Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность Банка ВТБ ОАОБанк ВТБ ОАО при осуществлении своих функций и операций руководствуется различными нормативными и законодательными актами (впрочем, как и любая кредитная организация). Основные документы, регламентирующие деятельность Банка и его Банков были указаны в 1 главе данного отчёта. Однако, кроме перечисленных, имеются специфические документы. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на том, что каждый отдел банка (или группа) в своей деятельности руководствуется: · Нормативными актами ЦБ РФ; · Уставом Банка; · нормативными актами и распорядительными документами Банка; · Положением о Банке ВТБ ОАО; · Распорядительными документами Банка; · Положением об отделе. Остановимся подробнее на внутренних документах банка ОАО Внешторгбанк в. 1. Инструкция «О порядке открытия, ведения, учёта и контроля за соблюдением режима корреспондентских счетов Внешторгбанка и счетов межбанкьных расчётов», введённая в действие Приказом от 06.10.2001г. № 546. 2. Инструкция «О порядке совершения расчётов по операциям, связанным с экспортом и импортом товаров, работ и услуг», введённая в действие Приказом от 04.08.2000г. № 187. 3. Инструкция «О порядке предоставления овердрафта банкам-корреспондентам», введённая в действие Приказом от 05.08.2008г. № 680. 4. Инструкция «О порядке бухгалтерского учёта операций покупки/продажи иностранной валюты”, введённая в действие Приказом от 27.12.2000г. № 406. 5. «Сборник тарифов вознаграждений за услуги, оказываемые ОАО Внешторгбанк», введённый в действие Приказом от 04.08.2008г. № 677. 6. Приказ «Об определении ДПП при проведении расчётов в российских рублях через счета «Лоро» банков-респондентов и счета «Ностро» Внешторгбанка по поручениям банков-корреспондентов» от 16.06.2000г. № 125. 7. Приказ «О порядке и условиях начисления и уплаты процентов на остатки денежных средств в валюте РФ по корреспондентским счетам «Лоро» российских и иностранных банков» от 06.09.2002г. № 589. 8. Приказ «О порядке и условиях начисления и уплаты процентов на остатки денежных средств на корреспондентских счетах «Лоро» банков-корреспондентов в иностранных валютах» от 15.05.2008г. № 337. 9. Приказ «О порядке бухгалтерского учёта операций начисления и уплаты/получения процентов по привлечённым и размещённым средствам» от 14.08.2008г. № 700. 10. Инструкция о «О порядке установления, использования и контроля лимитов для принятия ОАО Внешторгбанк обязательств при проведении операций с банками, финансовыми компаниями, небанковскими кредитными организациями и биржами», введённая в действие Приказом от 24.03.2055г. № 221. 11. Типовое положение о банке ОАО Внешторгбанк, введенное в действие Приказом от 21.03.2008г. №193. 12. Инструкция «О порядке осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», введённая в действие Приказом от 02.03.2010г. № 153 (см. Приложение 3) и др. Относительно последней инструкции следует сказать, что она была введена на основании Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Существует перечень основных документов, регламентирующих деятельность банка в этой области. Прежде всего, это ФЗ № 115-ФЗ, в котором были изложены требования идентификации клиентов, фиксации и передачи сведений о банковских операциях, сумма в каждой из которых равна либо превышает 600000 руб. в Федеральную службу финансового мониторинга РФ. В Федеральном законе № 131-ФЗ от 30.10.2002 изложено дополнение к закону № 115-ФЗ о необходимости фиксации и передачи сведений о сделках юридических и физических лиц, имеющих отношение к террористической или экстремистской деятельности. Перечень таких организаций и лиц доводится до сведений кредитных организаций ЦБ РФ. 30.08.2009 вступил в действие федеральный закон 88-ФЗ, в котором изложено дополнение к закону №115-ФЗ, а именно: к операциям, подлежащим обязательному контролю относятся сделки с недвижимым имуществом стоимостью от 3 млн. руб. и выше, и денежные займы, предоставляемые юридическим лицами физическим или юридическим лицам в сумме от 600 тыс. руб. и выше. Обязанность кредитной организации идентифицировать выгодоприобретателей по операциям клиентов. На основании ФЗ № 115 ЦБ РФ 20.12.2002 за № 207-П, утвердил, взамен ранее действующего, ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». В данном положении излагается порядок оформления информации, и её передачи в уполномоченный орган (ФСФМ). 19.08.2009 издал ПОЛОЖЕНИЕ № 262-П об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. 13.07.2010 ЦБ РФ за № 99-Т направил в адрес кредитных организаций РЕКОМЕНДАЦИИ, в которых изложен порядок разработки кредитными организациями ПРАВИЛ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём. В данных рекомендациях изложен перечень мер для безусловного выполнения требований ФЗ № 115, а именно: назначить лицо, ответственное за разработку правил внутреннего контроля и их выполнение сотрудниками кредитной организации, разработать программы идентификации и изучения своих клиентов, выявления в деятельности клиента операций, подлежащих обязательному контролю, документального фиксирования необходимой информации, обучения сотрудников Банка, хранения документов и информации, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля. Кроме того, в рекомендациях изложены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём; критерии выявления и признаки необычных сделок, а также перечень сведений о клиенте, который должна получить кредитная организация при работе с ним. На основании выше изложенного, Банком внешней торговли были изданы 02.03.2010 ПРКАЗЫ: №153 – О введении в действие Инструкции «О порядке осуществления в ОАО Внешторгбанк внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», 06.05.2010 №400 – о введении в действие Инструкции «О порядке представления ОАО Внешторгбанк в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений, предусмотренных ФЗ № 115. Такова нормативно-правовая база функционирования Банка в. Но представленный список далеко не полный, в каждом отделе Банка существует своя специфическая база для осуществления операций, которой сотрудники руководствуются при оказании услуг клиентам. 2.4. Оценка платёжеспособности заемщика (на примере Банка ВТБ ОАО) В Омском Банке ВТБ ОАО организация кредитной работы возложена на отдел кредитования. Поговорим об ипотечном и потребительском кредитовании. Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом рыночной стратегии Внешторгбанка на розничном направлении. Исходя из высокой социальной актуальности решения жилищной проблемы в России на современном этапе, а также учитывая повышенный спрос со стороны населения на услуги по ипотечному жилищному кредитованию, ставит приоритетной задачу развитие ипотечных кредитных проектов и продуктов. Рис. 3. Кредиты физическим лицам, в том числе ипотечные (млн. рублей). Как мы видим, за последние три года сумма предоставляемых кредитов банком значительно возросла: если в 2008 году кредитов было предоставлено на сумму 20 млн. рублей, из них ипотечных кредитов – на 10 млн. рублей, то в 2010 году эти показатели возросли в 9 раз. За пользование кредитом заемщик уплачивает Банку проценты. Уплата процентов производится ежемесячно одновременно с погашением кредита, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения кредитного договора. Обязательным условием предоставления кредита, является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве обеспечения Банк принимает: · поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода; · поручительства платежеспособных предприятий и организаций – клиентов Банка; · передаваемые в залог объекты недвижимости, транспортные средства и другое имущество. Кредитный работник определяет платежеспособность заемщика на основании справки с места работы о доходах и размере удержаний, а также данных анкеты. Справка предоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера организации, скрепленными печатью. При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете. Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству. Платежеспособность заемщика определяется следующим образом:
где Dr – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев, за вычетом всех обязательных платежей; K – коэффициент в зависимости от величины Dr: K = 0.3 при Dr в эквиваленте до 500 долларов США, K = 0.4 при Dr в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США, K = 0.5 при Dr в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США, K = 0.6 при Dr в эквиваленте свыше 2000 долларов США; T – срок кредитования (в месяцах). Доход в эквиваленте определяется следующим образом: Если у кредитного работника имеются сомнения в отношении сохранения доходов заемщика в течение предполагаемого срока кредита величина Dr, может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключение кредитного работника. Если в течение предполагаемого срока кредита заемщик вступает в пенсионный возраст, то его платежеспособность определяется следующим образом: где Dr1 –среднемесячный доход, рассчитанный аналогично Dr; T1 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на трудоспособный возраст заемщика; Dr2 – среднемесячный доход пенсионера (принимается равным минимальному размеру пенсии в виду отсутствия документального подтверждения размера будущей пенсии заемщика); T2 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на пенсионный возраст заемщика; K1 и K2 – коэффициенты, аналогичные K, в зависимости от величины Dr1 и Dr2. Платежеспособность поручителей определяется аналогично платежеспособности заемщика с той разницей, что K = 0.3 вне зависимости от величины Dr. Ниже, в Таблице 3 приведена примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов Внешторгбанка и его банков, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики. На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать единый интегральный показатель, в котором отразить/взвесить значения показателей, положенных в основу оценки кредитоспособности клиентов с учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов. Таблица 3.Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента Внешторгбанка
Напоследок хочется отметить, что развитие кредитных отношений населения с банками – это вопрос не только экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками социально – ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой. Глава 3. Банковские технологии в деятельности Банк ВТБ ОАО В настоящее время на рынке банковских информационных систем в РФ используются следующие автоматизированные банковские системы: · «Банкир» CSBI; · АБС совместного производства «Афина» и «Diasoft»; · Diasoft 4´4 производства фирмы «Diasoft»; · БИСквит; · Diasoft NT; · IBSO производства фирмы ЦФТ; · RS Bank производства фирмы R-Style. Каждая система имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Во Внешторгбанке используется несколько систем, в частности «Афина», «Diasoft 4´4» и «БИСквит». В омском Банке используется система «БИСквит» - интегрированная банковская система, обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. Поговорим о ней поподробнее. Основные преимущества данной системы сводятся к следующему: § поддержка сложных, нестандартных технологий и индивидуальных требований банка; § ведение операций в реальном масштабе времени; § организация работы удалённых отделений в режиме on-line; § оперативное обеспечение интенсивного развития бизнеса при введении новых банковских продуктов; § устойчивая работа при резком увеличении количества клиентов и операций; § надёжная и эффективная обработка большого объёма документооборота; § оперативность и качество отчётной и аналитической информации; § своевременная адаптация при изменении требований законодательства, инструкций банка России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита; § организация эффективного и надёжного контроля доступа к финансовой и нефинансовой информации; § оптимизация управления деятельностью подразделений за счёт интегрированности, оперативности и информативности используемых систем; § максимально полная реализация принципа защиты инвестиций в аппаратные средства; § успешный опыт эксплуатации в кредитных организациях любойорганизационной структуры. Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP. Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов. Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.). Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения. Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов (work flow). При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.). Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп. Служба учетной информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года). В ИБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета. Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.). В процессе настройки бизнес-логики огромное значение уделяется настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта. Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям. Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании. Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией. Для хранения и расчета отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология). Следует отметить, что Внешторгбанк и его банкы, в частности, банк в, располагают современными техническими возможностями: ü система SWIFT, включая автоматическую отправку сообщений в формате ISO-15022 – эта система является залогом предоставления оперативного, надёжного, эффективного, конфиденциального и защищённого от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией; ü система «Клиент – Банк» - предназначена для обмена электронными документами и связи между банком и его клиентами и обеспечивает клиенту возможность оперативного управления собственными счетами в банке, минимизируя время прохождения платёжных документов. Эта система базируется на общих для подобных систем принципах построения, в основе лежит механизм синхронизации баз данных. Система «Клиент – Банк» позволяет клиентам подготавливать и передавать в банк платёжные документы, получать выписки движений по счетам и многое другое; ü система Euclid – эта система позволяет управлять счетами Внешторгбанка и его банков в Euroclear Bank в режиме реального времени ü на рынке корпоративных клиентов в целях полного удовлетворения потребностей клиентов в 2009 году Банком и его Банками были предложены новые услуги, в частности, краткосрочное кредитование с использованием системы «Рейтер – дилинг»; ü в настоящее время производится кассовое обслуживание физических лиц с использованием электронных кассиров (TCD – Teller Cash Dispenser). Таким образом, Внешторгбанк и его банкы подключены к современным высокоскоростным каналам связи, что позволяет поддерживать на высоком технологическом уровне все процессы ведения бизнеса и обслуживания клиентов. .
|