, то в какой компании риск «антиселекции» будет выше?

11. Дайте определение тарифной политики и трактовку ее принципов.

 


Глава 5

СТРАХОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

Изучив эту главу, вы получите представление:

· о сущности и видах страховых резервов;

· о нормативно-правовом регулировании и методах формирования страховых резервов;

· об общих подходах к управлению формированием страховых резервов.







Date: 2016-11-17; view: 275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию