Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях
В организации всегда присутствуют процессы, среди которых можно выделить управляемые, неуправляемые и управляемые частично. Например, процесс, изображенный на рис. 3.5, обладает следующими особенностями: запаздыванием обратной связи, наличием порога нечувствительности, ограничением на переменные, схождением на намеченный уровень или расхождением от него.
Вход Выход 1 2 Обратная связь
Рис. 3.5. Схема управленческих процессов в организации
Так и на входе в организацию поступают ресурсы, которые трансформируются в продукцию, поступающую на выходе из организации во внешнюю среду. Входные воздействия и результаты на выходе связаны между собой. Указанная связь выражается графически, словесно, в виде формулы, в виде инструкций, правил и т.д. Например, зависимость производительности труда от количества работников с высшим образованием можно представить так, как это изображено на рис. 3.6. Зависимость — это связь между переменными входа и выхода. Зависимости могут быть: · объективными (формируются независимо от сознания человека) и субъективными (формируются людьми для реализации поставленных целей). Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Субъективные — формируются людьми для реализации их целей; · кратковременными и долговременными. К кратковременным зависимостям относится, например, зависимость подбора кадров от личных качеств нового руководителя. К долговременным — зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию; · моральными и аморальными. Моральные зависимости связаны с соблюдением норм поведения человека, а аморальные — с обычаями и традициями, так или иначе нарушающими права человека.
Птр. 100%
Краб 100%
Рис. 3.6. Пример графической зависимости: Птр. — производительность труда; Краб. — количество работников с высшим образованием
Из категории «зависимость» вытекает понятие закона. Закон — это зависимость, которая зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах и т.д.), является общепризнанной нормой для большой группы людей и организаций, получила признание и поддержку авторитетных ученых. Между категориями «закон» и «закономерность» существует взаимозависимость: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов. Развитие и функционирование сложных систем подчиняются ряду закономерностей. К таким закономерностях следует отнести: закономерности целостности, интегративности, коммуникативности и иерархичности. Таким образом, закономерность является частью закона. С позиций управления закон или закономерность можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Законы имеют механизм действия и механизм использования. Механизм действия представляет собой формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности. Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти как за счет анализа большого количества конкретных систем, та и за счет переноса закономерностей, известных в других областях развития на базе принципа универсальности развития сложных систем. Чаще всего специалисты выделяют две категории законов: законы природы, в том числе природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. А законы, придуманные людьми, переменчивы, непоследовательны и противоречивы. Поэтому принято считать, что законы организации — есть объективные законы, а законы для организаций — есть законы субъективные. Частные (специфические) законы изучаются отдельными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.). Кроме писаных законов, определяющих жизнь в обществе, существуют сотни неписаных, неформальных законов, представляющих собой нормы поведения, традиции, привычки. Применительно к организации закон — это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение. Законы организации состоят из общего и особенного. Общая часть имеет механизм действия независимо от географического положения, сферы деятельности организации. Особенное — это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организаций как социальной системы. Законы организации позволяют адекватно оценивать происходящие события и анализировать опыт. Руководитель при принятии решений может руководствоваться либо законом, либо здравым смыслом. Здравый смысл обычно приводит к центробежным движениям в организации — развалу (хотел, как лучше, а получилось, как всегда). По важности законы организации делят на два уровня: основополагающие законы и менее важные. К законам первого уровня относится закон синергии.
Закон синергии Способность организации к деятельности и ее потенциал определяют в основном следующие элементы: производительность, микроклимат в коллективе, заинтересованность, кадровый, научный и технический состав, отношение к внешней среде, перспективы развития, имидж. Сочетание названных элементов может создавать множество вариантов потенциала организации: от высокого (например, в случае совпадения целей работников и целей организации) до низкого (например, в случае приобретения некомплектного оборудования, увольнения генераторов идей и т.п.). Проявление результатов соединения потенциалов элементов системы находится в соответствии с законом синергии, который состоит из двух частей: 1) эффект, полученный в результате соединения двух и более систем, больше или меньше простого сложения; 2) существует такой набор элементов, при котором потенциал системы будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Применительно к организации синергия — это такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее членов для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше-меньше, чем простое сложение используемых ресурсов. Потенциал может меняться пропорционально привлечению дополнительных ресурсов или скачкообразно (рис. 3.7). Соединение ресурсов 1, 2 и 3 дает меньший прирост потенциала, чем соединение тех же ресурсов с ресурсом 4, обладающим небольшим потенциалом. Привлечение ресурса 5 снижает потенциал организации, как это показано на рис. 3.7. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии.
Потенциал организации
1 2 3 4 5 Потенциал ресурсов
Рис. 3.7. Варианты изменения потенциала организации: 1 – потенциал имущества предприятия; 2 – потенциал репутации предприятия; 3 – потенциал работников предприятия; 4 — потенциал одного вновь принятого работника (например, директора); 5 — приобретение некомплектного оборудования, которое не установлено и лежит на складе Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. В биологических системах синергические процессы позволяют накапливать и передавать энергию, запасенную на молекулярном уровне, в ее макроскопические формы. Они проявляются в мышечном сокращении, электрических колебаниях в мозге, в образовании электрического заряда у некоторых рыб и т.д. В социологии находит объяснение известное положение о том, что в процессе формирования общественного мнения индивидуумы взаимно влияют друг на друга. При некоторых внешних условиях (например, в области политики или экономики) может резко меняться общественное мнение, что проявляется в возникновении разного рода кризисных ситуаций. Известные в экономике колебания между спросом и предложением, на рынке товаров и услуг количественно описываются методами синергетики. Примером демонстрации действия закона синергии могут служить и альянсы организаций, в которых суммарный доход выше суммы доходов каждой из организаций, работающих в одиночку. В данном случае эффект масштаба и общий объем инвестиций обусловливают в интегрированной компании существенный синергетический эффект, который достигается с помощью тщательного отбора товаров и рынков, а также соответствующей конкурентной позицией. Но синергизм имеет отрицательный знак при переходе компании в отрасль с высокой турбулентностью. Синергизм продаж возникает в ситуации, при которой реализация нескольких товаров производится через единую сеть распределения и координируется из единого центра, а также продажу сопутствующих товаров, совместную рекламу различных товаров. В рамках теории систем закон синергии проявляется в следующих формулировках: · сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого вошедшего в состав целого элемента в отдельности; · совокупность элементов, образующих систему, организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов входящих в нее элементов по отдельности. Дело не столько в том, что соединяется, сколько в том, как соединяется в систему. Существо эффекта проявляется через связи, которые устанавливаются между частями, т.е. связи являются необходимым организационными элементами. Связи должны обеспечивать наилучшее сочетание компетенций организации как системы: 1) в области исследований и разработок; 2) в части операций по закупке сырья, планированию и контролю производства, изготовлению технической оснастки, по производственному инжинирингу, контролю над качеством, запасами и производством товаров и услуг; 3) в области маркетинга — широкая деятельность по созданию приверженности к продукту, реклама, стимулирование сбыта и продажи, а также распределения товара (включая транспортировку и складирование), контроль над своевременным выполнением контрактов, анализ эффективности продаж и послепродажного сервиса; 4) общий менеджмент и финансы, которые включают три области деятельности: · определение общей системы взаимодействий компании с внешней средой, · обеспечение интегрированного принятия решений, · обеспечение предоставления разнообразных услуг в функциональных сферах, таких, как бухгалтерский учет, отраслевые отношения, повышение квалификации персонала и осуществление функций, наиболее эффективно исполняемых на централизованных уровнях. Для повышения результативности внутри каждой из обозначенных функциональных областей следует поместить четыре категории навыков и ресурсов: мощности и оборудование; навыки персонала; организационные и управленческие способности. Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма: 1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, позволяющего снизить издержки и увеличить объем продаж; 2) управленческий синергизм, в случае которого эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений. Структурный синергизм проявляется в процессе объединения аналогичных структур двух объединяющихся организаций. И если эти организации производили аналогичную или схожую продукцию или действовали на одном и том же или смежных рынках, то сокращение издержек достигает 15—25%, а объем продаж возрастает на 25—30%. Управленческий синергизм основан на том, что организация, присоединяющая к себе другую организацию, способна более эффективно управлять приобретенным бизнесом, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов, продаже сопутствующего бизнеса. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек. Значительно реже, но он ведет к увеличению объема продаж компании. Синергизм проявляется не только при поглощении одной организацией другой, но и в результате создания союзов и прочих объединений за счет более тесных отношений с поставщиками, в уже существующей группе организаций, когда менеджеры систематически приходят на помощь коллегам. Такого рода синергизм называют «дешевым» синергизмом, поскольку он не связан с затратами на поглощение. Определить количественное значение синергического эффекта невозможно, главная задача руководителя — найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Синергетические эффекты оцениваются увеличением прибыли, снижением оперативных расходов и потребности в инвестициях. В качестве элементов модели проявления синергического эффекта приведем ряд признаков: · хорошее настроение в коллективе; · снижение заболеваемости; · сокращение технологического цикла; · использование «замороженных» ресурсов; · частичный отказ от услуг сторонних организаций; · рост числа предложений по совершенствованию производства и управления; · активное приобретение акций своей организации; · постоянный спрос на продукцию организации. Руководитель должен создать в организации систему, обеспечивающую реализацию закона синергии.
Date: 2016-11-17; view: 333; Нарушение авторских прав |