Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и методики исследования
Для изучения межличностных отношений школьников с задержкой психического развития была использована методика для диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Cоциометрия». Методика Дж. Морено. Минимальное количество вопросов, возможность выбора от 1 до 3 имен делает эту методику удобной для изучения детей с ЗПР и при анализе экспериментальных данных снимает трудности, обусловленные своеобразием словарного запаса изучаемых учащихся. По каждому вопросу показатели могли иметь только положительный знак, что учитывалось при качественном анализе и количественной обработке экспериментального материала. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет «психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива» Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива был использован тест-семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе». Методика В.В. Бойко. Был также применён метод анкетирования – оценки привлекательности классного коллектива и «мой лучший друг». В эксперименте участвовали 10 учащихся с задержкой психического развития (7 мальчиков и 3 девочек) учащихся четвертого класса МБОУ СКОШ №16 города Липецка, и 28 учеников четвертого класса МБОУ СОШ школы №36 города Липецка. Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали. Все ученики специально-коррекционной школы имели поставленный медико-педагогическими комиссиями диагноз задержки психического развития. У большинства из них отмечались также разные хронические заболевания. Кроме данных, полученных при выполнении экспериментальных заданий, были изучены медицинские карты детей, их успеваемость, педагогические характеристики и семейный статус. Исследование проводилось с целой группой. Детям были разданы бланки с заданиями. Устно было разъяснено задание. В группе с задержкой психического развития потребовалось больше время на объяснения, к каждому ученику был индивидуальный подход. Наблюдение за детьми и беседа с ними во время выполнения экспериментальных заданий показали, что они полностью включались в предлагаемые жизненные ситуации, воспринимая их как реальные. Все это служило подтверждением того, что использованные методики были адекватны поставленным задачам. 1. Группа с задержкой психического развития (7 мальчиков и 3 девочки) 2. Группа с нормальным психическим развитием (13 мальчиков и 15 девочек). Диагностика проводилась в четыре этапа: 1. Диагностика межличностных и межгрупповых отношений «Cоциометрия» (Дж. Морено); 2. Анкетирование «Мой лучший друг» (Л. И. Вассерман); 3. Тест-семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе» (В.В. Бойко); 4. Анкета для оценки привлекательности коллектива. Рассмотрим более подробно данные социометрические методики. Диагностика межличностных и межгрупповых отношений «Cоциометрия» (Дж. Морено) Цель: определить социометрический статус, социовалентность каждого ученика, взаимность выборов. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Инструкция включает в себя 3 вопроса, на которые необходимо ответить как можно искренне: вписать от одного до трех имен своих одноклассников. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? (1-2 имени) ………………………………….. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? (1-3 имени) …………………………………. С кем бы ты пошел в поход? (1-3 имени) ………………………………… Статусная структура группы - социально-психологический показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе. Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные. В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав группы. Обработка данных на этом этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбирал каждый конкретный член группы. Плюс – значит выбор. После заполнения таблицы заполняются ещё две строчки, в которых производится подсчёт суммы выборов, полученных каждым членом группы от других. Таким образом, каждый участник становится обладателем баллов. С точки зрения социометрии эти баллы могут быть рассмотрены как числовые выражения статуса индивида в группе, точнее в системе межличностных предпочтений. В данной таблице также можно подсчитать, есть ли, и в каком количестве, у каждого члена группы взаимные выборы. По полученным суммам можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми, много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные члены групп. Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых. Взаимность контактов - важный социально-психологический, по которому учитель судит о наличии отношений взаимного расположения-нерасположения. Уровень положительной взаимности коллективных отношений отражает психологическую совместимость детей в классе, наличие развитых дружеских отношений. Анкетирование «Мой лучший друг» (Л. И. Вассерман) Цель: определить критерии социометрического выбора друга. Детям выдавался бланк с готовыми высказываниями относительно друга (характеристика внешнего вида, ситуативной деятельности, взаимной симпатии, успешной учебной деятельности, нравственных качеств). Ребятам предлагалось выбрать лучшего друга и поставить отметки напротив тех качеств, которыми обладает друг. имя друга ………………….. 1. он (ОНА) мне нравится 2. мы часто бываем вместе 3. он считает меня своим другом 4. он хороший 5. добрый, отзывчивый 6. всегда готов помочь (не подведет, поможет) 7. общительный 8. вежливый 9. я ему доверяю 10. умеет хранить секреты 11. вместе ходим в кружок 12. на уроках сидим вместе С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего. Ключ к анкете по критериям выбора следующий: 1. Учебная деятельность – 11,12 2. Взаимная симпатия – 1, 2, 3, 4 3. Нравственные качества – 6, 7, 8, 9, 10
Тест семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе» (В.В. Бойко) Цель: определить эмоциональный настрой коллектива. Эмоционально-психологический климат (ЭПК) - важная составляющая взаимоотношений в группе. Это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором опосредованно отражаются индивидуальные эмоциональные состояния членов группы. Семантический дифференциал — метод количественного и качественного индексирования значения знаков. Семантический дифференциал нашел широкое применение при исследовании массовых коммуникаций, измерениях эмоционального отношения личности к объектам, социальных установок и ценностных ориентации личности. Процедура семантического дифференциала обладает высокими показателями надежности и валидности (обоснованности). Как методика измерения социальных установок она дает хорошие результаты при сопоставлении с другими методами. Коллективный индекс ЭПК определялся как средний по группе. Уровень конфликтности группы выводится из удельного веса отрицательных выборов по отношению к общему количеству сделанных детьми выборов (и положительных, и отрицательных). Date: 2016-06-06; view: 1342; Нарушение авторских прав |