Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие рынка и последствия его нарушения.





Равновесие рынка - рыночная ситуация, при которой отсутствуют как избыточный спрос, так и избыточное предложение, покупатели могут купить все, что им необходимо, и продавцы могут продать все, что они произвели, по существующим рыночным ценам. Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага, в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Др. словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения. Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка, на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов). Чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса, при этой цене продавцы принесут на рынок, ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести.

Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться. Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем. Повышение спроса ведет к росту равновесной цены и равновесного объема; падение спроса снижает равновесную цену и равновесный объем. Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем. Ув. предложения снижает цену равновесия и ув. равновесный объем, уменьшение предложения ув. цену и снижает равновесный объем.

58. Эластичность спроса и предложения: Практическое применение показателя эластичности.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение др., связанной с первой величиной. Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спросапо цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E):


Hа эластичность спроса оказывают влияние факторы: Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль). Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми. «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.). Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших».

Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. Помимо цены на эластичность предложения влияют др. факторы: Цены др. товаров (в т.ч. ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из др. отраслей. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Ув. производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов). Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку.

Др. примером практического использования теории эластичности является гос. налоговая политика. При введении косвенных налогов го-во преследует цель ув. объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

 

Date: 2016-11-17; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию