Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8 Организация и структура экологического контроля





Цели и задачи экологического контроля

Экологический контроль является неотъемлемым звеном в системе инженерно-экологического обеспечения промышленного производства, строительства или иного вида трудовой деятельности. Общая цель экологического контроля, или контроля качества окружающей среды, может быть определена как обеспечение соблюдения действующих природоохранных и ресурсосберегающих правил, требований и норм на всех этапах производства, строительства или иной деятельности человека, связанной с активным или косвенным изменением состояния окружающей среды. Экологический контроль должен быть многосторонним, т.е. не исключать ни одной сферы деятельности человека, так или иначе влияющей на изменение состояния окружающей среды. Основные задачи экологического контроля: формирование информационной базы состояния и изменений окружающей среды, получение необходимой и достаточной по критериям полноты, точности и достоверности информации о воздействиях и состоянии окружающей природной среды, выявление случаев вредных воздействий на отдельные компоненты или природную среду в целом, профилактика сверхнормативного экологического ущерба и т.д. Контроль за состоянием природной среды по параметрам, не требующим применения специального контрольно-измерительного и лабораторного оборудования, директивно может быть возложен на работников служб производственного контроля. В задачу таких служб входит определение качественных характеристик экологических изменений и нарушений, оперативное выявление виновников, а в особых случаях приглашение инспекторов-экологов для инструментальных измерений и количественной оценки ущерба с назначением соответствующих санкций.

Инженерно-методические вопросы нормирования экологического контроля

В целом все виды экологического контроля можно рассматривать с двух точек зрения. В одном случае объектом контроля являются вредные техногенные (или естественные) воздействия на природную среду. При этом необходимо определять количественные характеристики механических, тепловых, химических и других воздействий. Полученные результаты сравнивают с нормативными, – предельно допустимыми при данных природноклиматических условиях. В другом случае объектом экологического контроля является собственно природная среда, подверженная или не подверженная (фоновый контроль) вредным воздействиям. При этом, как правило, определяют качество отдельных компонентов или комплексов природной среды, используя аналитические методы и измерения массы (объема) с целью выявления состава и концентрации тех или иных веществ, обычно вредных. Полученные результаты сравнивают с нормативными.

В единый комплекс или систему экологического контроля все его разновидности объединяет, прежде всего, методологическая и критериальная общность нормирования предельно допустимых значений контролируемых или измеряемых параметров, определяющих качество компонентов среды или характеристики воздействий на эти компоненты природной среды. Во всех случаях конечная задача экологического контроля – определение качественного состава и количественных характеристик воздействий, веществ и их концентраций в заданной мере для сравнения полученных результатов с заданной мерой и оценка результатов с позиций полезности или вредности для биоты. Параметры и показатели экологического контроля или нормы охраны окружающей среды устанавливаются системой государственных стандартов по охране природы. В настоящее время действует более 100 различных стандартов, регламентирующих нормы охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, геологической среды, лесных и других угодий, водной и наземной флоры, всех видов фауны. Ряд норм экологического контроля определен государственным законодательством. Многообразие регулирующих охрану природы и регламентирующих экологический контроль документов затрудняет практическое пользование ими. Проблема может быть решена путем разработки единых норм и правил по охране окружающей среды, содержащих необходимую «выжимку» из всей номенклатуры действующей нормативно-технической документации.

Комплексный инженерно-экологический мониторинг

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. В развитии мониторинга различают формы – глобальный, региональный, локальный, точечный. Еще более многочисленны объектные виды мониторинга: мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, почвенный, биологический, сейсмический, ионосферный, Солнца, гравиметрический и др. Все эти виды в свою очередь подразделяются на подвиды. Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971г., а в 1972г. уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды. Однако, по сей день такая система не создана из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределения обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Инженерно-экологический мониторинг как вид научно-производственной деятельности основан на комплексе знаний и достижений таких наук, как физическая и конструктивная география, ландшафтоведение, геология, геокриология, метеорология, гидрология, биология, экология и др. Структура и состав инженерно-экологического мониторинга целиком определяются целями его проведения и возможностями материального обеспечения. В зависимости от этих факторов определяется соотношение дистанционных и прямых методов наблюдений состояния компонентов природной среды или геотехнической системы.

Функциональный состав инженерно-экологического мониторинга включает две самостоятельные его разновидности:

1 Экологический мониторинг как систему наблюдений за антропогенными изменениями природной среды и прогнозирования её состояния, включая переход в область экологически экстремальной ситуации;

2 Геотехнический мониторинг как систему оценки техногенного источника и экологического риска в процессе функционирования объекта. Экологический мониторинг ставит своей целью дать ответы на следующие вопросы:

 Каково состояние природной среды в рассматриваемый отрезок времени в сравнении с предшествующим техногенезу состоянием, и какие изменения (положительные и отрицательные) ожидаются в природной среде в прогнозируемый отрезок времени;

 В чем причины происшедших изменений и возможных изменений в будущем и что явилось, является или будет являться источником этих изменений;

 Какие воздействия на данную локальную природную среду являются вредными (нежелательными или недопустимыми);

 Какой уровень техногенных воздействий, в том числе в совокупности с естественными или стихийными процессами и воздействиями, происходящими в рассматриваемой природной среде, является допустимым для природной среды и какие резервы имеются у природной среды для саморегенерации состояния, принятого за состояние экологического баланса;

 Какой уровень техногенных воздействий на природную среду, отдельные её компоненты и комплексы является допустимым или критическим, после которого восстановление природной среды до уровня экологического баланса является неосуществимым.

Система геотехнического мониторинга решает задачи:

 Определение состояния природной среды в заданный отрезок времени;

 Фоновые наблюдения;

 Обеспечение сравнительных данных текущего момента и времени, предшествующего техногенезу;

 Прогноз ожидаемых изменений в природной среде под воздействием техногенных факторов;

 Оценка причин происходящих и возможных изменений и степени их губительного влияния на природу, на человека, источники этих воздействий (в т.ч. прогнозирование возможных источников вредных веществ);

 Определение уровня техногенных воздействий (в комплексе, либо отдельные компоненты), являющиеся недопустимыми, критическими, исключающими самовосстановление природной среды до уровня экологического баланса и т.п. Наличие комплексного инженерно-экологического мониторинга повышает требования к соблюдению экологических правил и норм, позволяет реализовать систему превентивных мер и снижения экологического риска на основе аналитического прогноза фактической безопасности конкретной геотехнической системы.

 

Для проведения экологического мониторинга сформирована, функционирует и развивается единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), основными функциями которой являются:

-получение полной, достоверной и сопоставимой информации об изменениях окружающей природной среды, антропогенном воздействии для всей территории страны и омывающих её морей;

-оценка состояния окружающей природной среды, показателей состояния биосферы и функциональной целостности экосистем;

-обоснование корректирующих мер и средств по достижению устойчивого экономического развития и благополучию регионов, обеспечению экологической безопасности страны;

-обеспечение необходимой информацией государственных органов и потребителей при подготовке и реализации организационных мер по выполнению природоохранных программ и проектов, а также международных обязательств в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности. Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе территориально-ведомственного построения, предусматривающего максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга.

Объектами экологического мониторинга являются природные среды и ресурсы, к которым относятся: атмосферный воздух, поверхностные воды суши, морские воды, почвенный покров, геологическая среда, растительный и животный мир.

Кроме того, объектами являются антропогенные воздействия и их источники:

-связанные с поступлением в окружающую среду токсичных для человека и опасных для фауны и флоры веществ, а также других видов воздействия (электромагнитного, шумового и др.);

-приводящие к изменению сложившегося или естественного состояния природных сред, а также к сокращению или изменению биологического разнообразия, изменению ландшафта; -связанные с изъятием или изменением состояния природных ресурсов.

С помощью экологического мониторинга контролируются состояние экологических систем, в том числе природно-технических подсистем, а также медико-гигиенические показатели среды обитания человека. Фоновый уровень загрязнения осваиваемой экосистемы

Характеристика технических средств получения и обработки информации в составе комплексного мониторинга

Общая структура аппаратных средств сети наземных измерений в системе комплексного мониторинга включает:

1 Для низового уровня мониторинговой сети:

 стационарные посты по воздуху и воде;

 передвижные и стационарные лаборатории по состоянию атмосферы, воды, почвы, снега;

 передвижные станции контроля выбросов и сбросов;

 инспекционные службы;

 службы получения данных от населения. Число стационарных и передвижных постов определяется в результате проведения исследований, расчетов на имеющихся моделях конкретной природно-технической геосистемы, а также на основании накопленного опыта наблюдений за окружающей средой.

2 Для среднего уровня сети:

 центры сбора и обработки информации, полученной в низовых сетях, отличающихся друг от друга спецификой и сложностью решаемых задач.

3 Для высшего уровня сети:

 пользователи информации, полученной в центрах её сбора и обработки. Непосредственными пользователями данных являются инспектора по охране окружающей среды. К числу основных составляющих сети мониторинга относятся датчики и анализаторы; устройства загрузки данных; устройства передачи и др.

Для автоматического измерения концентрации наиболее распространенных видов загрязнений в воздухе используются следующие методы:

 Метод химической люминесценции для определения концентрации азота;

 Метод ультрафиолетовой флуоресценции для определения концентрации диоксида серы и сероводорода;

 Метод ультрафиолетового поглощения для определения концентрации оксида и диоксида углерода;

 Плазменно-ионизационный метод для измерения концентрации суммы углеводородов за вычетом метана;

 Метод поглощения бета-излучений для контроля пыли.

Кроме того, используются традиционные методы аналитической химии и газовой хроматографии. Наиболее эффективным способом получения сведений о загрязнении атмосферы в большом масштабе является использование экологических спутников. Полученная с их помощью информация может быть использована в сочетании с данными локальных измерений в различных точках земного шара, что позволит повысить точность дистанционного зондирования.

В настоящее время единственным микрокомпонентом атмосферы Земли, измерение концентрации которого производится в течение многих лет, является СО2. По результатам измерений можно рассчитать последствия нарушения экологического равновесия при сжигании горючих ископаемых и достаточно точно оценить масштабы воздействия. Однако для оценки последствий загрязнения нужно иметь полную картину процессов, происходящих со всеми микрокомпонентами атмосферы.

Экологический ущерб

Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие её загрязнения.

Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды, и складывается из следующих затрат:

 дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

 затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

 дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба, нанесенного окружающей среде, используют следующие базовые величины:

 затраты на снижение загрязнений;

 затраты на восстановление окружающей среды;

 рыночная цена;

 дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

 затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

 затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды сказывается на:

 населении;

 объектах жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;

 сельскохозяйственных угодьях;

 водных ресурсах;

 лесных ресурсах.

Экологический ущерб можно определять по детализированным элементам воздействия, и укрупнено, по сферам воздействия. Детализированный расчет базируется на данных объекта-аналога, фактических статистических материалах, экспертных оценках. При укрупненном расчете выделяют три группы сфер влияния (атмосфера, вода, земля), по которым имеются государственные и отраслевые укрупненные оценки удельного ущерба. Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей среды:

-платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции;

-платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий. Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ. Не подлежат зачету текущие затраты на газо-пылеулавливающие установки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.

Снижение или исключение платы за загрязнение допускается для предприятий социально-культурной сферы, бюджетных, энергообеспечения населения. Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние определяются выбираемым комплексом необходимых мероприятий, характером изменений, спецификой природного объекта и особенностями региона.

Например, попадание нефти в прибрежные морские воды требует проведения работ по локализации разлива, сбору нефти с поверхности воды, очистке береговой зоны, спасению птиц и животных, уничтожению и переработке собранной нефти и загрязненных материалов. Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся загрязнению.

Например, в США в период 1972-1987гг. выделялось ежегодно $24,3 млрд. на очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма за этот период составила приблизительно $ 1 трлн.

Ответственность за нарушение экологического законодательства

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. То есть, отличительным признаком экологического правонарушения является наличие вреда, причиненного окружающей среде либо здоровью человека. Определяя формы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, Закон об охране окружающей среды одновременно не предусматривает особой формы юридической ответственности - экологической. Она, по существу, ориентирует на нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (экологические правонарушения) применять формы ответственности, существующие в других отраслях права, а именно: дисциплинарной, административной, уголовной.

Дисциплинарная ответственность возлагается на работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Если должностные лица и иные обязанные лица в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами не выполняют планы и мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушают нормативы качества окружающей среды и требования природоохранительного законодательства во время работы, то они тем самым нарушают трудовую дисциплину. Вынесение экологических правонарушений из совокупности дисциплинарных проступков в самостоятельную форму нет необходимости, поскольку применяемые меры наказания сохраняют природу дисциплинарной ответственности. Экологическое правонарушение - это причинение вреда природным объектам.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием. В этой связи граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей среде, должны отвечать не перед администрацией своего предприятия, организации, учреждения, а перед государственными органами, которые уполномочены охранять и сберегать природные богатства. Иногда имущественная ответственность некоторыми авторами приравнивается к материальной, которая предусмотрена трудовым законодательством. Материальная ответственность наступает только для сторон трудового договора и за ущерб, причиненный другой стороне этого договора в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

Если предприятие (организация) уже понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, следовательно, в том правонарушении оно само виновно и понесло ответственность за свое правонарушение. На работника, должностное лицо может быть возложена материальная ответственность, но это будет санкция не за экологическое правонарушение, а материальная ответственность за ущерб, причиненный работником предприятию во время выполнения им своих трудовых обязанностей. За совершение особо опасных экологических правонарушений законодательство предусматривает уголовную ответственность. «Экологические преступления», в которой названы общественно опасные деяния в области охраны окружающей среды, запрещенные под угрозой уголовного наказания. Это нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, загрязнение вод, загрязнение атмосфер, загрязнение морской среды и т.д.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула, массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности, изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений, уровнем деградации земель и т.п.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное нарушение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов, деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, в результате которых наступили бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.

Угроза при этом предполагает наличие определенной конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. В необходимых случаях для правильного решения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов-экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, пчеловодов, лесоводов и др.

Date: 2016-11-17; view: 956; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию