Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях





 

В организации всегда присутствуют процессы, среди которых можно выделить управляемые, неуправляемые и управляемые частично. Например, процесс, изображенный на рис. 3.5, обладает следующими особенностями: запаздыванием обратной связи, наличием порога нечувствительности, ограничением на переменные, схождением на намеченный уровень или расхождением от него.

 

Вход Выход


1 2 Обратная связь

 

 

 


Рис. 3.5. Схема управленческих процессов в организации

 

Так и на входе в организацию поступают ресурсы, которые трансформируются в продукцию, поступающую на выходе из организации во внешнюю среду. Входные воздействия и результаты на выходе связаны между собой. Указанная связь выражается графически, словесно, в виде формулы, в виде инструкций, правил и т.д.

Например, зависимость производительности труда от количества работников с высшим образованием можно представить так, как это изображено на рис. 3.6.

Зависимость — это связь между переменными входа и выхода. Зависимости могут быть:

· объективными (формируются независимо от сознания человека) и субъективными (формируются людьми для реализации поставленных целей). Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Субъективные — формируются людьми для реализации их целей;

· кратковременными и долговременными. К кратковременным зависимостям относится, например, зависимость подбора кадров от личных качеств нового руководителя. К долговременным — зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию;

· моральными и аморальными. Моральные зависимости связаны с соблюдением норм поведения человека, а аморальные — с обычаями и традициями, так или иначе нарушающими права человека.

 

Птр.

 
 


100%

 

 


Краб

100%

 

Рис. 3.6. Пример графической зависимости:

Птр. — производительность труда;

Краб. — количество работников с высшим образованием

 

Из категории «зависимость» вытекает понятие закона.

Закон — это зависимость, которая зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах и т.д.), является общепризнанной нормой для большой группы людей и организаций, получила признание и поддержку авторитетных ученых.

Между категориями «закон» и «закономерность» существует взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов.

Развитие и функционирование сложных систем подчиняются ряду закономерностей. К таким закономерностях следует отнести: закономерности целостности, интегративности, коммуникативности и иерархичности.

Таким образом, закономерность является частью закона. С позиций управления закон или закономерность можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Законы имеют механизм действия и механизм использования. Механизм действия представляет собой формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти как за счет анализа большого количества конкретных систем, та и за счет переноса закономерностей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития сложных систем.

Чаще всего специалисты выделяют две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. А законы, придуманные людьми, переменчивы, непоследовательны и противоречивы.

Поэтому принято считать, что законы организации — есть объективные законы, а законы для организаций — есть законы субъективные.

Частные (специфические) законы изучаются отдельными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.).

Кроме писаных законов, определяющих жизнь в обществе, существуют сотни неписаных, неформальных законов, представляющих собой нормы поведения, традиции, привычки.

Применительно к организации закон — это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Законы организации состоят из общего и особенного. Общая часть имеет механизм действия независимо от географического положения, сферы деятельности организации. Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организаций как социальной системы.


Законы организации позволяют адекватно оценивать происходящие события и анализировать опыт.

Руководитель при принятии решений может руководствоваться либо законом, либо здравым смыслом. Здравый смысл обычно приводит к центробежным движениям в организации — развалу (хотел, как лучше, а получилось, как всегда).

По важности законы организации делят на два уровня: основополагающие законы и менее важные. К законам первого уровня относится закон синергии.

 

Закон синергии

Способность организации к деятельности и ее потенциал определяют в основном следующие элементы: производительность, микроклимат в коллективе, заинтересованность, кадровый, научный и технический состав, отношение к внешней среде, перспективы развития, имидж.

Сочетание названных элементов может создавать множество вариантов потенциала организации: от высокого (например, в случае совпадения целей работников и целей организации) до низкого (например, в случае приобретения некомплектного оборудования, увольнения генераторов идей и т.п.).

Проявление результатов соединения потенциалов элементов системы находится в соответствии с законом синергии, который состоит из двух частей:

1) эффект, полученный в результате соединения двух и более систем, больше или меньше простого сложения;

2) существует такой набор элементов, при котором потенциал системы будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Применительно к организации синергия — это такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше-меньше, чем простое сложение используемых ресурсов.

Потенциал может меняться пропорционально привлечению дополнительных ресурсов или скачкообразно (рис. 3.7).

Соединение ресурсов 1, 2 и 3 дает меньший прирост потенциала, чем соединение тех же ресурсов с ресурсом 4, обладающим небольшим потенциалом. Привлечение ресурса 5 снижает потенциал организации, как это показано на рис. 3.7.

Процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии.

 

Потенциал организации

 
 

 


1 2 3 4 5 Потенциал ресурсов

 

Рис. 3.7. Варианты изменения потенциала организации:

1 – потенциал имущества предприятия;

2 – потенциал репутации предприятия;

3 – потенциал работников предприятия;

4 — потенциал одного вновь принятого работника (например, директора);

5 — приобретение некомплектного оборудования, которое не установлено и лежит на складе

Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

В биологических системах синергические процессы позволяют накапливать и передавать энергию, запасенную на молекулярном уровне, в ее макроскопические формы. Они проявляются в мышечном сокращении, электрических колебаниях в мозге, в образовании электрического заряда у некоторых рыб и т.д.


В социологии находит объяснение известное положение о том, что в процессе формирования общественного мнения индивидуумы взаимно влияют друг на друга. При некоторых внешних условиях (например, в области политики или экономики) может резко меняться общественное мнение, что проявляется в возникновении разного рода кризисных ситуаций.

Известные в экономике колебания между спросом и предложением, на рынке товаров и услуг количественно описываются методами синергетики. Примером демонстрации действия закона синергии могут служить и альянсы организаций, в которых суммарный доход выше суммы доходов каждой из организаций, работающих в одиночку. В данном случае эффект масштаба и общий объем инвестиций обусловливают в интегрированной компании существенный синергетический эффект, который достигается с помощью тщательного отбора товаров и рынков, а также соответствующей конкурентной позицией.

Но синергизм имеет отрицательный знак при переходе компании в отрасль с высокой турбулентностью. Синергизм продаж возникает в ситуации, при которой реализация нескольких товаров производится через единую сеть распределения и координируется из единого центра, а также продажу сопутствующих товаров, совместную рекламу различных товаров.

В рамках теории систем закон синергии проявляется в следующих формулировках:

· сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого вошедшего в состав целого элемента в отдельности;

· совокупность элементов, образующих систему, организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов входящих в нее элементов по отдельности.

Дело не столько в том, что соединяется, сколько в том, как соединяется в систему. Существо эффекта проявляется через связи, которые устанавливаются между частями, т.е. связи являются необходимым организационными элементами.

Связи должны обеспечивать наилучшее сочетание компетенций организации как системы:

1) в области исследований и разработок;

2) в части операций по закупке сырья, планированию и контролю производства, изготовлению технической оснастки, по производственному инжинирингу, контролю над качеством, запасами и производством товаров и услуг;

3) в области маркетинга — широкая деятельность по созданию приверженности к продукту, реклама, стимулирование сбыта и продажи, а также распределения товара (включая транспортировку и складирование), контроль над своевременным выполнением контрактов, анализ эффективности продаж и послепродажного сервиса;

4) общий менеджмент и финансы, которые включают три области деятельности:

· определение общей системы взаимодействий компании с внешней средой,


· обеспечение интегрированного принятия решений,

· обеспечение предоставления разнообразных услуг в функциональных сферах, таких, как бухгалтерский учет, отраслевые отношения, повышение квалификации персонала и осуществление функций, наиболее эффективно исполняемых на централизованных уровнях.

Для повышения результативности внутри каждой из обозначенных функциональных областей следует поместить четыре категории навыков и ресурсов: мощности и оборудование; навыки персонала; организационные и управленческие способности.

Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма:

1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, позволяющего снизить издержки и увеличить объем продаж;

2) управленческий синергизм, в случае которого эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений.

Структурный синергизм проявляется в процессе объединения аналогичных структур двух объединяющихся организаций. И если эти организации производили аналогичную или схожую продукцию или действовали на одном и том же или смежных рынках, то сокращение издержек достигает 15—25%, а объем продаж возрастает на 25—30%.

Управленческий синергизм основан на том, что организация, присоединяющая к себе другую организацию, способна более эффективно управлять приобретенным бизнесом, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов, продаже сопутствующего бизнеса. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек. Значительно реже, но он ведет к увеличению объема продаж компании.

Синергизм проявляется не только при поглощении одной организацией другой, но и в результате создания союзов и прочих объединений за счет более тесных отношений с поставщиками, в уже существующей группе организаций, когда менеджеры систематически приходят на помощь коллегам. Такого рода синергизм называют «дешевым» синергизмом, поскольку он не связан с затратами на поглощение.

Определить количественное значение синергического эффекта невозможно, главная задача руководителя — найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Синергетические эффекты оцениваются увеличением прибыли, снижением оперативных расходов и потребности в инвестициях.

В качестве элементов модели проявления синергического эффекта приведем ряд признаков:

· хорошее настроение в коллективе;

· снижение заболеваемости;

· сокращение технологического цикла;

· использование «замороженных» ресурсов;

· частичный отказ от услуг сторонних организаций;

· рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

· активное приобретение акций своей организации;

· постоянный спрос на продукцию организации.

Руководитель должен создать в организации систему, обеспечивающую реализацию закона синергии.

 







Date: 2016-11-17; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию