Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое значение работыМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПМ.03 «Проведение лабораторных биохимических исследований» МДК.03.01. «Теория и практика лабораторных биохимических исследований» Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика» Рассмотрено и одобрено ЦМК, пр. № 6 от 02.06.2015 г. Преподаватель - Башарина О.Б. Курс, 4 семестр. Занятие № 3. «Строение и свойства простых углеводов. Качественные реакции на глюкозу» Цель занятия: Изучить строение и свойства моносахаридов и их производных. После изучения темы студент должен знать: 1. Биологическое значение углеводов. 2. Общая характеристика углеводов. 3. Классификация углеводов. 4. Моносахариды. Химическое строение. Виды изомерии моносахаридов. 5. Химические свойства моносахаридов. 6. Производные моносахаридов и их значение. После изучения темы студент должен уметь: 1. проводить качественные реакции на обнаружение глюкозы в моче; 2. проводить полуколичественные экспресс-методы определения глюкозы в моче. Задание 1. Изучив материал учебника и конспекты лекций, запомните следующие формулы и реакции: 1. Глицериновый альдегид. 2. D-глюкоза и D-галактоза (альдегидная форма и циклическая). 3. D-фруктоза (кетоформа и циклическая). 4. D-рибоза и 2-дезоксирибоза (циклическая). 5. Глюкозамин и галактозамин (циклическая). 6. Глюкуроновая кислота (циклическая). 7. Нейраминовая кислота и N-ацетилнейраминовая кислота (сиаловая кислота) (циклическая). 8. Написать реакцию окисления глюкозы по альдегидной группе (в виде формул), подписать названия реагирующих веществ и продуктов реакции. 9. Написать реакцию восстановления глюкозы по альдегидной группе (в виде формул), подписать названия реагирующих веществ и продуктов реакции. Задание 2. Изучив соответствующий материал учебника и конспекты лекций, ответьте на вопросы теста. Выберите один верный ответ: 1. К альдозам относится: 2. К кетозам относится: 3. Эпимером галактозы является: 4. В образовании α-D-глюкопиранозы участвуют: 5. D-глюконовая кислота образуется в результате реакции: 6. Сиаловые кислоты являются производными: 7. Найдите соответствие между названием моносахарида и его формулой: А) α-D-глюкоза 1) 2)
Б) β -D-глюкоза
В) β-D-фруктоза 3) 4)
Г) β-D-рибоза
8. Определите, формулы каких производных моносахаридов представлены ниже: А) Б) Г) Задание 3. Оформите макет протокола лабораторной работы «Качественные реакции на глюкозу». Запишите в тетрадь: Цель работы: освоить качественные и полуколичественные методы обнаружения глюкозы в моче. Работа 1. Реакция Троммера. Принцип метода – реакцияоснована на способности глюкозы (C6H12O6) при нагревании восстанавливать гидрат окиси меди Cu(OH)2 (синего цвета) в гидрат закиси меди CuOH желтого цвета. При этом глюкоза окисляется в глюконовую кислоту (C6H12O7). При дальнейшем нагревании гидроксид меди (II) переходит в красную закись меди Cu2O. CuSO4 + 2NaOH→ Cu(OH)2 + Na2SO4 C6H12O6 + 2Cu(OH)2 → C6H12O7 + 2CuOH + H2O 2CuOH → Cu2O + H2O Недостаток реакции Троммера: при избытке гидрата окиси меди образуется окись меди черного цвета: Cu(OH)2→ CuO + H2O. Работа 2. Реакция Фелинга. Принцип метода – реакция Фелинга основана на том же принципе, что и реакция Троммера. Отличие и преимущество этой реакции заключается в том, что Фелинг предложил прибавить сегнетову соль (калиево-натриевая соль виннокаменной кислоты) для связывания избытка гидрата окиси меди Cu(OH)2, из которого при нагревании образуется окись меди CuO – осадок черного цвета, затемняющий реакцию при малых количествах глюкозы в исследуемом растворе. Работа 3. Реакция Гайнеса-Акимова. Принцип метода – реакцияоснована на том же принципе, что и реакции Фелинга и Троммера, то есть на восстанавливающих свойствах глюкозы. Отличие этой реакции заключается в том, что для предотвращения выпадения черного осадка оксида меди (CuO) к реактиву добавляют глицерин, гидроксильные группы которого связывают избыток гидроксида меди (Cu(OH)2). Подготовка мочи для исследования: мутную мочу фильтруют; при большом содержании в моче белка (свыше 1 г/л) его удаляют (для этого подкисляют мочу до слабокислой реакции, нагревают до кипения, затем охлаждают и фильтруют; фильтрат должен быть прозрачным и при прибавлении к нему 20% раствора сульфосалициловой кислоты не мутнеть). Работа 4. Экспресс-методы с применением тест-полосок. В основе определения лежит методология «сухой химии»: реагентные зоны тест-полосок содержат сухие реактивы (ферменты и/или неферменты), которые воздействуют на определяемое вещество с изменением окраски индикаторной зоны. Принцип. Метод основан на специфическом окислении глюкозы с помощью фермента глюкозооксидазы. Образовавшаяся при этом перекись водорода разлагается вторым ферментом – пероксидазой – и окисляет добавленный краситель (ортотолуидин, бензидин). В результате краситель изменяет свой цвет, что свидетельствует о наличии глюкозы в моче. Использование цветной шкалы позволяет проводить полуколичественное определение глюкозы в моче. Индикаторная бумага имеет размер 0,5х5 см и поперечную полосу светло-желтого цвета. Эта полоса нанесена вблизи одного из краев бумаги и пропитана раствором ферментов и красителя. Таблица для оформления результатов:
Вывод: (оставить место). Практическое значение работы Определение глюкозы в моче имеет важное диагностическое значение. В моче здорового человека содержится минимальное количество глюкозы, которое не обнаруживается качественными пробами. Глюкозурия – это выделение глюкозы с мочой. Появление глюкозы в моче зависит от ее концентрации в крови, от скорости клубочковой фильтрации и от состояния реабсорбции глюкозы в тубулярной части нефрона. Глюкоза появляется в моче, когда ее концентрация в крови превышает почечный порог, т.е. когда в крови ее больше 8,88 – 10,0 ммоль/л (для взрослых). Глюкозурия может быть физиологической, обусловленной употреблением большого количества углеводов с пищей. Глюкозурия наблюдается после эмоциональных возбуждений, стрессовых состояний, после обширных хирургических вмешательств. Глюкозурия может быть инсулярной и экстраинсулярной. Инсулярная глюкозурия наблюдается при сахарном диабете и заболеваниях поджелудочной железы. Экстраинсулярная глюкозурия наблюдается при гиперпродукции АКТГ, глюкокортикоидов, адреналина, травмах ЦНС, судорогах и др. Глюкозурии почечной природы, связанные с нарушением реабсорбции глюкозы в проксимальном канальце могут носить наследственный характер или являться следствием хронических заболеваний почек, ОПН и др. Литература и материалы для самоподготовки: 1. Кухта В.К., Таганович А.Д., Олецкий Э.И. Основы биохимии: учебник для студентов мед. училищ и колледжей. М.: Медицина, 2007. - с. 24-33, с.361. 2. Пустовалова Л.М.Теория лабораторных биохимических исследований (основы биохимии). – Изд. 6-е, перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – с.55-58. 3. Пустовалова Л.М. Основы биохимии для медицинских колледжей. / Серия «Медицина». Ростов-н/Д: Феникс, 2004 (изд. 2-ое)/2012 (изд. 5-ое). - с. 39-49. 4. Пустовалова Л.М. Практика лабораторных биохимических исследований. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – с. 47-56. 5. Лекции по курсу биохимии. 6. Лекции и протоколы практических занятий по дисциплине «Химия». Интернет-ссылки: http://www.xumuk.ru/biochem/40.html Химик. Сайт о химии. Углеводы. Критерии оценки: 5 баллов – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок. 4 балла – все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности. 3 балла – все задания выполнены в полном объеме, но несвоевременно, при выполнении заданий допущены неточности. 2 балла – задания выполнены частично и с грубыми ошибками, несвоевременно.
|