Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формальная и неформальная структурыСледует различать четыре уровня анализа и исследования организационной структуры: - организационный; - групповой; - межличностной; - индивидуальный. Для первого уровня характерна формальная оргструктура, которая фиксирует нормативные связи между подразделениями. На этом уровне используются принятые типовые оргструктуры. Второй, третий и четвертый уровни соответствуют неформальной оргструктуре. Она устанавливает реальные взаимосвязи между отдельными руководителями, службами, персоналом внутри группы. Каждой личности или группе свойственны специфические черты: интересы, цели, свои нормы и правила, ценностные ориентации и др. Совместная деятельность людей предполагает возникновение неформальных контактов, симпатий и антипатий. Неформальную организационную структуру характеризуют Неформальная организационная структура – система межличностных и межгрупповых связей и отношений, не закрепленных в организационных документах. Неформальную структуру характеризуют: - реальные полномочия, характеризующиеся в результате разделения труда между исполнителями; - личные (групповые) симпатии и антипатии, определяющие неформальные связи; - действующие принуждения и поощрения; - компетентность персонала и т.д. Данные структуры следует рассматривать как фактор, подтверждающий функционирование организации, а не подменяющий ее. Основой является формальная структура управления. Перейдем к рассмотрению требований к организационной структуре управления. При формировании организационных структур управления необходимо учитывать ряд факторов, определяющих требования к их построению. К числу основных факторов можно отнести: - факторы внешней среды: научно-технические, правовые, экономические, социальные, экологические и др.; - факторы внутренней среды: цели, стратегии, ресурсы; - производственные факторы: продукция, технология, персонал и др.; - организационные факторы: вид организационной структуры, информационные связи и др.; - социально-психологические факторы; - факторы повышения эффективности производства Часть из названных факторов поддается непосредственному учету, но воздействие каждого из них предопределяет структуру организации. Ключевыми решениями в проектировании является определение: - степени разделения труда, - типа организационной структуры, - масштаба управляемости, - количества уровней управления, - способа распределения прав и ответственности, - соотношения централизации и децентрализации в принятии решений. Типы организаций могут быть представлены схематично (рис. 3.2).
Изменчивые, Доминирующая Органическая сложные, на рынке организация динамичные смешанная организация
Рынки
Стабильные, Механистическая Доминирующая не сложные в технологии смешанная организация ____________________________________________
Технология
Стабильная Изменчивая
Рис. 3.2 Типы организаций
Механистическая структура характеризуется интенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, жесткой иерархией власти. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда применяется рутинная, стабильная технология, внешнее окружение медленно меняется и характеризуется невысокой сложностью. Для органической структуры характерны умеренное проявление формальных правил, децентрализация и участие персонала в принятии управленческих решений, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Такой подход эффективен в условиях использования не рутинной технологии и когда имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Смешанная организация, доминирующая на рынке, возникает при стабильных технологиях и изменчивом рынке. В условиях динамичной технологии и стабильных рынках эффективна смешанная организация, доминирующая в технологии. При взаимодействии элементов организационной структуры существует три вида связи, называемые вертикальными, горизонтальными и диагональными. К вертикальным связям относятся связи подчинения, возникающие в иерархической структуре между элементами смежных уровней управления. К горизонтальным связям относятся связи координации между смежными элементами одного уровня управления. К диагональным связям относятся связи согласования между элементами разных иерархических уровней, не находящимися в прямом подчинении. Важным моментом при формировании организационной структуры является понятие нормы управляемости, которая определяет рациональное число подчиненных у одного руководителя. Как признано, укрупненная норма управляемости равна 7. В иерархической модели коэффициент управляемости определяется числом связей, исходящих из одного верхнего узла. К числу характеристик связей между элементами организационной структуры следует отнести: тип связи (жесткая, гибкая), цикличность (частота), продолжительность связи, степень технологической нагрузки персонала. Чем меньше величина названных характеристик, тем больше диапазон управления.
|