Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая цель фирмы и оптимальное принятие решений





ТЕМА 2.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИРМЫ И ОПТИМАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Понятие фирмы и ее роль в обществе. Классификация фирм.

Экономическая цель фирмы и оптимальное принятие решений.

 

1. В открытой экономике можно выделить следующие виды субъектов экономических отношений:

-домохозяйство;

- фирмы;

-государство;

-иностранный сектор.

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Фирма –это субъект экономической деятельности, имеющий статус юридического лица, реализующий собственные интересы посредством производства и реализации товаров и услуг.

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы:

- производство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся до потребителя;

-потребление ресурсов (сырье, материалы, оборудование, земля, труд) для производства;

-определение структуры рынка посредством фирмы в отрасли;

-определение общей экономической эффективности рыночной экономики.

В собственности фирм находится основная часть национального богатства страны –средства производства, информационные и интеллектуальные ресурсы. В них сосредоточена подавляющая часть трудовых ресурсов – менеджеров, инженеров, специалистов, квалифицированных рабочих, ученых и служащих.

Предприятие – это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для создания товаров и услуг. Если оно имеет собственные интересы и является юридическим лицом, то предприятие – фирма, если нет, то предприятие часть фирмы. На практике используются различные формы самостоятельных хозяйствующих субъектов –предприятие, организация, компания, корпорация, холдинг и т.д.

В рыночной экономике выделяют виды фирм:

- частные коммерческие фирмы. Основной целью определяемой рынком деятельности является извлечение прибыли;

- частные некоммерческие фирмы. Основной целью деятельности, которых является неполучение прибыли, а удовлетворение каких-либо общественных нужд (благотворительные фонды, общественные организации, учебные заведения, медицинские учреждения и т.д.);

- государственные фирмы, которые могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от политических решений. Создаются там, где частный бизнес невозможен, нецелесообразен или нежелателен (железные дороги, почта, электростанции, городской транспорт, фундаментальные научные исследования, некоторые оборонные отрасли). Государственные фирмы занимаются предпринимательской деятельностью в чистом виде: их интересы совпадают с интересами общества, а деятельность, как правило, бывает убыточной;

-смешанные. Частно - государственные фирмы создаются в тех сферах, где частный бизнес в принципе возможен, однако необходим и «общественный присмотр» (воздушные перевозки, радиостанции, телевизионные службы и т. д.).

Создавая фирму, предприниматель делает выбор между разными организационно-правовыми формами. Гражданский кодекс РФ предлагает несколько организационно-правовых форм хозяйствования:

-индивидуальное предприятие;

-хозяйственные товарищества и общества;

-производственные кооперативы;

-государственные и муниципальные унитарные предприятия;

-некоммерческие организации.

На организационно-правовую форму фирмы основное влияние оказывает размер предприятия. Малые и средние предприятия образуются и работают в форме индивидуальных предприятий и хозяйственных товариществ, а также обществ. Крупные предприятия организуются в виде акционерных обществ.

Вначале XXI века в наиболее развитых странах малые фирмы составляют 70–90 % от общего числа предприятий (в США –97,6%, во Франции –99,6 %, в России –42,0%). Это объясняется минимумом средних производственных издержек при небольших объемах производства продукции, а также низкими внутрифирменными трансакционными издержками.

Характерные черты малых предприятий:

-динамичность и гибкость по отношению к рынку, способность на быстрое обновление ассортимента производимой ими продукции;

- приспосабливаемость к выпуску уникальных, нестандартных изделий, учет дифференцированного спроса потребителей;

- быстрота и дешевизна технической перевооруженности, за счет меньших капитальных вложений;

- активность использования нововведений и инноваций во всех сферах деятельности, создание технически революционных новинок.

Вместе с тем малый бизнес является наиболее нестабильным. По данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остается примерно половина, через три года –7–8%, а через пять лет – только 3%.

Самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие –небольшая фирма, владелец которой является одновременно и ее директором, и бухгалтером, и менеджером, и главным работником. Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу, самостоятельно им управляется и является для него основным источником получения дохода. Также ему приходится нести личную ответственность по всем возникающим обязательствам предприятия.

В настоящее время в России индивидуальным предприятием может называться предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ). Она широко распространена и имеет большое значение для экономики страны.

Более половины предпринимателей ведут свою деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспорта и бытовых приборов. В сельском хозяйстве к малым предприятиям относят крестьянские (фермерские) хозяйства.

На момент регистрации малого предприятия можно выбрать одну из предложенных систем налогообложения:

1.Общая система налогообложения (ОСН) – на предприятии ведется бухгалтерский учет в полном объеме, и уплачиваются все общие налоги (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, иные федеральные, региональные и местные налоги). Такая система налогообложения не подходит для большинства малых предприятий;

2.Упрощенная система налогообложения (УСН) – позволяет заменить платежи по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество, единым налогом на выбор– 6% от полученного дохода или 15% от разницы между доходами и расходами;

3.Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) – предприниматель уплачивает единый налог не с фактически полученного, а с вмененного, то есть предполагаемого дохода;

4.Единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН) - уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в размере 6% от доходов, уменьшенных на величину расходов;

5.Патентная система налогообложения (ПСН) – используют индивидуальные предприниматели в отношении определенных видов деятельности. Предполагает собой плату за патент, заменяющую собой уплату налога на получаемые предпринимателем доходы на определенный срок.

К преимуществам организации бизнеса в форме индивидуальных предприятий относятся:

- возможность быстрого открытия и закрытия предприятия, то есть процедура регистрации и ликвидации его достаточно проста;

- учет хозяйственной деятельности малого предприятия, как правило, ведется по упрощенной схеме;

- самостоятельность в принятии решений и распределении прибыли предприятия сосредоточена в одних руках у владельца предприятия.

Однако у организации бизнеса в форме малого предприятия имеется один очень весомый недостаток – имущественная ответственность хозяина распространяется на все его имущество, включая личное (дом, машина, дача и т.д.).

Развитие предприятия и привлечение дополнительного капитала предполагает использование другой формы организации, как малого, так и среднего бизнеса – общество.

Участники (учредители) общества объединяют свои паи (в виде денег или имущества) и закрепляют их в учредительном договоре, что дает каждому право на получение прибыли и право голоса на общем собрании.

Общества могут создаваться в организационно-правовых формах:

- общества с ограниченной ответственностью;

- акционерное общество.

Организация общества с ограниченной ответственностью предполагает, что его участники несут ответственность, связанную с деятельностью общества по обязательствам и риску убытков, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. С точки зрения экономических характеристик общество с ограниченной ответственностью является промежуточным звеном между индивидуальными предприятиями и акционерными обществами. Среди преимуществ общества необходимо отметить:

- за счет объединения ресурсов нескольких партнеров появляется возможность увеличения масштабов производства;

- за счет большего по размеру капитала появляется возможность диверсифицировать производство, тем самым снизить издержки принятия риска;

- за счет участия в управлении нескольких партнеров, появляется возможность выбрать самого квалифицированного менеджера, не прибегая к дополнительным затратам.

Однако функционирование обществ с ограниченной ответственностью связано и с определенными трудностями:

- велика ответственность менеджера за общую собственность предприятия. В случае неудачного инвестиционного проекта убытки общества ложатся на его учредителей;

- возможность оппортунистического поведения одного из партнеров, преследование собственных интересов (заключение сделки более выгодной одному участнику, увеличение представительских расходов одного участника и т.д.);

- трудность в едином понимании общей политики предприятия и в связи с этим раскол среди партнеров.

Самыми эффективными в рыночной экономике считаются крупные предприятия. Они производят около 50% ВВП развитых стран. Высокая эффективность крупных компаний объясняется в основном эффектом масштаба, что приводит к сокращению постоянных затрат и трансакционных издержек.

Основной организационной формой крупного предприятия является акционерное общество. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Деятельность в форме акционерных обществ характерна для капитало- и наукоемких отраслей, когда возникает необходимость в объединении капиталов большого числа участников.

Преимущества акционерных обществ:

- возможность привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства при современных масштабах экономики;

- небольшой риск при сохранении возможности большой прибыли;

- продажа и покупка акций акционерного общества не приводит к остановке производства, и предприятие продолжает работать;

- высокий уровень квалификации специально подготовленных для деятельности менеджеров, управляющих, специалистов и других работников.

Недостатки акционерного общества:

- высокие затраты на организацию и ликвидацию акционерной компании;

- бюрократизация сложной организационной структуры акционерного общества;

- специфика контроля за принимаемыми решениями, которые могут принимать как акционеры, так и наемные менеджеры;

- прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль. Первый – полученная предприятием прибыль, а второй– с полученных акционерами дивидендов.

До 1 сентября 2014 г. акционерные общества в соответствии с ГК РФ были разделены на открытые и закрытые.

Внесенные в ГК РФ изменения разделили акционерные общества на публичные и непубличные.

Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Акционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признается непубличным. С этой же даты такая организационно-правовая форма, как закрытое акционерное общество, исчезнет из корпоративного законодательства, однако те закрытые акционерные общества, которые зарегистрированы до 1 сентября, продолжат действовать по-прежнему, но в новых условиях.

Значительную роль в современной рыночной экономике играют объединения предприятий. Эффективность такой формы опирается на осуществляемое взаимодействие между предприятиями объединения через рынок, но в пределах общей стратегии, что позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, ускорить перелив капитала, технологий и трудовых ресурсов, координировать совместную деятельность и т. д. Объединение предприятий происходит на добровольной основе и в зависимости от целей они могут функционировать в следующих формах: холдинг, концерн, консорциум, конгломерат, финансово-промышленная группа, корпорация, ассоциация, картель, синдикат, трест, пул, а также с 2007 г. с целью дебюрократизации российской экономики и формирования новых гражданско-правовых институтов, направленных на укрепление практики ответственного ведения хозяйственной деятельности получила развитие такая форма объединения как саморегулируемые организации – некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, работающих в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В условиях глобализации мирового хозяйства особый вид объединения, представляет собой транснациональная корпорация (ТНК) – компания, переросшая национальные рамки и осуществляющая свою деятельность на мировом рынке посредством заграничных филиалов и дочерних обществ.

Во второй половине XX века с целью экономии на трансакционных издержках при увеличении размеров фирмы в некоторых отраслях (торговля, общественное питание, производство спортивной одежды и др.) распространилось специфическая форма объединения фирм – франчайзинг. Одна фирма (франчайзер) за определенную плату предоставляет другой фирме (франчайзи) право использовать свое имя, фирменный стиль, репутацию, опыт, знания, технологии и научные разработки. Обе фирмы остаются полноценными собственниками своего бизнеса, но франчайзер требует от франчайзи соблюдения оговоренных условий –соблюдать требования к качеству, использовать марку, упаковку, цену франчайзера и др. В настоящее время такая форма объединения предприятий преобладает практически во всех странах. По такой схеме работают компании: «Кока-кола», «Пепси», «Макдоналдс», «Баскин-Робинс», «Эконика», «Коламбия», «1С» и др. Причиной такого распространения и быстрого развития системы франчайзинга является выгода за счет создания оптимальной организационной структуры, позволяющей сокращать трансакционные издержки. Ведение бизнеса по схеме франчайзинга дает преимущества обеим сторонам. Франчайзер получает возможность быстро расширить свой бизнес, поскольку использует деньги франчайзи, а франчайзи получает готовый прибыльный бизнес – не надо расходовать средства на разработку нового товара, рекламу, привлечение кредиторов, обучение сотрудников и т.п.

Как правило, коммерческая деятельность в рыночной экономике находится в частных руках. Но с целью обеспечения безопасности страны, снятия социальной напряженности в обществе и регулирования естественных монополий в качестве предпринимателя может выступать и государство. Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:

- предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество таких предприятий не может быть распределено по вкладам (акциям, паям), поэтому эти предприятия принято называть унитарными (ФГУП, ГУП, МУП).

- предприятия, находящиеся под контролем государства. Такой контроль осуществляется через его владение контрольным пакетом акций.

В России государственное акционерное предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются естественными монополиями. Таковыми являются предпринимательские фирмы в отдельных нефтедобывающих отраслях экономики (концерн «Газпром», АО «Славнефть», АО «Лукойл») в электроэнергетике (РАО «Единые энергетические системы России»), в сфере информационного бизнеса (телевизионная компания ВГТРК), в сфере ювелирного бизнеса (АО «Алмазювелирэкспорт»). В отдельных акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (АО «Автоваз», ВАО «Автоэкспорт»).

Каждая организационная форма предприятия имеет определенные достоинства и недостатки. Осуществляя выбор организационной формы бизнеса, менеджер должен учитывать множество факторов: технологические особенности производства, условия расширения деятельности, возможность привлечения дополнительного капитала и выход на новые рынки, экономическую политику государства и др.

 

2. Создавая фирму, предприниматель надеется достигнуть кратко- или долгосрочный результат ее деятельности. Результат может быть положительным, в случае достижения цели, или отрицательным, в случае ее не достижения. Определение четких целей помогает выработать эффективную стратегию и экономическую политику фирмы.

Цель фирмы выражает собой управленческое обязательство добиться конкретных результатов в определенных временных рамках. Практика производственно-хозяйственной деятельности показывает множественность целевых установок фирм, поэтому дать однозначное определение цели фирмы не представляется возможным.

Цели фирмы различают на экономические и неэкономические. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (максимизация прибыли, максимизация благосостояния акционеров, максимизация добавленной стоимости, минимизация убытков и др.) и качественные (достижение технологического превосходства, завоевание большей доли рынка и др.).

Неэкономические цели выражаются в улучшение условий труда работников, формировании положительного имиджа фирмы, предоставлении покупателям качественных товаров и услуг, благотворительность и т. п.

Существуют и другие цели фирмы – устойчивое развитие, прибыль на инвестированный капитал, совершенствование технологии, удовлетворенность покупателей, максимизация стоимости акций, получение эстетического удовольствия и др.

Рассмотрим более подробно указанные цели.

Максимизации прибыли – основная цель фирмы в рыночных условиях. Прибыль является не только вознаграждением предпринимателя, но и показателем эффективности функционирования фирмы и источником ее развития. Различают экономическую прибыль – разность между выручкой и экономическими издержками и бухгалтерскую прибыль – разность между выручкой и бухгалтерскими издержками.

Предприниматель, менеджер не только должен уметь различать бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль, но и применять свои знания к конкретным управленческим решениям. Если бухгалтерская прибыль показывает, какую сумму получит владелец фирмы за определенный период (год, квартал, месяц), то экономическая прибыль характеризует эффективность данного вида деятельности в долгосрочном периоде. Причем нулевая экономическая прибыль позволяет фирме остаться в отрасли, а при отрицательной экономической прибыли рационален уход фирмы с рынка.

В условиях долговременного равновесия экономическая прибыль всех фирм стремится к нулю, но эта тенденция означает не то, что фирма в отрасли работает неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной, предприниматель все же покрывает все явные и скрытые издержки, включая нормальную прибыль. Лишь те фирмы, которые имеют собственные технические патенты, новшества или иные преимущества, позволяющие выпускать продукцию с издержками более низкими, чем у других, на краткосрочном этапе получат повышенную экономическую прибыль.

Максимизация благосостояния акционеров. В акционерных компаниях собственниками фирмы являются акционеры-инвесторы –владельцы акций. Их интересует уровень доходности своих инвестиций, который складывается из роста рыночной стоимости капитала, инвестированного ими в компанию, и доходов, получаемых от распределения прибыли. Более того, инвестор, вкладывая денежные средства в компанию, ожидает от своих инвестиций определенный уровень доходности, устанавливаемый в зависимости от цены возможного использования инвестируемого капитала. Если суммарный доход инвестора превышает этот уровень, компания создает добавленную стоимость для своих собственников, в противном случае инвестор меняет объект инвестирования.

Максимизация доли рынка. Такую цель ставят перед собой фирмы, выводящие на рынок новый товар или услугу. Более высокая доля рынка служит индикатором способности фирмы эффективно конкурировать с другими предприятиями отрасли. Компания, которой принадлежит самая большая доля рынка используя эффект масштаба имеет самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Данная цель может иметь долгосрочный характер и быть встроена в общую стратегию развития фирмы.

Максимизация добавленной стоимости («японская») модель. Среди экономических целей фирмы особое место занимает максимизация добавленной стоимости. Добавленная стоимость – разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций, т. е. та часть стоимости конечного продукта созданная непосредственно в компании.

Добавленная стоимость является результатом согласованной деятельности всего персонала – менеджеров и рабочих, использующих капитал компании для преобразования ресурсов в ее конечный продукт, поэтому максимизация добавленной стоимости – это долгосрочная концепция фирмы, направленная на максимизацию выгоды всех участников производственного процесса.

Максимизация добавленной стоимости осуществляется за счет конкурентоспособности продукции, роста производительного труда, снижении затрат и совершенствования технологий.

Многообразие целей фирмы предполагает и множественность управленческих решений. В этих условиях совершенно естественно, что акционеры, собственники, партнеры бывают, не удовлетворены работой менеджера считая, что человек – существо рациональное и в различных ситуациях всегда стремиться получить максимум.

В связи с этим американский ученый Герберт Саймон (1916–2001 гг.) предложил считать, что в силу ограниченности мыслительных возможностей конструирующего модель человека, отсутствия всей нужной и качественно обработанной информации для принятия эффективного решения, неясного понимания тех целей и средств, ценностей и критериев, с помощью которых можно оценить содержание решения, давления социальной сферы на процесс принятия решений фирма стремиться к получению «удовлетворительного», а не максимального уровня прибыли.

В условиях риска и неопределенности менеджер должен принять оптимальное решение – то, которое максимально приближает фирму к ее цели.

 

Date: 2016-06-06; view: 6228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию