Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое значение работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ПМ.03 «Проведение лабораторных биохимических исследований»

МДК.03.01. «Теория и практика лабораторных биохимических исследований»

Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»

Рассмотрено и одобрено ЦМК, пр. № 6 от 02.06.2015 г.

Преподаватель - Башарина О.Б.

Курс, 4 семестр.

Занятие № 3. «Строение и свойства простых углеводов. Качественные реакции на глюкозу»

Цель занятия: Изучить строение и свойства моносахаридов и их производных.

После изучения темы студент должен знать:

1. Биологическое значение углеводов.

2. Общая характеристика углеводов.

3. Классификация углеводов.

4. Моносахариды. Химическое строение. Виды изомерии моносахаридов.

5. Химические свойства моносахаридов.

6. Производные моносахаридов и их значение.

После изучения темы студент должен уметь:

1. проводить качественные реакции на обнаружение глюкозы в моче;

2. проводить полуколичественные экспресс-методы определения глюкозы в моче.

Задание 1. Изучив материал учебника и конспекты лекций, запомните следующие формулы и реакции:

1. Глицериновый альдегид.

2. D-глюкоза и D-галактоза (альдегидная форма и циклическая).

3. D-фруктоза (кетоформа и циклическая).

4. D-рибоза и 2-дезоксирибоза (циклическая).

5. Глюкозамин и галактозамин (циклическая).

6. Глюкуроновая кислота (циклическая).

7. Нейраминовая кислота и N-ацетилнейраминовая кислота (сиаловая кислота) (циклическая).

8. Написать реакцию окисления глюкозы по альдегидной группе (в виде формул), подписать названия реагирующих веществ и продуктов реакции.

9. Написать реакцию восстановления глюкозы по альдегидной группе (в виде формул), подписать названия реагирующих веществ и продуктов реакции.

Задание 2. Изучив соответствующий материал учебника и конспекты лекций, ответьте на вопросы теста. Выберите один верный ответ:

1. К альдозам относится:
1. Глюкоза.
2. Фруктоза.
3. Рибулоза.

2. К кетозам относится:
1. Рибоза.
2. Манноза.
3. Фруктоза.

3. Эпимером галактозы является:
1. Рибоза.
2. Глюкоза.
3. Диоксиацетон.

4. В образовании α-D-глюкопиранозы участвуют:
1. С-1 и С-4.
2. С-1 и С-5.
3. С-2 и С-6.

5. D-глюконовая кислота образуется в результате реакции:
1. Окисления глюкозы.
2. Восстановления глюкозы.
3. Метилирования глюкозы.

6. Сиаловые кислоты являются производными:
1. Глюкуроновой кислоты.
2. Нейраминовой кислоты.
3. Глюконовой кислоты.

7. Найдите соответствие между названием моносахарида и его формулой:

А) α-D-глюкоза 1) 2)

 

Б) β -D-глюкоза

В) β-D-фруктоза 3) 4)

 

Г) β-D-рибоза

 

8. Определите, формулы каких производных моносахаридов представлены ниже:

А) Б) Г)

           
     


Задание 3. Оформите макет протокола лабораторной работы «Качественные реакции на глюкозу». Запишите в тетрадь:

Цель работы: освоить качественные и полуколичественные методы обнаружения глюкозы в моче.

Работа 1. Реакция Троммера. Принцип метода – реакцияоснована на способности глюкозы (C6H12O6) при нагревании восстанавливать гидрат окиси меди Cu(OH)2 (синего цвета) в гидрат закиси меди CuOH желтого цвета. При этом глюкоза окисляется в глюконовую кислоту (C6H12O7). При дальнейшем нагревании гидроксид меди (II) переходит в красную закись меди Cu2O.

CuSO4 + 2NaOH→ Cu(OH)2 + Na2SO4

C6H12O6 + 2Cu(OH)2 → C6H12O7 + 2CuOH + H2O

2CuOH → Cu2O + H2O

Недостаток реакции Троммера: при избытке гидрата окиси меди образуется окись меди черного цвета: Cu(OH)2 CuO + H2O.

Работа 2. Реакция Фелинга. Принцип метода – реакция Фелинга основана на том же принципе, что и реакция Троммера. Отличие и преимущество этой реакции заключается в том, что Фелинг предложил прибавить сегнетову соль (калиево-натриевая соль виннокаменной кислоты) для связывания избытка гидрата окиси меди Cu(OH)2, из которого при нагревании образуется окись меди CuO – осадок черного цвета, затемняющий реакцию при малых количествах глюкозы в исследуемом растворе.

Работа 3. Реакция Гайнеса-Акимова. Принцип метода – реакцияоснована на том же принципе, что и реакции Фелинга и Троммера, то есть на восстанавливающих свойствах глюкозы. Отличие этой реакции заключается в том, что для предотвращения выпадения черного осадка оксида меди (CuO) к реактиву добавляют глицерин, гидроксильные группы которого связывают избыток гидроксида меди (Cu(OH)2). Подготовка мочи для исследования: мутную мочу фильтруют; при большом содержании в моче белка (свыше 1 г/л) его удаляют (для этого подкисляют мочу до слабокислой реакции, нагревают до кипения, затем охлаждают и фильтруют; фильтрат должен быть прозрачным и при прибавлении к нему 20% раствора сульфосалициловой кислоты не мутнеть).

Работа 4. Экспресс-методы с применением тест-полосок. В основе определения лежит методология «сухой химии»: реагентные зоны тест-полосок содержат сухие реактивы (ферменты и/или неферменты), которые воздействуют на определяемое вещество с изменением окраски индикаторной зоны. Принцип. Метод основан на специфическом окислении глюкозы с помощью фермента глюкозооксидазы. Образовавшаяся при этом перекись водорода разлагается вторым ферментом – пероксидазой – и окисляет добавленный краситель (ортотолуидин, бензидин). В результате краситель изменяет свой цвет, что свидетельствует о наличии глюкозы в моче. Использование цветной шкалы позволяет проводить полуколичественное определение глюкозы в моче. Индикаторная бумага имеет размер 0,5х5 см и поперечную полосу светло-желтого цвета. Эта полоса нанесена вблизи одного из краев бумаги и пропитана раствором ферментов и красителя.

Таблица для оформления результатов:

№ п/п Название реакции Исследуемый материал Реактивы и условия Наблюдаемый результат
1. Троммера Нормальная моча    
Патологическая моча  
2. Фелинга Нормальная моча    
Патологическая моча  
3. Гайнеса-Акимова Нормальная моча    
Патологическая моча  
4. Экспересс-метод «сухой химии» Нормальная моча    
Патологическая моча  

Вывод: (оставить место).

Практическое значение работы

Определение глюкозы в моче имеет важное диагностическое значение. В моче здорового человека содержится минимальное количество глюкозы, которое не обнаруживается качественными пробами. Глюкозурия – это выделение глюкозы с мочой. Появление глюкозы в моче зависит от ее концентрации в крови, от скорости клубочковой фильтрации и от состояния реабсорбции глюкозы в тубулярной части нефрона. Глюкоза появляется в моче, когда ее концентрация в крови превышает почечный порог, т.е. когда в крови ее больше 8,88 – 10,0 ммоль/л (для взрослых). Глюкозурия может быть физиологической, обусловленной употреблением большого количества углеводов с пищей. Глюкозурия наблюдается после эмоциональных возбуждений, стрессовых состояний, после обширных хирургических вмешательств. Глюкозурия может быть инсулярной и экстраинсулярной. Инсулярная глюкозурия наблюдается при сахарном диабете и заболеваниях поджелудочной железы. Экстраинсулярная глюкозурия наблюдается при гиперпродукции АКТГ, глюкокортикоидов, адреналина, травмах ЦНС, судорогах и др. Глюкозурии почечной природы, связанные с нарушением реабсорбции глюкозы в проксимальном канальце могут носить наследственный характер или являться следствием хронических заболеваний почек, ОПН и др.

Литература и материалы для самоподготовки:

1. Кухта В.К., Таганович А.Д., Олецкий Э.И. Основы биохимии: учебник для студентов мед. училищ и колледжей. М.: Медицина, 2007. - с. 24-33, с.361.

2. Пустовалова Л.М.Теория лабораторных биохимических исследований (основы биохимии). – Изд. 6-е, перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – с.55-58.

3. Пустовалова Л.М. Основы биохимии для медицинских колледжей. / Серия «Медицина». Ростов-н/Д: Феникс, 2004 (изд. 2-ое)/2012 (изд. 5-ое). - с. 39-49.

4. Пустовалова Л.М. Практика лабораторных биохимических исследований. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – с. 47-56.

5. Лекции по курсу биохимии.

6. Лекции и протоколы практических занятий по дисциплине «Химия».

Интернет-ссылки:

http://www.xumuk.ru/biochem/40.html Химик. Сайт о химии. Углеводы.

Критерии оценки:

5 баллов – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

4 балла – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

3 балла – все задания выполнены в полном объеме, но несвоевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

2 балла – задания выполнены частично и с грубыми ошибками, несвоевременно.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Государственной программы Российской Федерации Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы и другие государственные программы | III. Принцип справедливости

Date: 2016-05-14; view: 765; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию