Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономика и политика ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В первой половине XVI в. произошло ослабление политически раздробленной Италия, ставшей ареной борьбы Франции и Испании за владение ее территорией. В разобщенных, втянутых в междоусобные войны итальянских городах и областях устанавливались близкие к деспотическим формы правления. Лишь Венеция, где на протяжении всего Возрождения существовала независимая купеческо-аристократическая республика, вполне сохранила развитые формы городского самоуправления. Культурным следствием указанного процесса явилась тенденция к унификации и регламентации моды, художественного быта, проведения праздников и т.п. Огромное воздействие на духовный климат Италии XVI в. оказала Реформация, а затем наступление Контрреформации. В 1540-е гг. главным орудием католической реакции в Италии стала деятельность ордена иезуитов, влиявшего на культурную жизнь, сферу образования. Иезуитские школы и коллегия иезуитов в Риме пытались разрушить гуманистическую систему образования. Возобновили свою страшную работу суды инквизиции (в 1542 г. в Риме был создан трибунал инквизиции). Преследовались не только неодобряемые церковью научные изыскания, но даже увлечение магией и алхимией. В кострах инквизиции, развернувшейся уже в период Позднего Ренессанса, горели люди и книги. Папа Павел VI в 1559 г. впервые опубликовал список запрещенных книг. Экономический спад привел к резкой социальной дифференциации, безработице и обезземеливанию крестьян. Даже квалифицированные рабочие с трудом могли прокормить себя, нищие, бродяги заполняли улицы городов. Изменившиеся социально-экономические условия наложили отпечаток на культурную жизнь Италии, обусловив противоречивость ценностных ориентаций. Философия
Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это - во-первых. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие. Но философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях, является постановка и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии, Науки. Ранние гуманисты использовали гибкий подход к проблемам общества и активной жизни на службе человечеству. В интеллектуальной жизни Возрождения ни одна философия или идеология не доминировала. Усиливался, скорее, философский синкретизм: стремление соединять очевидно противоречивые философские концепции, находить точки соприкосновения для соглашения об истине, как это сделал Джованни Пико делла Мирандола в трактате «О достоинстве человека» (1486). Платон, хотя и чтимый гуманистами, в университетах не подавался как философ, стоящий выше Аристотеля.
Наука Наука Ренессанса состояла главным образом в изучении медицины, физики и математики по рукописям древних мудрецов, таких, как Гален, Аристотель и Евклид. Экспериментальная наука (анатомия и алхимия) вела к открытиям в университетах и вне их. Особенно сильными, буквально поразительными, были в эпоху Возрождения изменения в хозяйственной культуре, в технологии. Повысилась продуктивность сельского хозяйства. Всё шире использовался порох, развивалось оружия и решались проблемы баллистики. Расширялась торговля, совершенствовались морские суда и искусство навигации, совершались великие географические открытия. В астрономии начали использовать телескопы. Заслуживает самой высокой оценки весь ряд механических искусств Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов. Это значит, простые принципы механики, физики, астрономии и, со временем, химии начали пониматься практически и широко применяться. Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке уже существовал достаточно широкий фундамент физических наук, но в основном эмпирический, без того сложнейшего теоретического аппарата, с помощью которого построено здание современной физической науки. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.
Открытия Параллельно изменениям в производстве и экономике формировались новые принципы управления и самоуправления, складывалось систематизированное городское право. Все эти процессы вели к возрастанию роли личностного начала. Западноевропейский город стал той почвой, которая взрастила нового человека - энергичного, предприимчивого, рассчитывающего на свои силы и умения. Менялись место и роль человека в окружающем мире. Человек становился инициативен и активен в отношении к миру, он смело брался за новую деятельность, пытался иначе взглянуть на привычные занятия. Одним из важных следствий этого стали изобретения, научные и географические открытия, расширение представлений человека об окружающем мире и о самом себе. Несмотря на то что промышленная революция произошла позднее - в XVIII - XIX веках, - первый шаг к ней был сделан в эпоху Возрождения. Материальная культура Ренессанса дала ряд принципиальных идей, решительно повлиявших на производство. К примеру, для этой эпохи характерно широкое распространение водяных и ветряных мельниц. Причем применялись они не только для помола зерна, но и для многих других целей: приводили в движение молоты, насосы, кузнечные меха, использовались для изготовления сукна. Новый промышленно-технический опыт, широко и разнообразно эксплуатируя энергию ветра и воды, впервые так масштабно поставил вопрос преобразования природных сил в деятельности человека, обратил природу на службу человеку. Некоторые достижения материальной культуры имели следствия, чрезвычайно далеко выходящие за ее пределы, и в значительной мере повлияли на духовную культуру. В первую очередь нужно, конечно, назвать появление книгопечатания. Открытие книгопечатания можно считать весьма символичным для эпохи Возрождения. Оно воплотило в себя технические и социальные новации времени, соединяя опыт предшествующий с новой действительностью. Традиции изготовления «народных листков» с резных досок, эксперименты с красками и металлическими сплавами, умение использовать пресс для изображений на монетах, освоение бумаги соединились с новыми принципами организации производства, с новыми требованиями к продукции и ее свойствам. Важной предпосылкой для появления и распространения книгопечатания стала массовая потребность в общедоступном фиксированном знании. Городская культура, новые представления человека о мире и о самом себе существенно расширили этот социальный круг, который ощутил потребность в знаниях. Рукописная книга, устное предание или эзотерическое, доступное немногим знание уже не удовлетворяли требованиям времени. Поэтому появление книгопечатания стало явлением закономерным и своевременным. Ощущение потребности в знаниях, активный интерес человека к окружающему миру способствовали становлению в эпоху Возрождения основ научной картины мира, развитию так называемого позитивного знания. Впервые со времени античности появляются трактаты о лечении болезней и анатомии, о технике и строительстве, о сельском хозяйстве и художественном творчестве. Знание это, конечно, было еще слишком эмпирично и бессистемно, но тем не менее оно сыграло важную роль в подготовке того позднего переворота, который мы называем научной революцией. Среди знаменательных событий в материальной культуре Возрождения, оставивших свой след в культуре духовной, следует назвать ее появление часов и стекла. Изобретение и широкое распространение часов стало отражением и закреплением формирующегося представления о времени, характерного для европейской культуры в период, пришедший на смену средневековью. Первоначально часы отмечали равные временные отрезки периодическим боем. Потом появился поделенный на двенадцать частей циферблат и часовая стрелка, позднее - минутная и секундная стрелки. Движение стрелок по циферблату, его однонаправленность отражали представления о времени как о необратимом процессе. Часы не просто исчисляли время и позволяли регулировать действия человека, но и формировали новый взгляд человека на действительность, ставший важной частью формирующегося миропонимания. В XIV веке часы прочно входят в городской быт и становятся не только элементом обыденного мира человека, но и символом точности и надежности. Нужно отметить еще и то, что в средние века разнообразные сложные механизмы были весьма популярны и средневековые ремесленники достигли значительных умений в изготовлении разнообразных «диковинок», но появление часового механизма было переходом на качественно иной уровень. Это было одно из первых сложных механических устройств, предназначенных не для развлечения, а исключительно для практических целей. Довольно значительны культурные последствия широкого применения стекла. Стеклянные окна, быстро распространившиеся в итальянских городах к XV веку, позволили не просто осветить дом, но и взглянуть на мир за окном иными глазами, ощутить пространственную соотнесенность предметов и вещей окружающего мира. Это стало одной из важных предпосылок формирования новых представлений о мире, в которых видимый предметный мир приобретал огромную по сравнению со средневековьем ценность. Познание законов, движущих этот мир, изучение взаимосвязи его элементов становятся важнейшими задачами эпохи. Симптоматичным стало и появление в быту зеркала, позволившего, так сказать, взглянуть на себя со стороны, поставить проблему внутреннего и внешнего, вызвать интерес к внутреннему миру человека.
Религия
Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. Заключение Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы. Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств. Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.
|