Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос№2 step и swot-анализ развития региональной системыНаучное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и политического анализа (от сокр. англ. STEP). Процесс стратегического планирования - это процесс формирования мыслей и целей, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы системы в будущем. Сущность процесса планирования стратегии сводится к поиску ответов на вопросы: каково настоящее положение региона и ситуация, в которой он находится? В каком положении руководство региона хочет видеть его в будущем? Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? Что и как нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? Как следует управлять реализацией стратегии? Ответы на данные вопросы, в первую очередь, лежат в анализе основных факторов макросреды (STEP-анализ) и значимых факторов внутренней среды (SWOT- анализ). STEP-анализ проводится путем анализа мнений участников «мозгового штурма» в ходе деловой игры с последующим обобщением полученных результатов и ранжированием факторов. Анализ результатов осуществляется в два этапа: определение мнения команды (8- 10 человек); определение мнения всех участников деловой игры «Стратегия». Результаты STEP-анализа являются основой для разработки конкурентных преимуществ региона и раздела «Маркетинг региона». Анализ внешней среды включает предварительный отбор социальных, технологических, экономических и политических факторов. Ученые-консультанты формируют предполагаемые сценарии (варианты) развития региона на ближайшие 5-10 лет. Перечень факторов и сценариев развития региона используется для экспертизы в форме проведения «STEP-анализа». Анализ результатов работы команд осуществляется в два этапа, на которых соответственно определяются мнения всех участников и мнения команд. При этом определяется состав основных значимых факторов макросреды и статистические характеристики результатов их ранжирования (оценки математического ожидания и среднеквадратического отклонения рангов). На втором этапе методом «мозгового штурма» анализируются сценарии развития региона в зависимости от влияния внешней среды. Основные этапы SWOT-анализа: выделение сильных сторон; выделение слабых сторон; анализ стратегических возможностей; выделение рыночных угроз; поиск положительной синергии «сильные стороны - возможности»; устранение отрицательной синергии «слабые стороны - угрозы»; поиск баланса: «сильные стороны - слабые стороны - возможности - угрозы»; анализ сильных и слабых сторон конкурентов и влияния внешней среды; разработка конкурентных преимуществ региона. В ходе деловой игры участникам команд предлагаются варианты для обсуждения и организуется «мозговой штурм». Ранжирование сильных и слабых сторон, возможностей и угроз осуществляется методом экспертных оценок участников команды. Основная задача заключается в правильном отборе факторов устранения отрицательной синергии и поиске баланса в развитии макроподсистем региона. Факторы, влияющие на выбор стратегии региона, могут быть разделены на четыре группы: 1. Внешние факторы, вытекающие из социально-экономического положения страны, федерального округа (8 округов России), крупного экономического района (в России известно 11 экономических районов) и конкретного региона (83 региона - республика, край, область). Эти факторы выявляются в результате STEP-анализа и 5 определяют степень внешнего воздействия на экономическое и социальное состояние региона. 2. Стадии жизненного цикла региона, а именно: новые зарождающиеся регионы, например в зоне нефте- и газоразработок; быстрорастущие регионы, динамика развития которых определяется бюджетообразующим предприятием, например, ГАЗ в 40-х и 90- х годах XX в. в Нижегородской области; регионы в стадии зрелости, именно к ним относится большая часть регионов России; регионы в стадии стагнации, к ним относятся удаленные от центра слабые сельскохозяйственные регионы с небольшой численностью населения («глубинка»), регионы, ориентированные на угледобычу и ВПК. 3. Конкурентная позиция региона России. Предложена новая классификация для позиционирования регионов по конкурентным возможностям: регион-лидер в России по всем основным показателям («лев»); регион, находящийся на вторых ролях в России («тигр»); регион быстроразвивающийся, но пока находящийся на третьих ролях («пантера»); регионы слабые и бесперспективные, живущие на дотациях («крот»). Такая классификация позволяет достаточно четко позиционировать регион по ведущим отраслям экономики. Варианты будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (STEP-анализ) и внутренней среды региона (SWOT-анализ). В стратегическом менеджменте предпочтительно рассматривать три главных варианта (альтернативы) развития: — пессимистический, когда происходит ухудшение социально-экономического положения и качества жизни населения; — реалистический, строящийся на основе стабилизации социально-экономического положения и качества жизни населения; — оптимистический, когда наблюдается улучшение социально-экономического положения и качества жизни населения. При разработке этих вариантов за основу принимаются сложившееся за ряд последних лет положение региона и экономическая тенденция по результатам STEP- и SWOT- анализов.
|