Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность Банка ВТБ ОАО





Банк ВТБ ОАО при осуществлении своих функций и операций руководствуется различными нормативными и законодательными актами (впрочем, как и любая кредитная организация).

Основные документы, регламентирующие деятельность Банка и его Банков были указаны в 1 главе данного отчёта. Однако, кроме перечисленных, имеются специфические документы.

Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на том, что каждый отдел банка (или группа) в своей деятельности руководствуется:

· Нормативными актами ЦБ РФ;

· Уставом Банка;

· нормативными актами и распорядительными документами Банка;

· Положением о Банке ВТБ ОАО;

· Распорядительными документами Банка;

· Положением об отделе.

Остановимся подробнее на внутренних документах банка ОАО Внешторгбанк в.

1. Инструкция «О порядке открытия, ведения, учёта и контроля за соблюдением режима корреспондентских счетов Внешторгбанка и счетов межбанкьных расчётов», введённая в действие Приказом от 06.10.2001г. № 546.

2. Инструкция «О порядке совершения расчётов по операциям, связанным с экспортом и импортом товаров, работ и услуг», введённая в действие Приказом от 04.08.2000г. № 187.

3. Инструкция «О порядке предоставления овердрафта банкам-корреспондентам», введённая в действие Приказом от 05.08.2008г. № 680.

4. Инструкция «О порядке бухгалтерского учёта операций покупки/продажи иностранной валюты”, введённая в действие Приказом от 27.12.2000г. № 406.

5. «Сборник тарифов вознаграждений за услуги, оказываемые ОАО Внешторгбанк», введённый в действие Приказом от 04.08.2008г. № 677.

6. Приказ «Об определении ДПП при проведении расчётов в российских рублях через счета «Лоро» банков-респондентов и счета «Ностро» Внешторгбанка по поручениям банков-корреспондентов» от 16.06.2000г. № 125.

7. Приказ «О порядке и условиях начисления и уплаты процентов на остатки денежных средств в валюте РФ по корреспондентским счетам «Лоро» российских и иностранных банков» от 06.09.2002г. № 589.

8. Приказ «О порядке и условиях начисления и уплаты процентов на остатки денежных средств на корреспондентских счетах «Лоро» банков-корреспондентов в иностранных валютах» от 15.05.2008г. № 337.

9. Приказ «О порядке бухгалтерского учёта операций начисления и уплаты/получения процентов по привлечённым и размещённым средствам» от 14.08.2008г. № 700.

10. Инструкция о «О порядке установления, использования и контроля лимитов для принятия ОАО Внешторгбанк обязательств при проведении операций с банками, финансовыми компаниями, небанковскими кредитными организациями и биржами», введённая в действие Приказом от 24.03.2055г. № 221.

11. Типовое положение о банке ОАО Внешторгбанк, введенное в действие Приказом от 21.03.2008г. №193.

12. Инструкция «О порядке осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», введённая в действие Приказом от 02.03.2010г. № 153 (см. Приложение 3) и др.

Относительно последней инструкции следует сказать, что она была введена на основании Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Существует перечень основных документов, регламентирующих деятельность банка в этой области. Прежде всего, это ФЗ № 115-ФЗ, в котором были изложены требования идентификации клиентов, фиксации и передачи сведений о банковских операциях, сумма в каждой из которых равна либо превышает 600000 руб. в Федеральную службу финансового мониторинга РФ. В Федеральном законе № 131-ФЗ от 30.10.2002 изложено дополнение к закону № 115-ФЗ о необходимости фиксации и передачи сведений о сделках юридических и физических лиц, имеющих отношение к террористической или экстремистской деятельности. Перечень таких организаций и лиц доводится до сведений кредитных организаций ЦБ РФ. 30.08.2009 вступил в действие федеральный закон 88-ФЗ, в котором изложено дополнение к закону №115-ФЗ, а именно: к операциям, подлежащим обязательному контролю относятся сделки с недвижимым имуществом стоимостью от 3 млн. руб. и выше, и денежные займы, предоставляемые юридическим лицами физическим или юридическим лицам в сумме от 600 тыс. руб. и выше. Обязанность кредитной организации идентифицировать выгодоприобретателей по операциям клиентов.

На основании ФЗ № 115 ЦБ РФ 20.12.2002 за № 207-П, утвердил, взамен ранее действующего, ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём».

В данном положении излагается порядок оформления информации, и её передачи в уполномоченный орган (ФСФМ).

19.08.2009 издал ПОЛОЖЕНИЕ № 262-П об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

13.07.2010 ЦБ РФ за № 99-Т направил в адрес кредитных организаций РЕКОМЕНДАЦИИ, в которых изложен порядок разработки кредитными организациями ПРАВИЛ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

В данных рекомендациях изложен перечень мер для безусловного выполнения требований ФЗ № 115, а именно: назначить лицо, ответственное за разработку правил внутреннего контроля и их выполнение сотрудниками кредитной организации, разработать программы идентификации и изучения своих клиентов, выявления в деятельности клиента операций, подлежащих обязательному контролю, документального фиксирования необходимой информации, обучения сотрудников Банка, хранения документов и информации, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля. Кроме того, в рекомендациях изложены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём; критерии выявления и признаки необычных сделок, а также перечень сведений о клиенте, который должна получить кредитная организация при работе с ним.

На основании выше изложенного, Банком внешней торговли были изданы 02.03.2010 ПРКАЗЫ: №153 – О введении в действие Инструкции «О порядке осуществления в ОАО Внешторгбанк внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», 06.05.2010 №400 – о введении в действие Инструкции «О порядке представления ОАО Внешторгбанк в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений, предусмотренных ФЗ № 115.

Такова нормативно-правовая база функционирования Банка в. Но представленный список далеко не полный, в каждом отделе Банка существует своя специфическая база для осуществления операций, которой сотрудники руководствуются при оказании услуг клиентам.

2.4. Оценка платёжеспособности заемщика (на примере Банка ВТБ ОАО)

В Омском Банке ВТБ ОАО организация кредитной работы возложена на отдел кредитования. Поговорим об ипотечном и потребительском кредитовании.

Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом рыночной стратегии Внешторгбанка на розничном направлении. Исходя из высокой социальной актуальности решения жилищной проблемы в России на современном этапе, а также учитывая повышенный спрос со стороны населения на услуги по ипотечному жилищному кредитованию, ставит приоритетной задачу развитие ипотечных кредитных проектов и продуктов.

Рис. 3. Кредиты физическим лицам, в том числе ипотечные (млн. рублей).

Как мы видим, за последние три года сумма предоставляемых кредитов банком значительно возросла: если в 2008 году кредитов было предоставлено на сумму 20 млн. рублей, из них ипотечных кредитов – на 10 млн. рублей, то в 2010 году эти показатели возросли в 9 раз.

За пользование кредитом заемщик уплачивает Банку проценты. Уплата процентов производится ежемесячно одновременно с погашением кредита, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения кредитного договора.

Обязательным условием предоставления кредита, является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве обеспечения Банк принимает:

· поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода;

· поручительства платежеспособных предприятий и организаций – клиентов Банка;

· передаваемые в залог объекты недвижимости, транспортные средства и другое имущество.

Кредитный работник определяет платежеспособность заемщика на основании справки с места работы о доходах и размере удержаний, а также данных анкеты. Справка предоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера организации, скрепленными печатью. При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете. Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству.

Платежеспособность заемщика определяется следующим образом:

где

Dr – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев, за вычетом всех обязательных платежей;

K – коэффициент в зависимости от величины Dr: K = 0.3 при Dr в эквиваленте до 500 долларов США, K = 0.4 при Dr в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США, K = 0.5 при Dr в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США, K = 0.6 при Dr в эквиваленте свыше 2000 долларов США;

T – срок кредитования (в месяцах).

 
   


Доход в эквиваленте определяется следующим образом:

Если у кредитного работника имеются сомнения в отношении сохранения доходов заемщика в течение предполагаемого срока кредита величина Dr, может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключение кредитного работника. Если в течение предполагаемого срока кредита заемщик вступает в пенсионный возраст, то его платежеспособность определяется следующим образом:

где

Dr1 –среднемесячный доход, рассчитанный аналогично Dr;

T1 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на трудоспособный возраст заемщика;

Dr2 – среднемесячный доход пенсионера (принимается равным минимальному размеру пенсии в виду отсутствия документального подтверждения размера будущей пенсии заемщика);

T2 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на пенсионный возраст заемщика;

K1 и K2 – коэффициенты, аналогичные K, в зависимости от величины Dr1 и Dr2.

Платежеспособность поручителей определяется аналогично платежеспособности заемщика с той разницей, что K = 0.3 вне зависимости от величины Dr.

Ниже, в Таблице 3 приведена примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов Внешторгбанка и его банков, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики.

На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать единый интегральный показатель, в котором отразить/взвесить значения показателей, положенных в основу оценки кредитоспособности клиентов с учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов.

Таблица 3.Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента Внешторгбанка

Показатели Баллы Критериальный уровень
     
  1.Совокупный годовой доход (тыс. руб.) Менее 10 10 – 20 20 – 40 40 – 60 более 60  
1–а. В том числе годовой доход на одного члена семьи   Дифференцированно по регионам
2. Ежемесячный платеж в погашение ссуды (в %) Более 40% 30 – 40% 20 – 30% 10 – 20% менее 10%  
3.Долги заемщика: - прочим кредитным институтам - налоговым органам более 10% размера ссуды менее 10%   более 10% размера ссуды менее 10% - 10 - 5   - 10 - 5
     
  4. Период обслуживания в данном банке До 1 года 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 5 лет 5 – 10 лет 10 и более лет  
  5. История кредитных отношений Любые нарушения в течение последних 3 лет нет сведений   -10 +30
  6. Наличие банковских счетов Имеет счет до востребования Счета до востребования и сберегательные До востребования и другие счета Только счет сберегательный  
  7. Владение пластиковыми картами (кредитными, дебетовыми)   Нет 1 или более нет ответа  
  8. Возраст заемщика До 50 лет Свыше 50 лет  
  9. Статус резидента Владелец квартиры / дома Приобретает квартиру Арендатор Проживает с родителями Другие варианты  
10. Срок проживания по последнему адресу До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 лет более 4 лет  
11. Срок работы на одном предприятии (рабочем месте) До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 года более 4 лет пенсионер безработный  
Итого Выдача ссуды Экспертная оценка Отказ в выдаче ссуды Более 300 200 – 300 менее 200

Напоследок хочется отметить, что развитие кредитных отношений населения с банками – это вопрос не только экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками социально – ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.

Глава 3. Банковские технологии в деятельности Банк ВТБ ОАО

В настоящее время на рынке банковских информационных систем в РФ используются следующие автоматизированные банковские системы:

· «Банкир» CSBI;

· АБС совместного производства «Афина» и «Diasoft»;

· Diasoft 4´4 производства фирмы «Diasoft»;

· БИСквит;

· Diasoft NT;

· IBSO производства фирмы ЦФТ;

· RS Bank производства фирмы R-Style.

Каждая система имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Во Внешторгбанке используется несколько систем, в частности «Афина», «Diasoft 4´4» и «БИСквит». В омском Банке используется система «БИСквит» - интегрированная банковская система, обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. Поговорим о ней поподробнее.

Основные преимущества данной системы сводятся к следующему:

§ поддержка сложных, нестандартных технологий и индивидуальных требований банка;

§ ведение операций в реальном масштабе времени;

§ организация работы удалённых отделений в режиме on-line;

§ оперативное обеспечение интенсивного развития бизнеса при введении новых банковских продуктов;

§ устойчивая работа при резком увеличении количества клиентов и операций;

§ надёжная и эффективная обработка большого объёма документооборота;

§ оперативность и качество отчётной и аналитической информации;

§ своевременная адаптация при изменении требований законодательства, инструкций банка России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита;

§ организация эффективного и надёжного контроля доступа к финансовой и нефинансовой информации;

§ оптимизация управления деятельностью подразделений за счёт интегрированности, оперативности и информативности используемых систем;

§ максимально полная реализация принципа защиты инвестиций в аппаратные средства;

§ успешный опыт эксплуатации в кредитных организациях любойорганизационной структуры.

Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.

Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов.

Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.).

Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения.

Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов (work flow). При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.).

Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп.

Служба учетной информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года).

В ИБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета.

Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.).

В процессе настройки бизнес-логики огромное значение уделяется настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.

Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям.

Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании.

Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией.

Для хранения и расчета отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология).

Следует отметить, что Внешторгбанк и его банкы, в частности, банк в, располагают современными техническими возможностями:

ü система SWIFT, включая автоматическую отправку сообщений в формате ISO-15022 – эта система является залогом предоставления оперативного, надёжного, эффективного, конфиденциального и защищённого от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией;

ü система «Клиент – Банк» - предназначена для обмена электронными документами и связи между банком и его клиентами и обеспечивает клиенту возможность оперативного управления собственными счетами в банке, минимизируя время прохождения платёжных документов. Эта система базируется на общих для подобных систем принципах построения, в основе лежит механизм синхронизации баз данных. Система «Клиент – Банк» позволяет клиентам подготавливать и передавать в банк платёжные документы, получать выписки движений по счетам и многое другое;

ü система Euclid – эта система позволяет управлять счетами Внешторгбанка и его банков в Euroclear Bank в режиме реального времени

ü на рынке корпоративных клиентов в целях полного удовлетворения потребностей клиентов в 2009 году Банком и его Банками были предложены новые услуги, в частности, краткосрочное кредитование с использованием системы «Рейтер – дилинг»;

ü в настоящее время производится кассовое обслуживание физических лиц с использованием электронных кассиров (TCD – Teller Cash Dispenser).

Таким образом, Внешторгбанк и его банкы подключены к современным высокоскоростным каналам связи, что позволяет поддерживать на высоком технологическом уровне все процессы ведения бизнеса и обслуживания клиентов.

.

 

Date: 2016-06-06; view: 2660; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию