Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление многопартийной системы в России: дореволюционный период





Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью.

Реформы шестидесятых годов XIX века привели не только к бурному экономическому росту, но и к заметным изменениям на политической арене страны. Это, прежде всего, относится к процессу резкой политизации общества, когда разные социальные слои искали возможность оказывать влияние на постепенно теряющее свое влияние самодержавие.

Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX – начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. Безусловно, этот процесс был напрямую связан с бурными событиями первой русской революции и изданием Манифеста от семнадцатого октября 1905 года. Среди наиболее заметных политических организаций стоит выделить РСДРП, Конституционно-демократическую партию, Октябристов, Союз русского народа и Партию социалистов-революционеров.

В то же время стоит отметить, что формирование многопартийной системы в нашей стране проходило в условиях серьезных социальных изменений, и до революции этот процесс так и не был завершен. Главными препятствиями здесь были сложная многоступенчатая система выборов, неравные условия для партий в политической деятельности, а также сохранявшееся доминирующее положение самодержавия на политической арене.

Советский период

С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились. На долгие десятилетия в стране установилась монополия одной силы.

Многопартийная система в СССР стала возрождаться в конце 1980-х гг., когда в связи с перестройкой и политикой демократизации общества в стране стали появляться оппозиционные политические движения. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел после отмены в 1990 году шестой статьи Конституции, которая гарантировала господствующее положение КПСС.

Уже в первые месяцы после знаменитого мартовского съезда народных депутатов министерством юстиции СССР было зарегистрировано около двадцати политических партий и движений. К моменту распада государства их уже насчитывалось более шестидесяти.

Становление многопартийности в России: современный этап

Формирование многопартийной системы в России перешло на качественно иной уровень после принятия в декабре 1993 года новой Конституции. Именно здесь, в тринадцатой статье, закреплен такой политико-правовой институт, как многопартийность. Он подразумевает существование неограниченного количества партий, которые, с одной стороны, имеют право в законном порядке бороться за власть, а с другой – должны отвечать за свои действия перед избирателями.

В России в настоящее время не существует какой-либо официальной идеологии, поэтому политические партии могут иметь и правый, и левый уклон. Основное условие – отсутствие в их программных требованиях призывов к расовой или национальной дискриминации, а также к революционным действиям с целью радикально изменить существующий строй. Памятуя о советском опыте, создание партийных ячеек на заводах, в организациях и учреждениях запрещено.

К наиболее крупным и известным политическим движениям, деятельность которых продолжается уже не один избирательный цикл, следует отнести КПРФ, «Единую Россию», «Яблоко», ЛДПР, «Справедливую Россию». Эти партии отличаются друг от друга не только программными требованиями, но и своей организационной структурой, и методами работы с населением.

Однопартийные и многопартийные системы в тех или иных странах отражают обстановку в политических сферах, дают представление о традициях и менталитете народа. Современная Россия находится в сложном переходном периоде, когда долгое время считавшиеся незыблемыми установки оказались стремительно разрушены, а новые идеологические ориентиры так и не сформировались.В этих условиях многопартийная система обречена на длительный и сложный процесс своего становления. В то же время мировой опыт дает возможность предположить, что все основные трудности будут со времен преодолены, и Россия перейдет к более активному строительству современного демократического общества.

  1. Избирательные системы: понятие, типология.

Избирательную систему можно определять в узком и в широком смыслах. В узком смысле избирательная система – это порядок определения итогов голосования.

Избирательная система и избирательный процесс неразрывно связаны, если рассматривать первое из этих двух понятий в широком смысле. Так, в широком смысле под избирательной системой подразумевают группу правовых норм, которые регулируют порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов, определения итогов голосования. Эта группа норм права образует избирательное право.

можно выделить следующие избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Все они отличаются дуг от друга по ряду признаков: величина округа, количество голосов, голосование за конкретного кандидата, проведение голосов в мандаты и т.д.

Мажоритарная избирательная система

Это система, в которой выборные органы власти формируются через индивидуальное представительство. Кандидат, который получит больше всего голосов, считается победившим и избранным. Мажоритарная система имеет такие разновидности:

• Система абсолютного большинства. При ней победивший кандидат набирает абсолютное большинство голосов – это 50% от всего количества голосов плюс один.

• Система относительного большинства. Здесь победившему кандидату необязательно набирать более 50% от всех голосов, ему достаточно набрать количество голосов, которое будет больше, чем у любого из его противников.

• Система квалифицированного большинства – тут победившему кандидату необходимо набрать заранее установленное количество голосов, которое больше половины.

Плюсы мажоритарной системы:

• Дает высокий шанс попасть в парламент самовыдвиженцам и мелким партиям.

• Деятельность каждого члена всякой партии строго регулируется уставом партии, а также карьерными соображениями.

Минусы мажоритарной системы:

• У мощной партии в парламенте представительство выше, чем реальное количество избирателей, ее поддерживающую.

• Мелким партиям достаточно трудно добиться большого успеха в отдельно взятом округе.

• При мажоритарной системе высок риск подкупа избирателей и джерримендеринга.

• Избиратели, борясь за ценность своего голоса, вынуждены выбирать наиболее подходящего из двух политических лидеров, нежели отдать голос тому кандидату, которому они больше симпатизируют.

• Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что мажоритарная система неизбежно приводит к двухпартийной избирательной системе государства.

Пропорциональная избирательная система

Она подразумевает под собой формирование выборных органов через партийное представительство. При этой системе места распределяются по числу набранных партиями голосов. Чем больше голосов набрала партия, тем больше мандатов (мест) она получает.

Каким образом определяется количество мест для каждой партии? Существует избирательная квота, по которой рассчитывается количество мест для каждой партии. Также число мандатов определяют в результате деления общего числа голосов избирателей на число мандатов в данном избирательном округе. В результате вычислений каждая партия получает столько мест для своих человек, сколько раз установленная квота укладывается в количество голосов, которые собрала партия. Для этого количество голосов, которые набрала партия, делят на квоту. Результат деления – это количество предоставляемых мест.

Большим плюсом пропорциональной избирательной системы является учет различных ценностей и интересов разных слоев общества.

Основным минусом можно считать нестабильность в парламенте, особенно когда места имеют многие мелкие партии.

Смешанная избирательная система

По-другому ее называют гибридной. Что такое гибридная избирательная система? Если в партийном списке кандидатов указываются мажоритарные округи, в которых каждый из кандидатов будет баллотироваться, то партийные списки становятся открытыми, и пропорциональная система превращается в гибридную.

Проще говоря, гибридная избирательная система сочетает в себе признаки и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем. Порядок определения депутатов осуществляется по тем же принципам, что и в мажоритарной системе, а порядок выдвижения кандидатов такой же, как и в пропорциональной системе.

В России избирательная система имеет сложный характер. Так, можно выделить сразу 4 способа организации выборов, которые применялись и применяются в РФ:

•Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства – выборы Президента в два тура.

•Мажоритарная избирательная система в 1 тур – выборы половины депутатов органов субъектов РФ.

•Гибридная избирательная система – места делятся между кандидатами и партийными списками пополам в одномандатным округах.

•Пропорциональная избирательная система – выборы в Государственную Думу.

21. Политическая культура: концепции, понятие, структура, функции, типология.

Политическая культура – это комплекс политических знаний, научных концепций, ценностных ориентаций и идеологических принципов, а также практические способы и методы их реализации в процессе политической деятельности, преобладающие в данном обществе.

Концепт ПК введён Алмондом в 1956 г. Структура ПК: познавательные ориентации – знания о политической системе; эмоциональные ориентации — чувства, испытываемые к политической системе; оценочные ориентации – представления и суждения о политических объектах. 1963 – концепция ПК Алмонда и Вербы, кн. «Гражданская культура» (бихевиористская традиция): ПК — верования и представления, которые воздействуют на поведение людей в рамках существующих политических институтов (личный опыт граждан + политическая память об исторических событиях). 3 чистых типа: приходская, подданническая, партисипаторная. Наилучшие шансы на достижение стабильной демократии у обществ, в которых преобладает партисипаторная ПК с элементами приходской и подданнической ориентаций – это политическая культура гражданственности. Главная черта: граждане достаточно сильно вовлечены в политику и активно выражают свои интересы, но не настолько, чтобы блокировать принимаемые элитой политические решения. Ближе всех к ПК гражданственности Великобритания, следом США, ФРГ, Италия, Мексика. ПК может быть раскрыта через понятие «образцы политического поведения» — политический стиль руководства, устойчивые формы участия и политических ориентаций граждан, проявляющиеся в их отношении к собственной роли в политической жизни + к конституции и системе права, участию в местном самоуправлении и т.д.

Интерпретационный подход: главное — поиск «смыслов» политической жизни, вычленение смысловых аспектов политики. При этом используется широкий набор методических приемов, начиная от разнообразных описаний и анализа фрагментов национальной истории до изучения образцов популярной культуры + индуктивные методы и идеи социальной антропологии (Гирц). 4 основных аспекта: 1.ПК — альтернатива рациональному поведению, а форма рациональности как таковой — культурной рациональности; 2. формирование культуры происходит адаптивно. Люди вырабатывают свою культуру (в том числе политическую) в процессе принятия решений; 3. нации в целом не являются представителями идеальных типов политических культур. Каждой нации присуща определенная комбинация их различных типов; 4. существует ограниченное число типов политических культур: «эгалитарная», «иерархическая», «индивидуалистическая» и «фаталистическая» (Дуглас). В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Структуру политической культуры составляют различные аспекты политической жизни общества. Она включает в себя:

– политические знания;

– культуру политической деятельности вплоть до конкретных актов поведения;

– культуру взимоотношений индивида с органами государственной власти, а также взаимоотношений иных субъектов политической системы;

– знание, признание и сисполнение ритуалов, связанных с национальной государственной символикой;

– знание и разумное следование политическим традициям своего народа, а также использование положительного политического опыта других стран.

Учёные выделяют следующие основные функции политической культуры:

- функция передачи политического опыта;

- функция регулирования политических отношений;

- воспитательная функция;

- познавательная функция.

Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют три чистых типа политической культуры:

патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;

подданническую, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;

активистскую, в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак- тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным.

Основные черты современной демократической политической культуры:

традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);

морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;

индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;

политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.

Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.

Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.

22. Тоталитаризм как политический режим.

Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”, “целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

23. Авторитаризм как политический режим.

Авторитарный режим – режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или элитной группой (классом, партией) при минимальном участии народа. Он рассматривается в качестве своего рода «компромисса» между тоталитарным и демократическим режимами.

В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

- сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

- права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере;

- в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

- политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

- государственный контроль, как правило, не распространяется на неполитические сферы - экономику, культуру, религию, частную жизнь;

- обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством;

- осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

- власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

- при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

- режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

Типы авторитарных режимов:

- партийные;

- корпоративные;

- военные; национальные;

- режимы личной власти.

24. Демократия как политический режим.

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

 

Базовые принципы демократического режима власти:

 

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

 

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

 

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

 

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

 

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

 

К демократическим режимам относят:

президентские республики;

парламентские республики;

парламентские монархии.

25. Консерватизм как политическая идеология.

Консерватизм. В обычном смысле слова консерваторы - это противники прогресса. Но этого недостаточно, чтобы понять феномен современного консерватизма на Западе. Именно консерваторы добились в 80-е годы наибольшего экономического роста в крупнейших странах Запада и подъема национального самосознания. Они сохраняют власть в США, Великобритании; весьма влиятельны консерваторы в других ведущих странах Запада, в частности во Франции. Теоретиками консерватизма являются Ф. Хайек, Г. Рормозер и др.

Конкретное представление о консерватизме дают его стратегические программы – экономические, социальные, политические.

Экономическая концепция консерватизма характеризуется обращением к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусматривающей решительное ограничение вмешательства государства. Эта концепция исходит из принципа свободы индивидов, вступающих в сферу свободной концепции. Главный механизм координации и главный регулятор этой стихии - рынок.

Социальная теория консерватизма исходит прежде всего из того, что нормальным и неизбежным должно быть социальное первенство.

Политическая теория консерватизма исходит из признания сильной роли государства. Консерваторы выступают против чрезмерного плюрализма и демократии, расширения деятельности выборных институтов.

26. Либеральная политическая доктрина.

Теоретиками либерализма являются К. Поппер, Р. Даль, К. Фридрих и др.

Экономическая теория либерализма сводится к утверждению того, что действие механизма свободной конкуренции не может быть обеспечено автоматически. Поэтому необходимо постоянное государственное вмешательство в экономику с целью поддержания благоприятных условий для конкуренции.

Либеральная концепция демократии исходит из того, что классический парламентаризм и теория разделения властей, заложенная в политические институты западного общества, не имеют достаточных гарантий от тоталитаризма. Поэтому, для усиления и дополнения демократической процедуры, либералы отводят значительную роль знаниям и культуре. Особое место в либерализме занимает теория «конкуренция элит», идея о свободе конкуренции идеологий. Либералы, в отличие от консерваторов, выступают за постепенные реформы и постепенный прогресс.

Особое место в либерализме занимает теория «конкуренция элит». Как и консерваторы, либералы исходят из неизбежности сохранения власти в руках элиты. Однако они – сторонники демократической сущности элитизма, т.е. выступают за конкуренцию, выборность элит.

27. Западная социал-демократия.

Западная социал-демократия – это важная составная часть левых сил современности. Своими корнями социал-демократия уходит в массовое рабочее движение конца XIX века. За прошедшие годы социал-демократия претерпела существенные изменения в области идеологических ценностей, социальной базы и организационной структуры.

Но сегодня в Международный Социнтерн входят 68 партий всех континентов, 27 из них являются правящими (самостоятельно или в коалиции).

Партии – члены Социнтерна – очень разнятся между собой, но можно выделить несколько общих принципов: во-первых, их идейная общность – ориентация на демократический социализм, трактуемый не только как идеал, но и как процесс длительных общественных преобразований; во-вторых, прочные устойчивые связи с местным профсоюзным движением; в-третьих, принцип нахождения политического консенсуса при решении проблем; в-четвертых, приверженность концепции социальной защищенности трудящихся.

В области экономической теории социал-демократы делают упор на сохранение экономической и социальной активности государства, выступают за «качественный» экономический рост, ориентирующийся на социальные и экономические потребности основной массы населения.

Стержневой идейно-политической концепцией социал-демократии является концепция демократического социализма (с 1945 г.). Принципиальными ориентирами в процессе его становления считаются «основные ценности» - свобода, равенство, справедливость, солидарность. Составными частями концепции демократического социализма выступают политическая демократия, предполагающая многопартийность, свободу деятельности для оппозиции, выборность, существование правового государства. Основным методом проведения социал-демократической политики считается реформа. Таковы основные идейно-политические течения. Сегодня на Западе практически нет самостоятельной чистой политической традиции, имеет место взаимное переплетение основных идейно - теоретических направлений.

28. Политический процесс: концепции, структура, типология.

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Структура: базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

Сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в политической деятельности человека, его политическом участии во всех сферах общественной жизни, в развитии политической культуры, норм, традиций, во взаимоотношении человека с властными структурами, а с другой стороны в развитие, политической системы в целом, с ее противоречиями и разнообразными тенденциями.

два различающихся в современной политологии методологических подхода: системно-функциональный (образ «системы») и процессуально-динамический (образ «динамического поля»). С позиций первого подхода категория «политический процесс» выглядит лишь как некая производная функция базового концепта политической системы, хотя во второй части приведенного определения и присутствует попытка ввести характеристику «смены состояний». Но все же функциональный стереотип доминирует в этой дефиниции, выражая прежде всего моменты статической устойчивости и консервативной адаптации системной модели в условиях циклического воспроизводства ее неизменной матрицы. Этот подход, подробно описанный в главе VIII, не только долго преобладал в англо-американской и советской литературе, но и по сей день продолжает еще доминировать в отечественной учебной литературе. Многие ведущие политологи подвергли его сомнению, описывая политическую жизнь не в качестве неизменной «константы» и статично-рутинного объекта, а наоборот, как постоянно длящийся и бесконечно меняющийся поток событий.

Второй подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье) и постоянно распадающихся инвариантов политических структур (А. Гидденс). «Было признано,— отмечает сторонник подобного подхода П. Штомпка,— что общество (группа, общность, организация) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, т. е. онтологически общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии». Данный подход в ряде аспектов выглядит более заманчиво, поскольку в философском плане более адекватно выражает известное соотношение между относительностью покоя и абсолютностью движения, расставляя акценты в пользу анализа смены состояний, а не только их воспроизводства. Именно в таком духе интерпретирует социальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификацией его характеристик.

В многообразии частных политических процессов выделяют различные группы и виды. Известно немало критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация политических процессов. Отметим наиболее известные из них.

Масштабность частного политического процесса. В соответствии с этим критерием частные политические процессы можно отнести к двум большим группам – базовые процессы и локальные. Первые предполагают включение широких слоев населения в отношения с государственной властью. Это широкомасштабные процессы, касающиеся принятия властными структурами политических решений, а так же связанные с законотворчеством. Локальные политические процессы отражают, например, развитие местного самоуправления, формирование и функционирование политических партий, движений, блоков и т.д.

Характер взаимосвязи общества и властных структур. На основании данного критерия частные политические процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первый тип политических процессов хорошо изучен. Они развиваются в стабильной политической среде, для которойхарактерны устойчивые механизмы принятия политических решений и отработанные формы политической мобилизации граждан. Стабильностью характеризуются политические процессы, протекающие в обществе с высоким уровнем правовых норм и политической культуры. Такие процессы развиваются в политических режимах, имеющих высокий уровень легитимности политической власти, и их отличает ровное, бесконфликтное течение. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус.

Нестабильные политические процессы возникают и развиваются в условиях кризисного состояния политической власти и политической системы в целом. Они могут появиться в условиях экономической, в частности финансовой, нестабильности общества. Неспособность властных структур исправить положение придает политическим процессам нестабильный характер. Речь идет о том, что часть политического процесса или все его стадии деформируются. Возникают и развиваются политические процессы, инициируемые непримиримой оппозицией. Такие процессы могут отражать конфликт интересов различных групп или даже слоев населения.

29. Политическая культура современной России: особенности, тенденции развития.

Промежуточное географическое положение России между Европой и Азией издавна сделало ее местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского (или, по терминологии К. Кантора, личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т.д., и социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство). Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает не просто их переплетение и взаимообогащение, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающая на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно проявляется и сейчас в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России.

На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры.

Формирование новой политической культуры – длительный процесс. Он зависит от нескольких факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов тоталитарной культуры и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская».

 

В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

 

В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.

Особенностями политической культуры современного российского общества являются:

 

1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;

 

2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;

 

3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;

 

4) слабость политических партий и движений;

 

5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;

 

6) неприятие западных традиций.

 

Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегод­ня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет гово­рить об особом генотипе российской политической культуры.

Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом. В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида.

Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.

Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества.

Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций различными политиками, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

Без наличия общепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается неспособным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

  1. Современный мировой порядок: характеристика, тенденции развития.

Понятие «мировой порядок» подразумевает, что некий порядок распространяется на мир в целом, имеет мировой масштаб. Мировой порядок можно определить как такое устройство меж­дународных отношений, кото­рое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов.

Основу функционального измерения мирового порядка составляют такие факторы, как дипломатия и стратегия акторов, экономическое взаимодействие между ними, моральные ценности и политические амбиции лидеров, транснациональные сообщества деловых людей, ассоциации ученых, специалистов и т. д. Каждый из указанных фак­торов может играть стабилизирующую и дестабилизирующую роль в международных отношениях.

Мировой порядок сочетает в себе элементы устойчивости, ста­бильности, т. е. собственно порядка, и переходности как накопления предпосылок для продвижения к более высоким формам организа­ции международных отношений, соответствующим усложняющейся общественной жизни. Исторически начало очередного мирового по­рядка было связано с итогами войн и следовавшими за ними внутренними переменами в ведущих странах, или с распадом некото­рых крупных государств. Как следствие в сравнении с предшествую­щим миропорядком менялись состав наиболее влиятельных субъектов международных отношений и конфигурация связей между ними.

XXI век стал временем складывания новой конфигурации геополитической экономической и цивилизационной ситуации, которая обусловлена влиянием ряда глобальных и локальных факторов. Их соотношение определяет вариативность сценариев развития мирового порядка, вероятность осуществления которых далеко неочевидна.

 

1. Нарастающий разрыв между "Севером" и "Югом", материальная зависимость громадного большинства от трех центров экономического развития: Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии.

 

Глобальная конкуренция подстегивает экономическое соревнование, в котором Запад не отдаст своих привилегированных позиций. Острота этого противостояния будет приходиться на 2015– 2020 гг. Следствием нарастающего разрыва богатых и бедных стран станет неизбежная миграция бедного населения в Америку, Австралию. В условиях истощения природных ресурсов развитые страны постараются овладеть контролем над стратегически важным сырьем, что неизбежно приведет к обострению, противоречию между богатыми странами и бедными. Распространение ядерного оружия делает ситуацию практически не контролируемой. В связи с этим возникает опасность новой экономической холодной войны между индустриально развитыми странами во главе с США и развивающимися странами.

 

2. Формирование новой системы мирового порядка, где гегемония США оспаривается рядом новых экономических гигантов: Китаем, ЮАР, Бразилией, Россией. Глобальное перераспределение политических сил в мире стало следствием крушения коммунизма и СССР. Гегемония США опасна имперским всевластием, жесткой гегемонией, склонностью к силовому диктату и доминированию абсолютного меньшинства над абсолютным большинством, которое ощущает безальтернативность будущего. Односторонние действия США и их союзников в Ираке, Афганистане и Ливии могут ускорить формирование невоенного треугольника Индия – Китай – Россия и даже стратегического треугольника. Китай, Россия, Британия и Франция чувствуют неспособность выйти на глобальный уровень доминирования. Переход к многополярному миру за счет подъема ЕС и Китая может оказаться долгим. Американской гегемонии объективно могут препятствовать три обстоятельства: 1) возможный отказ американского народа платить высокую цену за имперское всесилие; 2) отсутствие гарантированной солидарности союзников; 3) организованное противостояние потенциальных жертв.

 

3. Слияние национальных экономик в общемировую. Глобализация рынка, растущая взаимозависимость на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, телекоммуникационных технологий, интернационального образования создают новые возможности политического влияния и доминирования. Центром усилий государств в XXI в. стало образование, развитие инфраструктуры, занятие конкурентноспособных позиций на мировом рынке информатики, микроэлектроники, биотехнологии, телекоммуникаций, космической техники, компьютеров. Процесс глобализации наиболее активно протекает сначала в XXI в., и в период 2000–2026 гг. она завершит общемировую консолидацию до уровня мировой федерации, которая будет развиваться в XXII в.

 

 

Однако глобализация мирового информационного пространства и мирового рынка основана на экономическом доминировании экономически развитых стран. Это не устраивает большинство населения остального мира. Как следствие происходит разрастание этнического и конфессионального сепаратизма и радикального партикуляризма. При этом экономическое всевластие стран-лидеров, основанное на глобализации мировой экономики, автоматически не может проявиться в политико-военной сфере.

 

4. Размывание государственного суверенитета государств- наций, который подорван растущим влиянием ТНК, неправительственных организаций, сепаратизмом регионов, неконтролируемой миграцией, международной преступностью, привело к ситуации хаоса, неуправляемости международных отношений. С одной стороны, это стало предпосылкой установления в 1990-е гг. однополярного мирового порядка во главе с США: в нем быстрее решаются возникающие конфликты, а сама система международных отношений становится более предсказуемой и управляемой. С другой стороны, глобализация, информационно-коммуникационная революция и рост могущества ТНК подрывают национальное государство и систему государств. Борьба за передел ресурсов, воинственное самоутверждение регионов и стран способно погрузить мир в хаос. Хаосу будут содействовать: подрыв авторитета международных организаций, распространение оружия массового поражения и поток обычных вооружений, расширение военных блоков, интенсификация международного терроризма и организованной преступности, самоопределение меньшинств, экономическое неравенство, неуправляемый рост населения, феноменальные технологические перемены, религиозный фундаментализм, национализм и расизм, ухудшение экономического положения на фоне миграционных процессов, крах жизненно важных экологических систем, истощение природных ресурсов, приоритет местного самоуправления, религиозное самоутверждение, этническая нетерпимость. При этом преступные сообщества могут заменить сугубо национально-государственные структуры. Разрушительному хаосу в международных делах противостоят три силы: суверенные государства, военно-политические блоки, международные организации (прежде всего ООН). Несомненно, что тенденции развития современных международных отношений требуют установления правил, запрещающих передачу высоких технологий в сомнительные руки. ООН должна стать гибкой, быстродействующей и эффективной международной организацией. Исторической предопределенности хаоса не существует. Несмотря на бурный поток конфликтов на протяжении XX в., мир не погрузился в безусловное отрицание всех правил. Трудно анализировать возможные пути исходя лишь из мировой непредсказуемости, враждебности. Существуют иные, более оптимистические глобальные тенденции.

 

5. Крах прежней системы мировосприятия, которая рассматривала международные отношения в терминах "холодной войны", потребовал поиска новых смыслов, новой идентичности. Очевидно, что холодная война была конфликтом социализма и классического капитализма. Крах коммунизма и окончание "холодной войны" с неумолимой остротой поставили вопрос о фундаментальных ценностях и смыслах человеческой цивилизации. В противовес глобализации и общечеловеческим ценностям освободившееся идейное пространство стали занимать партикулярные ценности и ментальные коды, ставшие маяками в нарастающем социальном многообразие. А религиозные воззрения и воспоминания об униженной гордости стали мотивами, вдохновляющими на исторические свершения. Учитывая наличие у каждой цивилизации аутентичного морально-психологического основания и собственных экономических, политических и военных требований, ожидать мира и спокойствия представляется вершиной стратегической наивности. Вперед выходит призрак предсказанного С. Хантингтоном столкновения цивилизаций: "Культурные разделительные линии цивилизаций станут фронтовыми линиями будущего".

 

"Арабская весна" 2011–2012 гг. показала, что в случае ускоренной и одобряемой извне перемены идентичности государства попадают в зону перманентной социальной нестабильности и конфликтов. Нечто гораздо более значимое может произойти в случае утверждения цивилизационной идентичности огромного Китая, ядерной Индии и миллиардного мусульманского мира. Цивилизационные различия действительно могут доминировать, их носителями выступают страны с различными культурными и религиозными традициями, которые по-разному реагируют на последствия глобализации.

 

Date: 2016-06-06; view: 746; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию