Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страхование в системе риск-менеджмента





 

Риск неизбежно сопровождает любую целенаправленную деятельность. Существует много трактовок риска.

Риск в самом общем виде можно определить как опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое событие.

Наиболее полное, универсальное определение: «риск – это характеристика ситуации, когда возможны многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода и, по крайней мере, одна из возможностей нежелательна». Из этого определения следуют три неотъемлемых признака риска: 1) возможность наступления события, 2) случайность, 3) опасность (нежелательность возможного результата).

Экономический риск определяют обычно как вероятностное распределение результатов хозяйственной деятельности субъекта. Неоднозначность этих результатов следует из неопределенности факторов внешней среды и неполноты информации, которая свойственна процессу принятия решений.

В страховании риск обычно трактуется как распределение вероятностей неблагоприятного результата.

Существует множество классификаций рисков. С позиции страхования их подразделяют:

1) по классам объектов, которым они угрожают: личность, имущество, капитал, информация;

2) по причинам возникновения (источникам опасности): природно-естественные, технические и техногенные, социальные, политические и т.д.;

3) по возможности влияния: внешние и внутренние; управляемые и неуправляемые;

4) по зависимости от решений субъекта: объективные и субъективные;

5) по результату воздействия: чистые (несущие только потери) и спекулятивные (в случае их реализации возможна не только потеря, но и, наоборот, дополнительная выгода); к спекулятивным рискам относятся многие инвестиционные и ценовые риски, и страховщики, как правило, не принимают их на страхование;

6) по уровню финансовых потерь: допустимые, критические, катастрофические;

7) по возможности принятия на страхование: страховые и нестраховые.

Управление риском (риск-менеджмент) – процесс принятия и исполнения управленческих решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию или лицо убытков, вызванных случайными событиями. Управление рисками ставит своей целью активный контроль со стороны предпринимателя за рисками, угрожающими его предприятию. Процесс управления рисками состоит из трех этапов: идентификации риска, измерения риска, контроля риска.

В теории риск-менеджмента традиционно выделяют три основных метода управления риском:

1) поглощение;

2) снижение (к этому методу относятся различные мероприятия по профилактике риска);

3) передача (ответственность за потери передается третьим лицам).

Каково соответствие методов организации страховой защиты и методов управления риском? В самостраховании применяется метод поглощения риска. Собственно страхование (коллективное страхование в коммерческой страховой компании) основано на методе передачи риска. Взаимное страхование (в некоммерческом ОВС – обществе взаимного страхования) и кэптивное страхование (в собственной корпоративной страховой компании) реализуются, используя сочетание методов поглощения и передачи риска. Ни один из методов страховой защиты прямо не относится к методу снижения риска (страхование только косвенно способствует снижению вероятности ущерба благодаря превентивной функции).

Страхование – один из наиболее часто используемых инструментов управления риском. Преимуществами страхования в сравнении с другими инструментами являются относительная дешевизна, которая обеспечивается за счет массовости большинства рисков, принимаемых на страхование, профессионализма и специализации страховщиков, а также уменьшение прямых и косвенных затрат страхователя на управление риском. Страхование можно рассматривать как одну из специфических форм аутсорсинга управления риском юридических лиц. Поэтому страхование как инструмент управления риском достаточно легко вписывается в стратегию фирмы и не требует специальных подразделений в ее организационной структуре.

Для физических лиц страхование имеет еще большее значение, поскольку в их распоряжении меньше инструментов управления риском. В частности, иные методы передачи риска для частных лиц являются довольно дорогими (например, аутсорсинг риска в форме найма телохранителей и т.п.), а в ряде случаев и вовсе невозможными (скажем, перераспределение риска смертности среди других лиц). При этом страхование будет дешевле, чем создание собственных резервов (хранение денег «в чулке»).

Страхование как метод управления риском не является универсальным. Важно понимать, что не все риски могут быть застрахованы, а только те, которые соответствуют критериям принятия рисков на страхование. Среди этих критериев есть жесткие, т.е. те, которые должны быть безусловно выполнены, и мягкие, которые чаще всего выполняются, но при некоторых условиях могут быть нарушены.

К жестким критериям возможности страхования следует отнести:

- наличие страхового интереса;

- финансовый (денежный) характер ущерба;

- учет законодательных ограничений.

Рассмотрим их подробнее.

Наличие страхового интереса означает, что страхователь имеет определенные имущественные интересы, которые пытается защитить от случайного ущерба. Страховой интерес – это экономическая потребность, заинтересованность в страховании. Данное требование не позволяет, например, обычному гражданину застраховать такое событие, как дожитие известного политика до определенной даты (подобное было возможно в Великобритании в XVIII в.). Здесь явно отсутствует страховой интерес (прямой ущерб). Тем не менее подобный договор может быть заключен родственниками политика или государством/работодателем: здесь наличие страхового интереса очевидно.

Наличие страхового интереса также означает принципиальную возможность возникновения ущерба. Без подобной возможности нет и страхования. Механизм возникновения ущерба должен быть однозначно увязан со страховым интересом. Имущественный интерес должен проявляться в такой форме, которая могла бы быть оценена в денежном выражении. Так, объектом страхования не могут быть моральные страдания, но величина штрафа за нанесение морального ущерба, оцененного судом, может включаться в покрытие. Законодательство часто ограничивает типы имущественных интересов, которые подлежат страхованию, даже если они соответствуют двум предыдущим критериям. В частности, в ст. 928 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены три группы таких интересов:

- противоправные интересы;

- убытки от участия в играх, лотереях и пари;

- расходы, понесенные при освобождении заложников.

Кроме перечисленных жестких критериев имеется ряд критериев, выполнение которых весьма желательно и часто имеет место, но не является обязательным условием заключения договора: их называют мягкими критериями. Это означает, что в большинстве случаев они будут выполняться. Но если найдется страховщик, который согласится застраховать риск, не удовлетворяющий хотя бы одному из критериев, то договор может быть заключен.

Рассмотрим мягкие критерии принятия рисков на страхование. Прежде всего, риски должны быть однородными и независимыми. Этот критерий обеспечивает диверсификацию рисков в портфеле страховщика. Однако на практике риски не всегда соответствуют этому критерию. Даже очень похожие риски, например связанные с автомобилями, не идентичны (разный тип вождения, качество дорог и т.п.). Иногда страховщикам приходится страховать редкие, единичные объекты, в отношении которых просто невозможно сформировать группу однородных рисков. Кроме того, риски часто зависимы. Скажем, при страховании дачных домиков от пожара весьма вероятно, что одно событие (пожар) затронет несколько соседних строений. Требовать же, чтобы страховщик принимал на страхование по одному домику в разных садоводствах, было бы неразумно. Поэтому страховщики, хоть и стремятся к выполнению данного условия, вынуждены его до определенной степени нарушать.

Далее. Часто требуется, чтобы страховое событие было случайным, и чтобы страхователь не мог влиять на его возникновение. Особенно часто нарушается вторая часть условия: даже если возникновение страхового события случайно, страхователь может влиять на вероятность его возникновения и/или размер ущерба. Например, отсутствие или снижение заботы о сохранности своего застрахованного имущества может увеличивать шансы его кражи. В ряде случаев может нарушаться и требование случайности, но это наводит на подозрение в использовании страхования в ненадлежащих целях (скажем, для налоговой оптимизации и т.п.).

Еще один мягкий критерий, иногда нарушаемый страховщиками: необходимость располагать оценкой распределения ущерба, т.е. наличием количественных характеристик вероятностного распределения ущербов. Без оценки ожидаемого значения ущерба невозможно рассчитать плату за страховую услугу. Несмотря на это требование, есть немало примеров, когда страховщики приступали к освоению новых видов страхования, не имея в наличии достоверной статистики (например, страхование космических рисков, страхование ответственности депозитариев и т.д.).

Большинство специалистов в области страхования считают, что страховать можно только чистые риски, т.е. риски, связанные с ухудшением ситуации (ущербом). При этом спекулятивные риски, предполагающие возможность не только ущерба, но и получения выигрыша (случайного дополнительного дохода), не подлежат страхованию. Подобная точка зрения связана с важным и общепризнанным принципом, состоящим в том, что страхование как вид финансовой защиты не предназначено для улучшения имущественного состояния страхователя. Сам механизм страхования также не должен приводить к нарушению этого принципа. В имущественном страховании страховая выплата должна приводить к возврату страхователя в исходное материальное положение (на момент страхового случая), т.е. следует учитывать степень износа. Однако на практике данное требование может нарушаться. В частности, речь может идти об избыточном страховании (страховые выплаты по каким-либо причинам больше ущерба). Примером может служить страхование имущества не по остаточной, а по восстановительной стоимости. В этом случае происходит улучшение материального положения клиента.

Еще одним важным критерием является ограниченность ущерба: страховое событие не должно носить катастрофический характер, т.е. не должно охватывать массу объектов, причиняя тотальный ущерб. Но и это требование тоже может быть нарушено. В частности, экологический ущерб может быть настолько велик, что в некоторых случаях его можно считать неограниченным. Страховщики принимают на свою ответственность катастрофические риски, но при этом делят ответственность по таким объектам между собой.

К нарушению мягких критериев следует относиться весьма осторожно. Хотя в законодательстве тех или иных стран может не содержаться прямого запрета на подобные операции, их наличие, как правило, усложняет работу страховщиков. В частности, это может провоцировать оппортунистическое поведение страхователей, заинтересованных в получении необоснованных выплат. Только самые профессиональные страховщики с большим опытом работы на рынке и высококвалифицированным персоналом имеют возможность эффективно справиться с такого рода ситуациями. У остальных, скорее всего, возникнут существенные сложности с финансовой устойчивостью.

Процесс принятия решения относительно заключения договора страхования можно подразделить на следующие этапы:

1. Отбор рисков, которые будут передаваться на страхование. Этот этап является частью процедуры принятия решений относительно выбора методов управления риском. Анализ характеристик различных рисков, а также особенностей их информационного обеспечения, величин этих рисков и расходов, связанных с ними, позволяет указать для каждого риска наиболее подходящий метод борьбы с ним. При этом нужно учитывать внешние и внутренние ограничения, накладываемые на процедуру управления риском.

2. Выбор типа страхового покрытия. На данном этапе принимается решение о том, какую страховую защиту носитель риска хотел бы себе обеспечить по каждому из отобранных ранее рисков. При этом должны учитываться такие критерии, как размер страховых выплат, предназначенных для покрытия соответствующего ущерба, и связанные с этим ограничения, уменьшающие покрытие, особенности урегулирования страховых случаев (сроки, необходимая документация и другие условия), ключевые условия будущего договора страхования, ценовой диапазон страховых услуг и др.

3. Выбор страховой компании. С учетом понимания того, какие риски и на каких условиях могут быть переданы в страхование, анализируются предложения разных страховых компаний. Целью такого анализа является выбор компании, предлагающей наилучшие условия страхования (оптимальное сочетание «цена – покрытие») и (или) условия, наиболее полно соответствующие потребностям в страховой защите, выявленным на предыдущих этапах. При этом страховая организация должна иметь определенный уровень финансовой устойчивости, что гарантирует возможность исполнения ею принятых обязательств по возмещению ущерба.

4. Проведение переговоров об условиях страхового договора и его заключение. Это очень важный этап, позволяющий реализовать выявленную ранее потребность в страховой защите в форме юридически правильной передачи ответственности за покрытие ущерба. Указанные переговоры касаются, прежде всего, таких количественных параметров, как размер страхового покрытия, величина страховой премии (стоимость договора) и срок страхования. Однако они могут затрагивать и другие условия договора.

5. Анализ эффективности страхования и принятие решения о перезаключении договора. Данный этап обеспечивает обратную связь с остальными этапами. В его рамках происходит накопление информации об особенностях исполнения договоров страхования в прошлом, а также сопоставление размера страховой защиты с уточненными данными о размере потерь, которые связаны с риском, переданным в страхование. Это позволяет в последующих периодах более эффективно организовывать управление риском в целом и страхование в частности. Если анализ дает неудовлетворительные результаты, то должны использоваться другие методы управле­ния риском.

 

Date: 2016-11-17; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию