Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сибирский гидромедведь





Возможно ли такое, чтобы беспризорник, бродяжка, не закончивший даже церковно-приходской школы, стал затем выдающимся инженером и руководителем крупнейшего в стране Братско-Усть-Илимского промышленного гиганта, в составе которого два построенных им города – Братск и Усть-Илимск, две гидростанции, два лесопромышленных комплекса, гигантский горно-обогатительный комбинат, алюминиевый завод. И все это возникло в непроходимой тайге, с нуля, менее чем за 20 лет. Никогда и нигде в мире не было столь масштабных темпов в гидростроительстве. От закладки первого камня в основание Братской ГЭС и до пуска первого агрегата прошло всего пять лет. На стройке как-то побывали американцы. Они и окрестили Наймушина “сибирским гидромедведем”. Внешне Наймушин действительно выглядел богатырем. Выше среднего роста, сутулый, плотного телосложения с крупными чертами лица, взгляд чуть исподлобья, - таким рисует портрет Ивана Ивановича его близкий друг и соратник А.А. Сапожников. Масштабам личности Наймушина поражаешься. Это был действительно “матерый человечище”. Стратег. Созидатель. Патриот.

Случай стал поворотным моментом в его жизни. Как-то двадцатипятилетний проходчик стал нечаянным свидетелем собрания горных инженеров шахты, где он добывал уголек. Ивана поразил не сам предмет дискуссии, а то, как специалисты вели разговор. Это была совершенно иная среда, незнакомая, но притягательная. Именно тогда он решил для себя, что будет учиться. До конца жизни Иван Иванович Наймушин был благодарен одному из тех участников собрания в клубе шахты. Инженера звали Петр Ильич. Он и подготовил способного шахтера к поступлению в техникум, а еще через пять лет в 1937 году Иван закончил Московский горный институт. В числе пяти лучших выпускников Наймушина затребовали на работу в Наркомат тяжелой промышленности. У бывшего беспризорника начиналась другая жизнь.

 

В августе 1941 года Наймушин был назначен начальником строительства тепловой гидроэлектростанции в Йошкар-Оле на реке Кокшаге. А Котельнич, к слову сказать, в древние времена назывался Кокшаров. Осенью 1943 года электростанция дала ток. И даже много лет спустя эту электростанцию в Йошкар-Оле называли “наймушинской”. Потом были другие города, другие стройки, но самой главной стала Братская ГЭС. О начальнике “Братскгэсстроя” в этих местах по сей день ходят легенды. Очень трогательно, торжественно братчане отметили 95-летие своего кумира. На юбилейные торжества из Москвы прилетели сын и дочь, внуки прославленного гидростроителя. Есть музей в Братске, где собраны многочисленные публикации о начальнике стройки, книги о нем, ноты музыкальных произведений, посвященных Братску и Усть-Илимску. Есть даже пластинка с песней о самом Наймушине в исполнении Иосифа Кобзона. На родине, в Котельничском музее истории крестьянства, начальнику Братской ГЭС посвящен отдельный стенд, а к столетию И.И. Наймушина открылась новая экспозиция “Потоки жизни и воды”. Документы, фотографии для экспозиции передала в дар музею Марина Ивановна Наймушина, дочь.

 

Методы руководства

Если бы На ймушин в своей деятельности подчинялся рекомендациям министерских чиновников из Москвы, Братскую ГЭС и весь этот огромный гидроузел в Сибири не достроили бы никогда, как это случилось с БАМом. Своим существованием на карте и Братск и Усть-Илимск обязаны прежде всего Наймушину.

 

Проработавший много лет с легендарным начальником стройки один из его сподвижников А. Нагнойных вспоминал: “ Наймушин в числе приглашенных участвовал в пуске Волжской ГЭС, и там в присутствии начальников всех гидростроек Союза председатель госкомиссии спросил: “А как у вас дела Иван Иванович?” - “На двойку”,- ухмыльнулся тот. – “Это как же понимать?”, возмутился чиновник из Москвы. – “Это значит в два раза мощнее, в два раза быстрее и в два раза дешевле!” – отрезал Наймушин. Действительно, Братская ГЭС была построена в рекордные сроки и единственная в стране окупила себя полностью уже к моменту сдачи госкомиссии. Это был единственный случай в СССР, когда такая грандиозная стройка обошлась государству дешевле сметной стоимости.

Начальник Братскгэсстроя терпеть не мог совещаний. Вопросы решал только с теми, кто был компетентен в данном вопросе, а решения принимал единолично, возлагая всю ответственность на себя. Был момент, когда потребовалось построить еще одну внеплановую ЛЭП. Все чертежи составили в Братске своими силами, шло согласование с проектировшиками в столице. “ Если хочешь завалить дело - согласовывай, - попенял Наймушин начальнику управления строительства линий электропередач Зимину. А потом ему же очень жестко: “Приступай к рубке просеки. Немедленно. И создавай СМУ, чтобы выйти на всю трассу”.

Наймушин по своей натуре не был ведомственным человеком. Он был стратегом и мыслил масштабно. Приехав строить Братскую ГЭС, Наймушин занимался комплексным развитием этого региона Сибири, нарушая при этом существующие правила игры. Москва в любой момент могла его обвинить в нецелевом расходовании средств. Ведь он умудрился строительство в Усть-Илимске финансировать за счет удешевления строительства Братской ГЭС. Причем, не в ущерб главному делу и людям, которые трудились на этой великой стройке.

Своих подчиненных начальник Братскгэсстроя проверял делом. Задачи порой ставил такие заковыристые, выполнение которых позволяло составить правильное представление о человеке. Выдержавший экзамен оставался и дальше осваивать “школу Наймушина”. А у главного диспетчера стройки стало правилом: собирать самую дотошную информацию о тех людях, кем заинтересовался начальник, вплоть до их увлечений во время отдыха. Так подбирались кадры. Кстати об отдыхе. Сам Наймушин, по свидетельству близко знавших его людей, любил охоту, рыбалку, с удовольствием копался в собственном огороде. Так случилось, что семья не поехала с ним из столицы в Сибирь. Для него самым важным была его работа, а жена Анна считала своим долгом дать сыну и дочери хорошее образование. Официально Наймушин не был разведен, но фактически в Братске у него возникла вторая семья. Женщину, ставшую ему женой и другом, звали Клавдией. Они и погибли вместе в 1973 году, когда возвращались с отдыха домой, в Братск. Кому-то из друзей Наймушина, летевших вместе с ним, захотелось еще побродить по тайге. Посадка вертолета оказалась неудачной. Зацепившись за кроны деревьев, машина загорела. Погибли начальник Братскгэсстроя Наймушин, Клавдия и еще один полковник. Остальным повезло больше. Случилось это 1 сентября 1973 года.

Date: 2016-06-06; view: 503; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию