Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств





Класс

№ урока Наименование разделов темы Кол-во часов Основные понятия Межпредметные связи Задания для учащихся
           
  Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.   Солнечные диски дерево жизни, символы История (древние славяне, Русь) Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба.»
2-3 Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»   Народное искусство, декор, изба Геометрия(конструирование),литература(народное творчество), психология («Кто я?») Подбор материала по теме «Народные вышивки»
4-5 Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.   Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент Технология (рукоделие) Набор репродукций по теме «интерьер народного жилища», интерьеры в башкирских сказках
6-7 Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»   интерьер История, геометрия, технология Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров
  Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.   Архитектура, дизайн, мода Геометрия (конструирование), технология, психология Подбор материала о глиняной народной игрушке
9-11 Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки   Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России). Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово.
12-15 Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец.   Промыслы, ремесла, керамика, Гжель. Жостово. Городец.   сбор иллюстративного материала о башкирском народном костюме
16-17 Народная праздничная одежда. Эскиз башкирского народного костюма.   Народный костюм, платье, камзол, головные уборы История, МХК, технология, литература Подбор материала по теме «Народные вышивки»
  Эскиз орнамента по мотивам вышивки башкирского народного костюма   Народный костюм История, МХК, технология, литература Подбор материала по теме «Народные вышивки»
  Эскиз орнамента по мотивам вышивки башкирского народного костюма   Символика вышивки, орнамент, История, МХК, технология, литература Подбор материала о современной моде
  Башкирский костюм и современная мода   мода, дизайн История, МХК, технология, литература Сбор иллюстративного материала по народным праздникам
           
21-22 Праздничные народные гулянья. Сабантуй.   Сабантуй История, МХК, технология, литература, музыка (народное творчество) Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»
  Народные промыслы родного края (урок-конференция)   Художественные промыслы, ремесла краеведение Народные промыслы нашей страны
24-25 «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)       Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта
  Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.   Костюм, символика цвета История, литература (мифы и эпосы), психология Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта
27-28 Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.   Чернофигурные и краснофигурные вазы История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государства) Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме
  Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья.   Костюм, стиль   Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»
  О чем рассказывают гербы   Символ, эмблема, герб История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государства)  
  Что такое эмблемы, зачем они нужны людям        
  Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина)        
  Выставка лучших работ учащихся        
  Подведение итогов        

 

Пояснительная записка.

 

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

основные жанры изобразительного искусства;

известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

пользоваться различными графическими техниками

оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

 

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-8ч.

Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-8ч.

Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 9ч.

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

 

 

Класс

№ урока Тема Кол-во часов Планируемый результат Контрольный результат Домашнее задание
  Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств   Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные Свободная тема Сбор информации по теме
  Рисунок-основа изобразительного искусства   Рисунок-основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Зарисовка с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек Принести словари по ИЗО
3-4 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.   Пятно в ИЗО. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Изображения различных осенних состояний в природе: дождь, ветер, туман, яркое солнце тени. Работа красками. Найти работы художников о природных явлениях
  Цвет. Основы цветоведения.   Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», Страна золотого Солнца. Работа красками. Чтение сказок, подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты и др.
  Цвет в произведениях живописи.   Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть, нежность. Работа красками. Сбор информации по теме.
  Объемные изображения в скульптуре   Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, природный материал Сбор информации по теме.
  Основы языка изображения   Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие Свободная тема Написание реферата по теме; рисунок по замыслу
  Художественное познание: реальность и фантазия   Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир» Написать мини-рассказ к рисунку
  Изображение предметного мира - натюрморт   Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками. Подобрать из газет, открыток, журналов изображения натюрмортов.
  Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.   Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. Выразительность формы. Конструирование из бумаги простых геометрических тел Сбор информации по теме
  Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.   Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Построение конструкций из нескольких тел, выполнить зарисовки карандашом. Сбор информации по теме
  Освещение. Свет и тень.   Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками. Сбор информации по теме
  Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.   Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник. Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный и т.д. Работа красками, гуашью. Подобрать из газет, открыток, журналов изображения натюрмортов.
  Выразительные возможности натюрморта.   Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника. Выставка лучших работ. Выставка работ учащихся. Оформление творческих работ
  Образ человека – главная тема искусства.   Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Свободная тема. Работа красками. Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека.
  Конструкция головы человека и ее пропорции   Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма части лица, мимика. Работа над рисунком по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы) Сбор информации по теме
  Изображение головы человека в пространстве   Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом. Сбор информации по теме
19-20 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека   Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно. Рисунок набросок с натуры. 1-й урок – работа в карандаше, 2-й урок – в цвете. Описание внешности и характера литературного героя
  Портрет в скульптуре.   Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Работа над изображением портрета литературного героя с ярко выраженным характером. Описание внешности и характера литературного героя
  Сатирические образы человека   Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.   Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей Подобрать иллюстрации из журналов по теме
  Образные возможности освещения в портрете   Изменение человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее формы восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель. Подготовить рефераты на тему: Жизнь и творчество И.Е. Репина
  Портрет в живописи.   .роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения., в XVI-XIX и XXвв. Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше Сбор информации по теме
  Роль цвета в портрете.   Цветовое решение образа в портрете. Цвет и освещение Работа над созданием автопортрета Подобрать материал на тему: Великие портретисты
  Великие портретисты (обобщение темы)   Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им образах. Презентация работ портретов Оформление своих творческих работ
  Жанры в изобразительном искусстве   Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО
  Изображение пространства   Виды перспективы в изобразительном искусстве. Движение фигур в пространстве. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота Работа со словарями
29-30 Правила линейной и воздушной перспективы   Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точки схода. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Карандаш, гуашь. Сбор информации по теме
  Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.   Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Работа над изображением пейзажа Собрать иллюстрации с изображением пейзажа.
  Пейзаж – настроение. Природа и художник.   Многообразие форм и красок окружающего мира. Работа над изображением пейзажа Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры
  Городской пейзаж   Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ в. Работа над графической композицией «Мой город» Подготовить доклады о работах художников-пейзажистов
  Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.   Обобщение материала года. Выставка лучших работ учащихся за учебный год Оформление творческих работ
Всего за учебный год – 34 часа

 

Пояснительная записка.

 

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

Дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 35 часов: 1 час в неделю. ( 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.

Для изучения раздела программы «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»-8ч.

Для изучения раздела программы «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.»-8ч.

Для изучения раздела программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»- 9ч.

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

 

Класс

№ п/п Тема урока Задачи урока Кол-во час Программный минимум. Оснащение урока Домашнее задание
1-2 Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы иполя.   Добиваться простоты и выразительности. Репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К.Малевича Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников
  Прямые линии и организация пространства. Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости   Введение в композицию от 3-5 прямых линий. Репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К.Малевича Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций
  Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст.   Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах. В отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие(например, «шум дождя», «тишина», «суматоха» и др.)
  Буква – строка- текст. Искусство шрифта. Познакомить с различными шрифтами   Выполнение упражнений Создание композиции с буквами
6-7 Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Познакомит с историей развития плаката, показать важность агитационной деятельности   Выполнение макета плаката Образцы плакатов, поздравительных открыток Макеты плаката, поздравительной открытки,
  Многообразие форм полиграфического дизайна Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ. оформление книги   Изготовления макета книги Образцы книг и журналов Выполнение макета разворота или обложки книг
  Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа   Баланс объема и поля на макете (1прямоугольник-1параллепипед) Баланс объемов между собой и с полем макета Выполнение плоскостной композиции
  Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях   Построение трех уровней рельефа Построение архит-ого объекта в виде 2-3 параллепипедов; Прочтения линии проекции объекта
  Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции. Формирование навыков моделирования сложных, объемных композиций, используя необходимые средства.   Создания макета дома, построенного из модульных объемов, одинаковых или подобных по пропорциям Закончить создания макета дома.
  Важнейшие архитекиурные элементы здания. Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.   Создание зарисовки архитектурных элементов здания.  
13-14 Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.   Проектное упражнение на функциональное использование формы («Чем может быть шар?») Создание тематической инсталляции (инсталляция-композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни) Проспекты и рекламные буклеты, журналы по дизайну Закончить задание
  Роль и значение материала в конструкции. Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами   Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства.(пробки, гвозди, проволока, вата, шарики и др.) Проект «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет и т.д..
  Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности   Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения
17-18 Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни.   Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания. Силуэтная зарисовка знаменитых построек родного города, создание визитной карточки нашего города

Пояснительная записка для 8-9 классов

35 часов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана на основании:Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.

Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Обоснование выбора программы.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Занятия по этой программе способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Результаты обучения

В результате обучения изобразительному искусству, учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;

наиболее крупных художественных музеях России и мира;

овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;

определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения;

объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;

используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются следующие формы образовательного процесса: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Технологии обучения, используемые на уроках:

Здоровьесберегающая технология (технология успешного обучения, метод майевтики, групповое обучение в малых группах, проектная деятельность и т.д.)

Информационно-коммуникативная технология

Виды и формы контроля

Проверкой знаний, умений и навыков является текущая проверка художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это творческие работы учащихся, выполненные в различных видах изобразительного искусства.

Планируемый уровень подготовки выпускников основной школы.

Учащиеся должны знать:

- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;

- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;

- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;

- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;

- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение, и т.д.), специфике их образного языка;

- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;

- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;

- о декоративных искусствах как способе организации социально общения и социальной среды;

- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;

- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;

- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Учащиеся должны уметь:

- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;

- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;

- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;

- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО для 9 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования //Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007 //, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и Программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 5 – 9 классы» автора Б.М. Неменского.

Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрителъно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

- формирование и понимание учащимися роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков и понимания принципов пространственной и временной композиции;

- понимание сути и задач образной интерпретации в визуально – зрелищных искусств;

Программа разработана как целостная система введения в «Изобразительное искусство творчество и синтетические искусства кино, театр, телевидение». На базе изученного за предыдущие годы, накопленного теоретического и практического багажа учащиеся этого класса получили представление о сложности современного творческого процесса, о роли искусства и художника в постиндустриальном обществе. Овладение указанной проблематикой обеспечиваются развитием асоциального мышления и повышением изобразительной грамотности учащихся, наряду с расширением их художественной эрудиции. Изучение материала в этом классе принципиально ориентировано на применение полученных знаний в личной и общественной практике. Учащиеся подготавливаются к самостоятельному творческому действию. поэтому в практической деятельности усиливается вариативная функциональная направленность: своими работами ученики могут участвовать в оформлении школы, создании видео- и фотолетописи классов школы; в создании спектаклей и праздников; их работы могут как пособия применяться в младших классах, а также на уроках литературы и истории.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 35 часов: 1 час в неделю. ( 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.)

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: анализировать, узнавать, сравнивать, определять, описывать, применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

1 Синтетические искусства и изображение.

2 Роль и место изображения в синтетических искусствах

3. Театр и экран - две грани изобразительной образности

4. Сценография или театрально-декорационное искусство -особый вид художественного творчества

5. Театр кукол

Требования ГОС

знать/понимать:

- достижение технической и научной мысли, от печатного станка до компьютера.

- знать искусство книги, использование различных видов изображения и в своей практике

- используют достижения, опыт и закономерности и в своей практике используют достижения, опыт и закономерности пластических искусств.

- знать законы композиции, общие для всех видов изображения.

уметь:

- исследовать особенности полиграфического изображения.

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению).

ТЕМА 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру

2 Фотография-расширение изобразительных возможностей.

3 Всеобщность законов композиции

4 Фотография-искусство светописи. Человек на фотографии

5 Натюрморт и пейзаж -жанровые темы фотографии.

6.События в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Требования ГОС

знать/понимать:

- знать фотографическое изображение давно и властно вошло в нашу жизнь, став в своих лучших образцах явлениях художественного творчества.

- знать как фотография изменила визуальное пространство и расширила изобразительные возможности искусства.

- знать как изменила сознание художника, его понимание назначения изобразительного искусства

уметь:

- исследование фотографии искусства, отнюдь не ее технологическая сторона проявка, печать, на лабораторных занятиях.

- художественно- изобразительный анализ фотографии-выработка у учащихся подхода к фотографии как одному из видов искусств; возможности и роль в современном художественном мире.

Date: 2016-06-06; view: 974; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию