Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы воспитания правильной речи у детей старшего дошкольного возрастаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы воспитания правильной речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………….5 1.1Основные подходы к понятию «правильной речи»…………………………5 1.2Основные этапы развития правильной речи у детей…………….…….……9 1.3Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста…….………..14 Выводы по первой главе……………….………………………………………..29 Глава 2. Изучение особенностей речи у детей старшего дошкольного возраста…………………..………………………………………………………21 2.1Методики для изучения речи у детей старшего дошкольного возраста….21 2.2 Коррекционная работа по формированию правильной речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..32 Выводы по второй главе…………………………...……………………………40 Заключение………………………………………………………………………42 Список литературы……………………..……….……………………………….43
Введение На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является неправильная речь.. Исследованием проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня занимались: Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др. Тем не менее, при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико- грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции остается актуальной. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. У детей старшего дошкольного возраста, как показали специальные исследования, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности. Преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). На сегодняшний день эта проблема развития правильной речи требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития. В силу ряда причин проблема развития правильной речи у детей, нуждающихся в коррекционной помощи является актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается. Объект исследования: речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс воспитания правильной речи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически изучить и определить содержание коррекционной работы по воспитанию правильной речи у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования поставлены задачи: - определить научно-теоретические основы изучаемой проблемы особенностей воспитания правильной речи у детей старшего дошкольного возраста; - выявить особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста; - изучить методики диагностики развития речи; - рассмотреть особенности работы по воспитанию правильной речи детей старшего дошкольного возраста. Структура исследования: работа содержит две главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы. Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы воспитания правильной речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1Основные подходы к понятию «правильной речи»
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка[12]. В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. В последнее время наиболее активно изучается проблема нарушений речи у детей. Правильная речь – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы[12]. Исследованием правильной речи занимались такие ученые как: Л.И.Айдарова, Н.Н.Алгазина, Б.Г.Ананьев, Д.Н.Богоявленский, П.Я.Гальперин и др. И. В. Баранова понимает звукопроизношение как это конкретное произнесение звуков в словах, в предложениях, в речи в целом. Звукопроизношение подразумевает правильную артикуляцию, положение губ, языка, правильное дыхание и использование голоса. Рассмотрим так же психологический аспект звукопроизношения. Согласно психологическому словарю Немова, звукопроизношение – это конкретное произнесение звуков в словах, в предложениях, в речи в целом. Звукопроизношение подразумевает правильную артикуляцию, положение губ, языка, правильное дыхание и использование голоса[17]. Мухина В. С. считает, что формирование правильного звукопроизношения – это конкретное произнесение звуков в словах, в предложениях, в речи в целом. Звукопроизношение подразумевает правильную артикуляцию, положение губ, языка, правильное дыхание и использование голоса. Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа воспитателя со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха[34]. Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду. Уровень звукопроизношения, уровень понимания обращенной речи, а также такие показатели экспрессивной речи, как степень развернутости фразы, объем активного словаря, лексико-грамматический строй речи связаны со становлением звукопроизношения. Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук необходима коррекционная раббота, логопеда. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук[15]. Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму[23]. Лингвисты изучали звуковую сторону языка с разных точек зрения (Р.А. Аванесов, ГО. Винокур, В.А. Богородицкий, И.А. Бордуэн де Куртене, АН. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, А.А. Потебня, Ф. де Соссюр, А.И. Томсон, Л.В. Щерба). По Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетание, предложения) имеют смысловую сторону и материю. Такой доступностью обладают знаки, у которых есть обозначаемое и обозначающее. Звуки и их сочетания являются обозначающими. Звуковые единицы языка: звук, слог, такт, фраза - связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт - группа слогов, обозначенная одним ударением, фраза состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией. А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова. Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка.(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, А.М. Шакмарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова). Исследования фонетической стороны речи привело к выводу о необходимости различать три уровня ее развития: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуетсяумением выделять на слух последовательно все звуки и слоги, знанием букв и способностью сливать их в слоги (сознательное по слоговое и беглое чтение). Средний уровень отличается умением выделить на слух один звук в слове и согласные звуки в середине слова, знанием букв, попыткой сливать их в слоги и чтением односложных и наиболее простых двухсложных слов. Низкий уровень развития фонематической речи характеризовался способностью выделять на слух в слове только слоги, знанием 5-10 букв, попыткой побуквенного чтения, но отсутствием навыка в чтении[41]. Н. В. Гвоздева отмечает что, нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Date: 2016-06-06; view: 1313; Нарушение авторских прав |