Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XX. СУД О ХОЛОПЕХ А в ней 119 статей





1. Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в служилых списках и ни в какой государеве службе нигде не объявилися, и поместных и вотчиных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в боярских дворех, а били челом они в боярския дворы в прошлых годех, до нынешняго государева указу, и тем де-тем боярским неверстаным и впредь быти в боярских дворех по прежнему.

2. А впредь детей боярских верстаных и неверстаных никому в холопы не приимати, и в Холопье приказе на них, без государева имянного указу, кабал не давати.

5. Ю. П Титов 129


3. А будет которые дети боярские после сего государева указу бьют челом кому в холопство, и по государеву указу и по боярскому приговору ис холоп­ства они будут свобожены, и велят им государеву службу служити з городом и они воровством, не хотя государевы службы служити, учнут бита челом в ыные в боярские дворы, и всяких чинов людем, и тех детей боярских отдавати в хо­лопы тем людем, у кого они преже того в холопстве были.

4. А которые люди, бегаючи от всяких чинов людей, живут за бояры, и за околничими, и за думными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворя-ны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за дворовыми людьми, и за иноземцы, и за подьячими и всяких чинов за служилыми людьми, и приходя к тем людем, из за кого они вышли, и иных их людей и крестьян подговаривают, и домы их разоряют, и грабят, и пожигают, и тем людем, кого они разоряют, искати разоренья в Судных прика-зех на тех людех, у кого они живут в бегах. Да которые беглые люди кому доведутся по суду и по сыску отдати в холопство, и тех беглых людей, по пол­ным грамотам и по иным крепостям, отдавати в холопство з женами и з детми, которые дети со отцами писаны в одной крепости, и которые у кого в холопст­ве породилися.

5. А которые дети родил ися до холопства и учнут жиги у кого иного, или учнут жиги собою, и те холопьи дети от тех людей, у которых служат отцы их и матери, свободны.

6. А будет из за кого выбежат крестьяне, или бобыли и крестьянские и бо-быльские дети, и бегая бьют челом в боярские дворы, и дадут на себя служи­лые кабалы, а за тем, из за кого они выбежат, написаны они до побегу в писцо­вых, или в переписных книгах, и ис тех книг в выписях во крестьянех или в бобылях, и таких беглых крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских детей по. суду и по сыску и по книгам и по выписям отдавати тем помещиком и вотчинником, из за кого они выбежат. И о таких беглых крестьянех и бобылях ежегод ис Холопья приказу посылати в городы к воеводам и к приказным лю­дем государевы грамоты, чтобы в городех воеводы и приказные люди на кре­стьян и на крестьянских детей кабал никому не давали.

7. А будет к кому придут какие люди и учнут бита челом в холопство, а скажутся, что они волные люди, и тем людем, к кому они придут, роспрашива-ти их, какие они волные люди, и где они родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов дети, и в государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те при­хожие люди в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в государе­ве службе и в тягле нигде и в холопех и во крестьянех и в бобылях ни у кого не бывали, и тем людем, к кому такие люди учнут в холопство бити челом, по тому же приводите их в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех людей рос-прашивати же. Да будет те люди в Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся тем людем, которые их в Холопей приказ приведут, и те их речи записав, велеть на них давати служилые кабалы. И которые грамоте умеют, и тем велеть к тем служилым кабалам и к книгам руки прикладывати.

8. А которые люди учнут к кому приходить и бити челом в холопство по­сле кого умерших, и отпускные умерших, или их прикащиков с собою прине­сут, и таких людей с теми отпускными по тому же приводите в Холопей при­каз, а в Холопье приказе тех людей роспрося и взяв с отпускных списки, веле-ти на них тем людем, кому они учнут бить челом в холопство, давати служи­лые кабалы, а отпускные велеть клеити к кабалам, и закрепляти дьячьею ру­кою. А списки с тех отпускных оставливати в Холопье приказе, за дьячьею же


приписью, и те кабалы и отпускные и холопей в рожей и в приметы записывать в книги.

9. А у которых людей на холопей будут служилые кабалы, и те люди тех своих холопей, хотя укрепить у детей своих в холопстве, пришлют в Приказ холопья суда на тех же своих холопей имати новых кабал, на имя детей своих, а отпускных тем холопем своим не дадут, и на тех людей, без отпускных, ка­бал детем их не давать.


10. А которые холопи по смерти прежних своих бояр будут отпущены на волю, и отпускные им даны будут и они с теми отпускными пришед к кому бьют челом в холопство, и отпускные свои ему отдадут, а после того, покипи они те свои отпускные, кому отдадут, отшед от них, бьют челом в холопство иному кому и учнут на себя служилые кабалы давать, и на них тем людем, к кому они без отпускных придут, служилых кабал не давать, а давать на них служилые кабалы тем людем, к кому они напередь с отпускными придут.

11. А кто скажетца, что он напередь того у кого служивал, да отпущен, а отпускные не положит, и его по тому же роспросить, для чего у него отпуск­ные нет и у кого он напередь того служил и тот жив ли, и будет жив, и для чего он его от себя отпустил, а отпускные ему не дал, или тот, у кого он напе­редь того служил, умер, и будет умер, и жена и дети после его осталися ли, и почему он у него служил, по старинному ли холопству, или по кабале, и будет по кабале, и где на него кабала взята, и для чего ему по смерти того прежняго его боярина отпускныя не дано. Да будет тот холоп, у кого отпускныя не бу­дет, в роспросе скажет, что первой его боярин, которой отпустил жив, а отпу­скныя ему тот его боярин не дал, и на него без отпускныя никому кабалы не давати.

12. А будет такой холоп в роспросе скажет, что прежней его боярин умер, а он служил у него по кабале, а где на него, и в котором году кабала взята, про то он скажет имянно, и по тем его речем досмотрити в кабалных записных книгах, есть ли на него кабала в записке. Да будет на него в холопьих запис­ных книгах кабала записана, а про прежняго его боярина сыщется допряма, что он умер, и спору о том холопе ни у кого ни с кем не будет, и на него по ка-балным книгам тому, кому он после первого своего боярина бьет челом в хо­лопство, дати кабала и без отпускныя.

13. А будет того холопа первой боярин и умер, а после его осталися дети, а на того холопа в кабалных записных книгах кабалы в записке не объявится, а дети перваго его боярина учнут об нем бита челом государю по старинному, а не по кабалному холопству, и старинные крепости на него положат, и того холопа по старинному холопству и по старинным крепостям отдати в холопство тем детем прежняго его боярина, а кому он внов бил челом в холопство, и тому отказати, и кабалы на него не давати.

14. А будет кто прикажет детем своим, или братье, или прикащиком по смерти своей кабалных своих людей отпустити на волю, и те дети его, или братия, или прикащики тех его людей на волю не отпустят, и похотят их у себя удержати, и тем людем, которых после умершаго дети его, или братья, или прикащики на волю не отпустят, бита челом на них государю, и о том подавати челобитные в Холопье приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех людей, на которых те холопи учнут бита челом, посылати приставов и велеть их сыски­вая ставити с теми челобитчики с очей на очи и роспрашивая велеть тем холо­пем отпусные давати безо всякого задержания.

15. А будет кого судом божиим не станет скорою смертию, а после его ос­танутся кабалные люди, а жена и дети, или братия того умершаго тех кабалных


5* 131


людей от себя отпустити не похотят, и отпусных им не дадут, и те люди о том учнут на них бита челом государю, и по тому их челобитью, сыскав про то допряма, что они у боярина своего служили по кабалному, а не по старинному холопству, и их того умершего боярина от жены и от детей и от братии свобо-дить, и дати им волю. И кому они учнут с воли бита челом в холопство, и тем людем на них дати кабалы, по сыску, и без отпусных.

16. А будет которые волные люди на Москве и в городех бьют челом кому в холопство доброволно, и бив челом, учнут у тех людей, кому они бьют челом в холопство, жиги бескабално месец, или два, или три месяцы, а те люди, кому они бьют челом в холопство, приведут их в Холопей приказ, и учнут на них бити челом государю, что они служат у них многое время, а служилых кабал на себя не дадут, и чтобы на тех людей указал государь дати им кабалы, и бу­дет приводные люди кабал на себя дати не похотят, а жили они у тех людей менши трех месец, и тех людей отпущать на волю, а служилых кабал на них не давати потому, что они жили у них бескабално немногое время. А будет сы­щется, что жили болши трех месец, и на тех людей кабалы давати и поневоле, хотя они к ним итти в холопи и не похотят.

17. А будет такие волные люди, у кого живучи в холопстве доброволно, бес крепости, пойдут от них прочь с отказом, или без отказу, и те люди, от кото­рых они пойдут, учнут на них искати сносов, хотя их тем у себя удержати, и им на тех людей, которые от них отойдут, в сносе суда не давать для того, на что он холопу верил, и у себя его держал бес крепости.

18. А которой человек живет у кого бескабално, а грамоте он умеет, и уч-нет тот человек во всяких писмах писатися холопом того человека, у кого он живет бескабално, а после того он у того человека жиги не похочет, и отшед от него даст кому иному служилую кабалу, и тот человек крепок тому, кому он даст на себя кабалу. А будет тот, у кого он жил бескабално до тоя кабалы, учнет на него бити челом, и станет его уличать по грамоткам руки его, и ему отказать потому, бес кабалы держать не велено. А что он в писмах писался холопом того человека, у кого он жил бескабално, и тех писем таким людем в крепости не ставити.

19. А писати служилыя кабалы площадным подьячим на одного человека в трех рублех, а болши и менши не писати. А пошлин имать в государеву казну с рубля по алтыну.

20. А давати служилыя кабалы на холопей, которые будут в пятнатцать лет, а которые будут менши пятинатцати лет, и на тех служилых кабал не давать. А кто служилую кабалу оболживит, и та кабала вершите по суду.

21. А кто возмет на полного, или на докладного, или на старинного холопа кабалу, не опытав без отпускныя, и того холопа по сыску отдать тому, чья кре­пость старее.

22. А что холоп, бегаючи от старого своего боярина, бил челом во двор иному, и тем учинил ссору, и за то бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать.


23. А которые люди учнут на кого имати кабалы воровски заочно подста­вою, и про таких в Холопье приказе сыскивать кабалными книгами, и осматри­вать спорных людей в приказе в рожей и в приметы. Да которые люди в рожей и в приметы с кабалными книгами не сойдутся, и тех людей в холопство нико­му не отдавать, и по тем кабалам исцом отказывати. И кто кабалу возьмет под­ставою, а сыщется про то допряма, и тем людем за то чинити наказание, бити кнутом. А кто имя переменит и тому не верить.


24. А будет которой холоп или крестьянин от кого побежит, покиня отца своего, или матерь, и даст на себя иному кому служилую кабалу вновь, и про таких беглых старинных и кабальных людей и про крестьянских детей по чело­битью тех людей, от кого они збежат, сыскивати отцами их и матерми, и ста­вить с ними отцов их и матерей с очей на очи. Да будет про то сыщется под­линно, что те спорные люди и крестьяне родилися у кого в старинном холопст­ве, или во крестьянстве, и тех холопей по старине и по крепости, и с очной ставки отдавати тем людем, у которых отцы их и матери, а по новым кабалам отказывати. А крестьян и крестьянских детей отдавать ко отцом и к матерем по тому же государеву указу.

25. А будет которые холопи в роспросе на суде и на очной ставке учнут отцов своих и матерей, или братьев, или сестр, или дядьев, или теток родных отпиратися, а отцы их и матери, или братья, или сестры, или дядья, или тетки родныя учнут на них говорити, что они отпираются их воровством, не хотя быти с ними в холопстве, и тех людей, которые учнут отцов своих и матерей, и братьев, и сестр, и дядьев, и теток отпиратися, пытать. Да будет они с первой пытки не повинятся, и их пытати и в другие, да будет и з другая пытки не по­винятся же, и их отдать тем людем, у кого на них будут служилые кабалы.

26. А будет от кого побежит холоп, или крестьянин, покинув жон, и в бегах поженятся на иных женах, а первых своих жен учнут отпиратися, или которая раба, или крестьянка от кого збежит, покиня мужа, и выйдут за иных мужей, а первых своих мужей воровством учнут отпиратися, и им указ чинити против того же, как о том писано выше сего в холопье статье.

27. А от кого збежит кабалные и иные крепостные девки, и вдовы, и кре-стьянския дочери, и выйдут замуж украинных городов за служилых людей, и за тех дворовых беглых вдов и девок на тех людех, за кого они замуж выдут, имать выводу за вдову, и за девку по пятидесять рублев за человека, а за кре­стьянскую дочь девку, или вдову по десяти рублев.

28. А кто у кого поимается за холопа, и положит кто на которого холопа городскую кабалу, и скажет, что та кабала в городе в книгах записана, и на кабале подписано, что кабала в книгах записана, а в книгах та кабала, на кото­рые книга он пошлетца, в записке не объявитца, а воеводская, или приказного человека, или губного старосты рука у той кабалы есть, и по той кабале того, кто такую кабалу в суде положит, не винити, и велеть ему на холопа, или на рабу, вместо тоя кабалы, дати новую кабалу, а тому, кто на кабале подпишет, что кабала в книге записана, а в книги не запишет, за то учинить наказание, что государь укажет.

29. А у которых людей на старинных холопей старинныя крепости утеряли-ся в Московское розорение, в прошлых годех, до 121-го году, и по указу бла-женныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии ведено тем людем в прошлых во 121-м и во 122-м годех на те холо­пьи старинные крепости давати явки, и будет которые люди учнут на ком ис-кати старинного холопства, а старинных крепостей на тех людей в суде не по­ложат, а скажут, что у них на тех людей старинные крепости пропали в Мос­ковское разорение, и в том учнут они слатися на явки, которые даваны в указ­ные годы во 121-м, да во 122-м годех, и те явки будет сыщутся, и по тем явкам таких старинных холопей отдавати тем людем, которые на них те явки подава­ли. А будет кто учнет искати старинного холопства, а в суде крепостей ника­ких на спорных холопей не положит, а скажет, что у него на тех людей крепо­сти в разорение пропали, а явок он на те крепости в указные годы не давал, и учнет он про старину тех людей слатися в обыск, и по той ссылке тех людей


про старинное холопство сыскивати всякими сыски накрепко, и отдавати таких старинных холопей по обыском тем людем, у кого обыскные люди в старинном холопстве кого знали.

30. А у которых людей холопи породилися от кабалных их людей, а живут у них многие годы бескабално, и на таких холопей тем людем, у кого они жи­вут бескабално, имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не похо-тят, и на них кабалы дати и в неволю, потому что они живут у них бескабално многие годы.

31. А кто будет в какой крепости в холопстве написан, и те люди по рабе холоп и по холопе раба. А которые старинные холопи написаны кому в духов­ной и порядной в приданых, и те люди, по духовной и порядной записи, по рабе холоп, и по холопе раба.

32. А будет положат на одного холопа две полные, или две докладные, и| которая будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.

33. А будет кто изменит, из Московскаго господарства отъедет в ыное гос-1 подарство, а после его людем его по государеву указу и по боярскому пригово-1 ру дана будет воля, и те его люди с воли бьют челом кому в холопство, а после! того тот изменник из ызмены воротится, и государь пожалует его, положит на! милость, за ту его измену смертью казнити его не велит, и ему людей к себе! приимати внов, кто у него в холопстве-быти похочет, а до тех его людей, кото-1 рым без него дана будет воля, дела ему нет.

34. А будет чьего холопа возмут в полон в ыную в которую землю, а после! того тот холоп ис полону выйдет, и он старому боярину не холоп, и жену его и* дети для полонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к старому сво­ему боярину, и того холопа старому боярину привести к записке в Холопей приказ и роспрося его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему волею, а пошлин имати з головы по алтыну.

35. А которой холоп изменит, побежит в ыное господарство, а после того выйдет он ис того господарства в Московское государство собою, и он старому боярину холоп по старому холопству потому, что он в ыной земле был в бегах, а не полоном взят.

36. А будет которой холоп, или раба от кого збежат, и бьют челом в холоп­ство иному кому, и у того, кому они в бегах бьют челом в холопство, взяты будут в полон, а после того они ис полону выдут, и их отдавати прежним их бояром, по первым крепостям, а тем людем, у кого их в полон возмут, в холоп­ство их не отдавати.

37. А которые полоняники, которых земель нибудь служилых иноземцов де­ти крестятся в православную християнскую веру, а государю в службу не при­годятся, и которые службу государеву служили,» да от службы отставлены, а похотят кому в службу бити челом, и кабалу на себя дати похотят, и тому на того новокращена взяти крепость, и в книги записати.

38. А кто новокрещена приимет к себе в службу, и крепость на него воз-мет, а в приказе той крепости не запишет, а после фого тот новокрещен от него збежит, и он по той незаписной крепости учнет на нем искать сносу, и тем крепостям не верить, и в сносе на тех новокрещенов суда никому не давать потому, что та крепость взята не по государеву указу.

39. А будет кто на ком ищет по кабалам заемных денег, или по записям за рост служить да сносов, и заимщики, которые учнут в ысцовых искех по каба­лам, и по записям, и в сносе винитца, или в которых в ысцовых искех кого судом обвинят, и доправити будет исцовых исков на тех людех не мочно, и


поруки и переводу по них в ысцовых искех не будет, и тех ответчиков в ыскех исцом выдати головою до искупу.

40. А за работу тем людем зачитать в окуп исцова иску мужскому полу по пяти рублев на год, а жонкам и срослым девкам против того вполы, а детем их, которые у них будут болши десяти лет, по два рубли за год, а которые дети у них будут недоросли менши десяти лет, и тем недорослям в окуп исцова иску ничего не зачитать потому, что такие недоросли в таковы лета не работают. А как такие люди у исцов своих иски их заработают сполна, и их от тех исцов отпустить на волю. А будет исцы их помрут, а после их останутца дети, а они исков их до тех мест сполна не заработают, и им против того, чего они не за­работают, доживать тех умерших исцов у детей, а как они от тех исцовых де­тей отработаютца, и их потому же отпустить на волю.

41. А которые всяких чинов люди в голодное, или в ыное в какое время, не хотя холопей своих кормить, сошлют их з двора, а отпускных им не дадут, и крепостей не выдадут, а велят им кормится собою, порча их впредь себе, и за тем тех их людей во двор иные никто не примет, что у них отпускных нет, и в том на них от тех их холопей челобитье будет, и по тому холопью челобитью ис Приказу холопья суда судьям посылати по тех их бояр, которые их з дворов сошлют, и тех их бояр роспращивати, прямо ли они их з дворов от себя сосла­ли. Да будет те их бояре в роспросе скажут, что они тех своих людей з дворов от себя отпустили, и впредь им до тех холопей дела нет, и им к тем своим рос-просным речам велеть руки приложити. А которые грамоте не умеют, и они бы в свое место к тем роспросным речам велели руки приложити, кому они верят. А которые к тем роспросным речам рук прикладывати не учнут упрямством своим, и им к тем роспросным речам велеть руки приложити по неволе. Да как они к роспросным речам руки приложат, и в Холопье приказе тех их холопей записав в книги, дати им воля, и отпускные им дати ис Холопья приказу, и кому они с воли бьют челом в холопство, тому они и холопи. А не роспраши-вая про таких холопей тех людей, на кого те холопи учнут бита челом, воли им не давати.

42. А будет про тех холопей бояре их, на которых учнут бита челом, ска­жут, что на них те их холопи бьют челом ложно, а они их з двора от себя не ссылали, и тех холопей отдати тем их бояром, и приказать тем их бояром, что­бы они их в голодное время кормилица голодом не морили, и за то что они на них били челом, дурна над ними никакова не учинили.

43. А будет кто в голодное время сам себя з женою, или сына, или дочь от­даст кому в работу за прокорм, и запись на себя в том даст, или в записи на­пишет на себя и на детей своих заемныя денги, и по той записи жиги им у то­го, кому они в работу дадутся до тех мест, покаместа они окупятся или отрабо­таются. А за работу того долгу зачитати им по указу, как о том писано выше сего.

44. А которые люди учнут у кого жиги в дворех по записям, а в записи на­писано будет имя того одного, кому запись будет дана, а жиги им у них по их живот или урочныя лета, а не доживут урочных лет, и на них взять по записи заряд. А жен и детей тех, кому они на себя такия записи дадут, в тех записях будет не написано, и они по таким записям женам и детем тех, кому они такия записи на себя дадут, не крепки, и жить им по тем записям у тех людей, кому они те записи на себя дадут, по их живот, а по смерти их женам их и детем до них дела нет.

45. А кто отец или мати отдаст кому в работу сына или дочь на урочныя лета, и по тех своих детех ручаются и дадут на себя записи за руками в том,


что тем их детем от тех людей, кому они их отдадут, не збежати, и никакого дурна не учинить, и в Холопье приказе те записи в книгах будут записаны, или кто по ком в таком дворовом житье ручается сторонней человек, а те люди, по ком они ручаются, не дожив урочных лет от тех людей, кому они во двор бу­дут даны, збежат, а после того те люди, от кого они збежат, их сыщут и к себе возмут, а на порутчиках их учнут по записям искати заряду или сносу, а по-рутчики скажут, что те беглые люди от них ничего не снесли, а сыскать будет про то неким, и им в сносе с порутчики учинить вера, крестное целованье. А заряду по записи на тех порутчиках править не велеть, а велеть тем людем, по ком они ручались, у тех людей, кому они отданы в работу, доживать по запи­сям урочные годы. А которые жилые записи в Холопье приказе в книгах будут не записаны, и по тем записям исцом отказывать.

46. А которые люди учнут искать на ком по записям, а в тех записях напи­сано, что они тех людей скупили в долгех с правежу, а тем людем жиги у них, и у детей их во дворе служити и женитися, и женясь по тому же служити во дворе, а сколко лет служить, того будет в записи не написано, и тех людей по таким записям отдавать во двор тем людем, кому они на себя такия жилые за­писи дали, потому что он тое запись дал на себя из воли.

47. А кто на холопа возьмет кабалу отец с сыном, или брат з братом или дядя с племянником вместе, и учнут на тех людех по тем кабалам холопства искати, и тем исцом по таким кабалам отказывати, и таких людей, на кого они такия кабалы в суде положат, от них свободити на волю потому, что по госу­дареву указу ведено всем людем служилыя кабалы имати порознь, а дву чело­веком вместе отцу с сыном, и брату з братом, и дяде с племянником на одного холопа кабал имати не ведено.

48. А будет у кого на ход опей такия служилыя кабалы взяты до сего госу­дарева указу, и им те кабалы приносит и холопей приводит на Москве в Холопей приказ, а в городех к воеводам и к приказным людем и к губным ста­ростам в сьезжие избы, и на тех холопей имати новыя кабалы по сему госуда­реву указу, а старые кабалы у них взяти в приказ, а воли по тем старым каба­лам тем их холопем не давати.

49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех людех за­прется, и скажет, что у него тех людей нет, и в тех людех тот ответчик отцелу-ется, а после того те люди объявятся у него, а истец тех своих людей у него вымет, и таким ответчиком за то, что он накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как написано в суде о крестьянех выше сего.

50. А будет которой ответчик про чюжого холопа в ответе скажет, что у не­го тот чюжой холоп был, да збежал до исцова челобитья, и живет он в ыном городе, и тому ответчику того чюжаго беглого холопа велети сыскивати, и для сыску дати ему поверстной срок по указу. Да как он того чюжаго холопа сы­щет, и ему поставити его в Холопье приказе, а ис Холопья приказу того холопа отдати тому, у кого на него крепость будет старее.

51. А которые ответчики в беглых в чюжих холопех не запрутся же, а ска­жут, что от них тех люди збежали же, а где они живут, того не ведают, и тем людем тех беглых людей сыскивати же, а сроку давати им впервые на два ме­сяца, а в другой после дву месяцев на четыре месяца, а будет в полгода не сы­щет, и им дати третей срок другую полгода. А давати такия болшия сроки тем ответчиком, которые скажут беглых людей в далних городех. А будет кто и во все в три сроки беглых людей не поставит, и на них взяти денгами по государе­ву указу за всякого человека по пятидесят рублев и отдати исцу. А будет от-


ветчик того человека сыщет, и того человека отдати йену, а денги пятьдесят рублев взяв у исца, отдати ответчику.

52. А которые люди учнут у себя холопей держати по отцовским кабалам, а отцы их померли, и тех отцовских людей от них отпущати на волю, а с воли те люди кому дадут на себя служилыя кабалы, тому они будут и холопи.

53. А кто старинного своего холопа или рабу отпустит на волю при себе, или по смерти его таких старинных холопей по его приказу отпустят прикащи-ки его, и впредь до тех людей детем его и братии и племянником дела нет.

54. А кто у кого за холопа поимается и приведет того холопа к роспросу в Холопей приказ, и после роспросу на того холопа подаст челобитную о суде, а тот, у кого он за того холопа поимается, учнет говорити, что он тому холопу в ответе не верит, и учнет в том холопе сам отвечати, и ему в том дати на волю, а холопу у суда быти же. А будет тот ответчик скажет, что холоп сам за себя отвечает, и против исцовы исковой челобитной велети холопу отвечати и с суда, прав ли или виноват будет, вериги холопу, что ни станет в суде говорити.

55. А которые люди к кому пристава в беглых людех и в сносе подъписав челобитную, или приставную память, не станут искати неделю, или ответчики дав по себе поруку к суду да не учнет отвечати неделю же, и тем исцом или ответчиком указ чинити по тому же, как о том писано выше сего в судной ста­тье.

56. А которые всяких чинов люди станут искати на холопей холопства, а кабалу положит на того холопа 120-го году за дьячею рукою и за подьячих справкою, хотя тех кабал и книг нет, или будет которыя кабалы у кого взяты на холопей и старее того, а те кабалы за дьячими же руками и за подьяческими справками, а книг на те кабалы нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам, на чье имя те кабалы писаны, отдавать потому, что те кабалы писаны до тех мест, как на Московском государстве учинился блаженныя памяти вели­кий государь царь и великий князь Михаиле Феодорович веса Русии.

57. А которые люди учнут на ком искать беглых людей, а сносу в те поры искать не учнет, а в ысковой челобитной напишет, что он сносу учнет впредь искать доискався холопства, и таким исцом после того в сносе суда не давать.

58. А которые люди будучи в городех по воеводствам и по приказом, воз-мут на кого служилые кабалы в тех же городех, и те кабалы не в кабалы, по­тому что воеводам и приказным людем, будучи в городех, ни на кого служилых кабал и никаких крепостей имати не ведено.

59. А будет кто на ком ищет холопства, и после суда тех спорных холопей давать на поруки з записми мимо исца и ответчика. А будет по ком поруки не будет и тех холопей до вершения судного дела держать приставу.

60. А которой боярской человек или раба, которому исцу или ответчику крепчае, и по суду доведется отдать мужа, а тот будет холоп женат, отдать с ним и жена. А будет доведется отдать кому по крепости жену, а у нея есть муж, отдать за жонкою и мужа да с них же взять головные пошлины.

61. А в приданые давати и женам, и детем, и внучатом, и правнучатом в на­дел в духовных и в даных и в рядных писати полных и докладных и купленых людей и полонеников иных земель. И кому такие люди будут в приданые или в надел даны, и тем людем такие люди крепки и женам их, и детем, и внучатом, и правнучатом, а кабалных людей в приданые не давать и в духовные, и в ряд­ные, и в даные не писать. А будет кто кому кабалного холопа или рабу в при­даные даст, или в духовную, или в рядную, или в даную напишет, а таким ка-балным холопем и рабам давати волю.


62. А кто кому старинных своих или купленых людей даст в приданые за сестрою, или за дочерью, и судом божиим тоя его сестры или дочери не станет, а детей после их не останется, и тех умерших мужьем таких приданых людей по рядным записям отдавати тем людей, кто их в приданые даст, хотя будет у кого приданые жонки или девки замуж выданы, а мужики поженится, и их отдать совсем по тому, по правилу святых апостол и святых отец жены с му­жем розводить не ведено, где муж, тут и жена, кому жена, тому и муж.

63. А которые люди отходя сего света напишут в духовной кабалных своих людей по своем животе жене и детем своим, а те его кабалные люди у жены и у детей его жить не похотят, и учнут по смерти бита челом в холопство кому иному, и служилые кабалы на себя дадут, и те люди тому и крепки, кому они после смерти первого своего боярина дадут на себя кабалы. А духовным преж­них их бояр не верить, потому что всяких чинов людем холопи крепки по ка­балам по смерть бояр своих, а женам их и детем те холопи по прежним каба­лам некрепки, и отпускать таких холопей после умерших на волю.

64. А которые люди отходя сего света в духовную жене, или детем своим в наделок людей своих напишет их старинными, или иными какими крепостны­ми, а не кабалными, и та духовная будет свидетельствована, а у свидетельства та духовная будет не оспорена, а после того с кем в тех людех, или с теми холопи умершаго у жены и у детей спор учинится, а на старину крепостей опричь духовныя на тех холопей не положат, а холопи учнут сказывать, что они у того, кто их в духовной своей написал в наделок жене своей или детем, служили по кабалному холопству, и тех холопей роспрашивати, где на них и в котором году кабалы иманы. Да будет те спорные холопи скажут про то, где на них, и в котором году кабалы взяты, и против тех их речей сыскати про них кабалными записными книгами. Да будет на тех спорных людей в кабалных записных книгах кабалы в записке объявятца, а иманы на них те кабалы имя-нем того, кто их в духовной напишет жене и детем, и тех холопей того умер­шаго от жены и от детей свободити, и дать им воля. А будет на тех людей в записных кабалных книгах кабал в записке не объявитца, и тех холопей по духовной отдати тому, кому они после умершаго в духовной его будут напи­саны.

65. А которые холопи после умерших своих бояр будут отпущены на волю, и с воли учнут приставливать умерших своих бояр к женам и к детем в живо­тах, в грабежах, для того что они отпущены без животов, и тем холопем в том суда не давати.

66. А которые боярские люди в прошлых во 141-м и во 142-м годех з бояры своими были на государеве службе под Смоленским, и на боех, и в загонех взяты были в полон в Литву, и ис полону вышли, и тем боярским людем для полонского терпения дана воля, и жены их отданы им же, а детем их, которые у кого в холопстве породилися, и на которых их детей у кого есть кабалы и иные крепости, велено быть во дворех в холопстве по прежнему. А которые боярские люди ис под Смоленска, и с ыных государевых служб от бояр своих збежали в казаки, или в ыное какое воровство, и в воровстве взяты в полон, и ис полону вышли, и тем боярским людем велено быть во дворех у прежних же своих бояр. А которые боярские люди бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярских, и у всяких людей, и были в полону же, и тех холопей велено отдавати прежним их бояром по старым крепостям. А ныне и впредь о таких холопех указ чинить по тому ж, как указано преже сего.

67. А которые холопи или рабы збежав от кого постригутца или которые холопи в бегах станут в попы, или во дьяконы, а те люди, от кого они збежат,


учнут за них иматца, и похотят на них искати холопства и сносу, и на таких беглых людей бояром их в холопстве и в сносе давать суд в Холопье приказе. Да будет по суду и по сыску на таких беглых людей холопства и сносу дои-щутца, и на них снос доправя, отдати исцом, а их отослати к патриарху, или в котором городе ко властем, а патриарх и иные власти учинят об них указ по правилом святых апостол и святых отец.

68. А будет такие беглые люди чернеческое платье или скуфьи сами на се­бя положат, и сыщетца про то подлинно, и с них по сыску чернеческое платье и скуфьи сняв, отдать в холопство тем людем, от кого они збежат.

69. А которые литовские полоняники женаты в боярских дворех на руских крепостных и на старинных робах, или которые жонки или девки литовские полонянъки в боярских дворех выданы замуж за крепостных, или за кабалных холопей, а в приводе те литовские полоняники и полонянки перед бояры в роспросе сказалися, что они в Литву итти, и у тех своих бояр, где они пожени-лися на руских, и полонянки, которые выданы замуж за руских, жить не хотят, и те литовские полоняники с женами с рускими жонками, и полонянки с мужьями, с рускими людьми из боярских дворов и ото всяких чинов людей свобожены и велено жить им на воле, где кто похочет. А которые литовские полоняники были у записки перед бояры, а похотели жить у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем же людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и полонянки учнут бита челом, чтоб им дати воля, и тех литов­ских полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем, у кого они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянках чинить указ против того же, как об них указано напередь сего.

70. А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а руским людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и доброволно в холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо учинилося, блаженныя памяти великому госуда­рю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его го­судареву, блаженныя памяти великому государю святейшему Филарету Никити-чю, патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у ино­верных у некрещеных иноземцев служат православные християне, и тем право­славным християном от иноверцов чинитца теснота и осквернение, и многие бес покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой пост и в ыные посты мясо и всякой скором едят неволею. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев блаженныя же памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь патри­арх Московский и всеа Русии указали православных христиан у иноземцев некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианом у иновер­ных, у некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том хри­стианским душам осквернения не было и бес покаяния не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещеных русским людем во дворех не быть нико­торыми делы. А будет которые русские люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостям, или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным таким не повадно было так делати.

71. А которые иноземцы розных вер некрещены живут на Москве и в горо­дех у иноземцев же некрещеных розных же вер по купчим, или полоняники, и похотят те иноземцы креститися в православную християнскую веру, и учнут о том бити челом государю, чтобы государь пожаловал велел их, взяв у тех ино-земцов, у кого они во дворех живут, крестити в православную християнскую веру, и по тому челобитью тех иноземцов крестити в православную християн-


скую веру, а окупу за них давать иноземцом по пятинатцати рублев за челове­ка, и платить те денги им собою. А будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано будет болши пятинатцати рублев, и тем купчим не верить потому, что в купчих денги пишут с прибавкою.

72. А в городех воеводам и всяким приказным людем и губным старостам давать на холопей служилые кабалы за своими руками, а не за печатьми. И выбирати в губные старосты, которые грамоте умеют, а кто грамоте не умеет, и тех в губные старосты не выбирать. А будет в котором городе воевода или приказной человек грамоте не умеет, а губного старосты в том городе нет, и тем воеводам и приказным людем на холопей служилых кабал никому не да­вать, а имать тех городов всяких чинов людем на холопей служилые кабалы в ыных городех, в которых городех будут воеводы и приказные люди, которые грамоте умеют и где будут губные старосты.

73. Да и кабалные записные книги из городов присылати к Москве воево­дам и приказным людем и губным старостам за своими же руками, а не за пе­чатьми ежегод. А которые кабалные книги учнут присылать к Москве из горо­дов воеводы и приказные люди и губные старосты за своими печатьми, а рук их у тех книг не будет, и тем книгам и кабалам, которые будут за печатьми, а не за руками, не верить, а верить тем книгам и кабалам, у которых будут вое­водские и приказных людей и губных старост руки.

74. А которые люди в Холопье приказе положат купчие на татар, и бьют челом, чтобы те купчие в Холопье приказе записати в книги, а татарове, на кого имянем те купчие написаны, тех купчих не лживят, и те купчие в книги записати. А будет в тех купчих учинится какой спор, и те купчие записывати, по сыску, будет доведется, а будет по сыску те купчие нарядные, или писаны за очи, и тех купчих в Холопье приказе в книги не записывати, а чинити по них указ",'до чего доведется.

75. А которые люди положат в суде на одного холопа две кабалы москов­ские и в книги те обе кабалы записаны, а в рожей и в приметы тот человек сойдется с книгами по одной кабале, а по другой не сойдется, и того спорного человека отдати в холопи по той кабале, по которой он с книгами в рожей и в приметы сойдется, хотя будет та кабала и после тоя кабалы взята, по которой кабале тот холоп в приметы с книгами не сойдется.

76. А впредь с нынешнего Уложения для таких споров холопьи приметы описывати в кабалах имянно, чтобы всякой человек холопу своему приметы ведал, а как холопьи приметы в кабалах будут описаны имянно, и впредь ни у кого таких споров о холопех не будет.

77. А кто старинных своих, или купленых людей напишет в духовной своей кому в наделок, и духовная будет свидетельствована и запечатана, и те люди не хотя жиги у тех людей, кому они в духовной будут написаны, збежав от них, дадут на себя служилые кабалы иному кому, и тех старинных и купленых лю­дей отдавати тем людем, кому они в духовной написаны, а кому они после духовных дадут на себя кабалы внов, и те кабалы не в кабалы.

78. А которой холоп бьет челом кому в холопство, и служилую кабалу на себя напишет, и тот, кому он в холопство бьет челом, приведет его с тою каба­лою для записки в Холопей приказ, а иной в те же поры учнет на того холопа бита челом, что тот холоп наперед того ему в холопство бил челом и служилую кабалу на себя ему дати хотел, и он ему и жалованье дал, и таким челобитчи­ком отказывати, а давати на таких холопей кабалы тем людем, кто их в приказ с кабалою приведет. А кто холопу жалованье даст не взяв кабалы, и он то сам от себя потерял, не взяв кабалы, не давай жалованья.


79. А кто истец, или ответчик в суде на холопа никакой крепости не поло­жит, и ничего про крепости не скажет, а после суда на того спорного холопа крепости объявит, и у таких людей после суда к судным делам крепостей не приимати, а вершити те судные дела по тому, что в суде положено.

80. А кто учнет у себя в дому делати беззаконие с рабою з жонкою, или з девкою, и приживет с нею детей, и в том на него та раба учнет государю бита челом, и таких жонок и девок, и на кого они учнут государю бита челом, от-сылати на Москве на Патриарш двор к патриаршим приказным людем, а в го-родех к митрополичьим и к архиепископлим приказным же людем, и велеть про них сыскивати святительским судом, и указ им чинити по правилам святых апостол и святых отец, и по допросу обеих их отцов духовных.







Date: 2016-11-17; view: 269; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию