Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции гражданского общества





По мнению отечественных исследователей гражданского общества (Н. Бойчук, А. Грамчук, Я. Пасько, В. Скворец, Ю. Узун, А. Чувардинский), наиболее полно и систематично современная либеральная модель гражданского общества изложена Э. Геллнером в «Условиях свободы. Гражданское общество и его исторические соперники» (1994 г.).

 

Последовательно подходя к определению гражданского общества, Геллнер дает ему следующие определения: «… гражданское общество — это совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интересов, сдерживать его стремление к доминированию и атомизации остального общества»[8]. Гражданское общество есть то, что «отрицает и удушливый коммунализм, и централизованный авторитаризм»[9].

Окончательно же Геллнер утверждает: «Гражданское общество основано на отделении политики от экономики и от социальной сферы (то есть от гражданского общества в узком смысле этого слова, представляющего собой социальный остаток, полученный от вычитания государства как такового), которое сочетается с принципом невмешательства власть имущих в социальную жизнь»[10].

Отделение политики от экономики, по Геллнеру, отличает гражданское общество от традиционалистского. При этом экономическая составляющая является децентрализованной и приоритетной, а политическая – вертикальной с централизованным принуждением. В отличие от одномерности и экономического холизма марксизма, современному гражданскому обществу присуща как минимум трехосевая стратификация – экономическая, политическая и культурная (социальная). Подтверждается классическая триада, характеризующая современное общество: экономика транснационального капитализма, идеология неолиберализма и выборная система демократии. Вслед за Аристотелем, Локком и Гегелем развивается положение о праве частной собственности как основы гражданского общества. Оно основано на понимании гражданского общества как формы производственных отношений, впервые предложенном Марксом. В равной степени можно утверждать, что основой гражданского общества является то чувство гражданского долга и толерантности, которое является основой современного типа человека, названого им «модульным».

Геллнер считает, что суть гражданского общества заключается «в формировании связей, которые оказываются эффективными и в то же время являются гибкими, специализированными, инструментальными. Значительную роль здесь и в самом деле сыграл переход от статусных взаимоотношений к договорным: люди стали соблюдать договор, даже если он никак не соотносится с ритуально оформленной позицией в обществе или принадлежностью к той или иной общественной группе. Такое общество по-прежнему структурировано — это не какая-нибудь вялая, атомизированная инертная масса, — но его структура подвижна и легко поддается рациональному совершенствованию. Отвечая на вопрос, каким образом могут существовать институты и ассоциации, уравновешивающие государство и в то же время не сковывающие по рукам и ногам своих членов, мы должны сказать: это возможно главным образом благодаря модульности человека»[11].

Геллнер ассоциирует гражданское общество с новым типом массового сознания, названного им «модульным человеком» – способным занимать положения в обществе иные от тех, которые ему предписаны государством.

Появление «модульного человека», по Геллнеру, стало возможным благодаря распространению средств обработки и передачи информации. Помимо отрицания традиционалистского монизма, «модульному человеку» присуще неприятие тех изменений, которые ставят под угрозу его собственное существование.

Современная неолиберальная точка зрения на гражданское общество, адаптированная к текущей политической ситуации, хорошо выражена комиссаром Совета Европы по правам человека Т. Хаммарбергом, который заявил, что на постсоветском пространстве «исключительно важна роль гражданского общества в правозащитных проектах и защите основных ценностей и прав меньшинств». Также Хаммарбергом отмечено, что гражданское общество ни в странах СНГ, ни в Европе не имеет каких бы то ни было механизмов, контролирующих его компетентность и формализующих его легитимность. Таким образом, современная Европа заинтересована в гражданском обществе исключительно как в средстве контроля власти.

Важнейшей особенностью западной концепции гражданского общества является органическое соединение этой концепции с идеей толерантности, которую можно охарактеризовать следующими принципами:

- истинно толерантный человек верит, что каждый вправе защищать при помощи рациональных аргументов свое понимание того, что является для индивидов благом, независимо от того - будет ли это понимание истинным или ложным, а также стремиться убедить других в том, что он прав;

- ни один толерантный человек не будет терпеть действий, разрушающих внутреннее право выбора его самого и других;

- зло должно быть терпимо исключительно в тех случаях, когда его подавление создает равные или большие препятствия к благам того же самого порядка или же препятствия ко всем благам высшего порядка.

Гражданское общество — уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество — это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.

Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Структура гражданского общества охватывает:

- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

- общественные объединения и организации;

- политические партии и движения;

- сферу воспитания и негосударственного образования;

- систему негосударственных средств массовой информации;

- семью;

- церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах.

6. Формирование гражданского общества в современной России: оценка процесса, его специфика.

Гражданское общество не нашло четкого отражения в российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

В начале XXI в. Россия попыталась встать на путь построения гражданского общества. Однако в настоящее время этот процесс остановился.

Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества. Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами — самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность.

До недавнего времени в России гражданские движения переживали настоящий бум. Возникали все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережал рост качественный. Некоторые организации появлялись как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков), другие с самого начала носили открыто ангажированный политический характер («Женщины России»). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчался, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивали свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым были нивелированы основные черты гражданского общества: неполитический характер и альтернативность политической системе.

Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию22 декабря 2011 года отметил: «Наше гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным, существенно возросла социальная активность общественных организаций, это подтвердили и события последних недель. Считаю увеличение активности некоммерческих организаций одним из ключевых достижений последних лет. Мы немало сделали для их поддержки, для развития и стимулирования добровольчества в стране. И сегодня в нашей стране более 100 тысяч некоммерческих организаций. Регистрировать их стало проще, а проверок деятельности НКО стало существенно меньше»[15]. Однако уже в июле 2012 года был принят Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»[16], послуживший усилению контроля за некоммерческими организациями со стороны государства.

Исходя из понятия гражданского общества, параллельно его становлению должен идти процесс развития правового демократического государства, когда личность и государственная власть образуют равные субъекты права. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством. В этом отношении российское государство, отягощенное авторитарными чертами, трудно назвать правовым и демократическим. В России все ветви государственной власти неэффективно выполняют свою ролевую функцию, в том числе и законодательная, постоянно меняющая, а то и вовсе не принимающая необходимые для общества законы.

Как считает английский политолог Р. Саква, незавершенная демократизация в России породила некий гибрид, соединивший демократию и авторитаризм, что было названо им «режимной системой правления»[17]. Режимная система, сузив роль парламента и судебной власти, смогла в значительной мере обезопасить себя от неожиданностей электоральной борьбы и оградить себя от контроля гражданских институтов. Взаимодействие государства с «обществом» при режимной системе строится по принципу властвования и подвластности. Структурные элементы общества здесь представляют собой совокупность подданных, которых необходимо держать в рамках социального контроля со стороны власть имущих.

Несмотря на то, что собственность в большинстве своем перестала быть государственной, по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества. Экономическая политика государства пока недостаточно последовательно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю – не позволяют делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствуют становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

Основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и мелкого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово-промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор малой экономики, а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти. Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции государствав экономической сфере является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится.

Финансовый диктат делает независимые масс-медиа все более ангажированными, поэтому зачастую «голос» гражданского общества почти не слышен.

Кроме того, по своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик (достаточно сравнить, к примеру, жизнь в мегаполисах типа Москвы и существование в глубинке Приморского края или Сибири).

Российская элита находится в состоянии «дисфункциональности». Хотя нельзя отрицать того, что в правящей политической элите есть немало влиятельных сторонников демократического функционирования государственных институтов, сегодня она не способна агрегировать интересы даже активной части гражданского общества.

Одним из препятствий на пути к созданию в условиях Российского государства гражданского общества является высокий уровень коррупции и преступности. Широкое распространение коррупции негативно сказывается на принятии населением ценностей демократии как системы управления обществом.

7. Политическая элита: теоретические концепции Моски, Парето, Михельса, современные теории.

Слово «элита» в переводе с французского – лучшее, отборное. Этимологическое значение этого термина имеет 2 аспекта: 1) обладание элитой качествами, выраженными в максимальной степени; 2) оценка этих качеств как наивысших по той или иной шкале измерения.

Первые попытки объяснить элитарность общества были предприняты Конфуцием и Платоном. В их работах прослеживается этическое обоснование причин деления общества на меньшинство и большинство, а именно отношение к морали.

Классические концепции элитизма были разработаны на рубеже XIX – XX веков. Их авторами явились Г. Моска, В Поретто и Р. Михельс. Моска считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, материальное, моральное, интеллектуальное превосходство. У В. Паретто элиту составляет совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности. Р. Михельс, в основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. В целом концепции Моска, Паретто и Михельса положили начало широким теоретическим и эмпирическим исследователям в этой области. Среди них можно выделить целый ряд направлений. Исторически первой группой явились концепции макиавеллистской школы, в рамках которых признается элитарность любого общества. Ценностные теории считают элиту главной конструктивной силой общества, а её формирование - следствием естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Представители концепций демократического элитизма рассматривают элиту как защитницу демократических ценностей. Партократическая теория элиты признает глобальный характер политической элиты, критериями отбора признает происхождение из социальных низов и идеологичность.

Каждое из рассматриваемых выше направлений элитарной теории отражает те или иные стороны действительности. Выделенные в них важнейшие черты и аспекты элиты позволяют дать ей общее определение.

8. Политическая элита: понятие, системы рекрутирования, типология.

Политическая элита – составляющая меньшинство общества, внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная, привилегированная группа или совокупность групп, в большей или меньшей степени обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами.

Элитарность современного общества – достаточно доказанный факт. Поэтому, первостепенную значимость для общества имеет не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной элиты.

Одним из показателей, влияющих на эффективность выполнения элитой функции руководства обществом, является система рекрутирования. Выделяют систему гильдий и антрепренёрскую систему. Для первой характерны закрытость процесса, высокая значимость формальных критериев. Вторая система предполагает высокую конкурентность отбора, публичность процесса, учет личностных качеств. В соответствии со способом рекрутирования элиты делятся на закрытые и открытые.

В элитологии рассмотрен вопрос о классификации элит. В зависимости от источников влияния элиты бывают: наследственные, ценностные, властные, функциональные. В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек.

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Как отмечает Карл Дойч, «в целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5 процентов взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны».

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

9. Политическая элита современной России: этапы формирования, структура.

Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О.Крыштановская – автор книги «Анатомия российской элиты» – отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу»[2].

«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

Структура политической элиты современной России

Процесс формирования зрелой политической элиты займет немало времени. Нынешняя административно-управленческая элита по своему составу и происхождению является, с одной стороны, социальным продолжением предшествующей элиты социалистической формации. С другой стороны, под влиянием новых социальных условий она меняется и пополняется представителями слоев, возникших в ходе экономических реформ и политических преобразований.

Структура административно-политической элиты России включает несколько слоев:

•правящую элиту федерального уровня (элиту в узком смысле слова);

•региональную правящую элиту;

•контрэлиту;

•околоэлитное окружение.

Правящая элита федерального уровня насчитывает около 2 тысяч человек и включает Президента РФ, членов Президентского Совета, лидеров и членов палат Федерального Собрания, премьер-министра, его заместителей, министров и руководителей других федеральных органов государственной власти и управления, влиятельных лидеров, руководителей финансового, промышленного и военного комплексов.

Региональная административно-политическая элита насчитывает в среднем 150 — 200 человек в каждом субъекте Федерации.

Разбиение на округа

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

4. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

5. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

6. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

7. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Контрэлита включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, занимающие государственные должностные категории Б, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.

Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:

•анализ интересов различных социальных групп и слоев общества и отражение их в политико-управленческих решениях;

•выработка внутренней и внешней политики государства, соответствующих программ, идеологических концепций и законов;

•организация и совершенствование политических и управленческих институтов, создание механизма реализации выработанного политического курса;

•объединение усилий различных политических сил и других элит (научной, промышленной, аграрной, деятелей искусства и т.д.) для достижения социального мира и процветания общества.

Исполнение своих главных функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют раскол и конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональной элит, недостаток политической культуры.

  1. Политическое лидерство: концепции, понятие, структура, типология.

Мы можем выделить три основных концепции лидерства, основанных

не только на теоретических представлениях, но и подкрепленных эмпирическими исследованиями.

1-ая эмпирическая концепция лидерства – это “теория черт”. Она

возникла в начале XX века под влиянием исследований английского антрополога

Ф.Гальтона, объяснявшего природу лидерства наследственностью. Основная идея

такого подхода заключалась в том, что лидер обладает качествами,

отличающими его от своих сторонников, и эти качества можно выделить и

изучать особо. В рамках теории черт лидер рассматривается как совокупность

определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению

индивида на лидирующие позиции, позволяет принимать властные решения в

отношении других. Как отмечал один из авторов теории черт, американский

социолог Э.Богардус, “превосходящие интеллектуальные дарования доставляют

личности выдающееся положение, рано или поздно приводящие к лидерству”.

Лидерами рождаются, и становятся, следуя своему призванию. Роль великой

личности в истории также базируется на этой концепции: властью наделяется

очень ограниченное количество достойных людей, которые считаются избранными

и призваны вести за собой, а все остальные должны следовать за ними. Но

проблема “теории черт” состоит в том, что нет ни одной черты, которая бы

строго коррелировала с лидерством. Среди достоинств лидера Богардус выделил

такие черты, как чувство юмора, такт, способность привлекать к себе

внимание, энергию, ум и характер. Определенные личностные качества могут

иметь важное значение, но, как показывают социологические исследования,

индивидуальные черты лидера почти ничем не отличаются от набора

психологических и социальных качеств личности вообще.

Тогда появляется другая концепция лидерства, противоположная

предыдущей: ситуационная теория лидерства. Авторы “ситуацианизма” считали,

что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов –

места, времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях в

социальных группах выделяются отдельные индивиды, которые превосходят

других по крайней мере в каком-то одном качестве. И поскольку данное

качество востребовано сложившимися условиями, постольку этот индивид

становится лидером. Сторонники ситуационной теории рассматривают лидера как

функцию определенной ситуации. Т.е. конкретные события, сложившиеся именно

таким образом вынуждают человека проявить себя, великие события формируют

великих лидеров из простых смертных. Лидерство зависит не от личности, а от

стечения обстоятельств. Они также подчеркивают относительность качеств,

присущих лидеру, и полагают, что разные обстоятельства могут требовать

принципиально разных лидеров.

3-я концепция отдает определяющую роль последователям лидера по

методике изучения самих последователей при выявлении лидера, его

конституентов – приверженцев, избирателей и, шире, всех политических

субъектов, взаимодействующих с данным лидером. Вот что пишет Т. Одорман в

своей книге “Авторитарная личность”: “Гитлер не случайно оказался у власти,

сама нация авторитарна, – стремится к порядку, режиму, беспрекословному

подчинению”.

Но каждая из представленных концепций имеет определенные недостатки.

Все больший вес в политической науке приобретают концепции лидерства,

авторы которых стремятся учесть влияние всех факторов. Поэтому в эпоху

постмодернизма, для которой характерны решения проблем синтетическим

подходом - плюрализм мнений, синтез противоречивых теорий и т.п.,появляется интегративная теория лидерства.

Политическое лидерство - легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, механизм и конкретные способы реализации власти.
Главные компоненты политического лидерства: личностные характеристики самого лидера (природные, нравственные, профессиональные), инструменты осуществления власти (политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации), ситуация, в которой действует лидер и влияние которой испытывает.

составляющие элементы лидерства:

- характер самого лидера и его психологические свойства;

- свойства и особенности его конституентов;

- взаимосвязь лидера со своим окружением;

- конкретная ситуация (историческая, социальная, политическая), в которой лидерство осуществляется.

Способ утверждения лидерства в группах:

Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.

Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.

Способ легитимации власти:

Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.

Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей. Примерами таких лидеров могут служить: Магомет, Цезарь, Наполеон и др., из лидеров ХХ в. – В. Ленин (Россия), Ф. Кастро (Куба), Д. Неру (Индия), М. Горбачев (СССР), Б. Ельцин (Россия).

Стиль руководства:

авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний;

либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек;

демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных.

Имидж и ролевое назначение, призвание:

Лидер-знаменосец – идейный вдохновитель, вождь народных масс. Такой лидер самостоятелен, критичен в оценках действительности, знает, как исправить ситуацию; четко определяет цель своей деятельности; способен увлечь массы по пути к цели. Например, М. Ганди, В. Ленин, А. Гитлер.

Лидер-служитель прежде всего стремится обеспечить интересы выдвинувшей его группы сторонников. Такой тип лидерства характерен для периода «застоя». Лидер стремится исправно служить своим приверженцам, не забывая при этом идти навстречу пожеланиям трудящихся (избирателей). Например,

Л. Брежнев, К. Черненко.

Лидер-торговец окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Он умеет ярко преподнести и выгодно «продать» свои идеи и планы, привлекая сторонников. Например, Р. Рейган.

Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в кризисных ситуациях. Он эффективно действует согласно «обстановке»; быстро решает самые насущные проблемы. Такими чертами должны обладать большинство современных лидеров.

В реальной жизни эти четыре типа обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических руководителей в различных пропорциях.

Тактика достижения поставленных целей:

Р. Такер выделяет три типа политических лидеров:

консерваторы стремятся сохранить статус-кво общества. Активность политического лидера, его программа и его действия направлены на сохранение общества в его современном виде. Это не самый распространенный тип лидерства. Например, Николай I;

реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. Например, Петр I, Мартин Лютер Кинг;

революционеры ставят цель прихода к иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость; обычно это революция. Например, К. Маркс.

Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические руководители делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных и мелкобуржуазных.

Таким образом, возможности для типологизации политических лидеров определяются личностными качествами лидеров; инструментами, с помощью которых они осуществляют власть; конкретной средой, в которой они действуют.

11. Политическая система общества: модели Истона и Алмонда.

Политическая система – категория историческая и появилась в обществе после распада первобытнообщинного строя. Подробную разработку понятие политическая система получило в 60-ые гг. ХХ века в трудах американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был Д. Истон. Созданный им образ уподобляет политическую систему саморегулирующемуся и развивающемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования и поддержка. На выходе системы - политические решения, с помощью которых осуществляются действия по авторитарному распределению ценностей (материальных и духовных) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Требования занимают особое место в разнообразной информации, поступающей в систему, и свидетельствуют об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Они представляют собой мнение об обязывающем распределении ресурсов властью и могут быть широкими и узкими. Истон разделил требования на распределительные: требования о зарплате, рабочем времени, условиях получения образования, медицинских услуг; регулировочные: требования об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и производителями и т. д.; коммуникативные: о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др. Политическая система может по-разному относиться к требованиям населения. На выходе системы - обязывающие решения, действия по их реализации и связанные с ними типы поведения. "Исходящие" факторы следует отличать от их следствий или результатов, на основе которых формируются новые требования или поддержка, вновь поступающие на вход системы. Выходные действия политической системы (по Истону) обусловлены ее главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении, авторитарном распределении ценностей и обеспечении принятия их населением. Формой авторитарного распределения ценностей является политическое решение, принимаемое одним из элементов политической системы. Истон называет три объекта поддержки: политическое общество - группа людей, связанных друг с другом одной структурой, благодаря разделению деятельности в политике; режим, основными составляющими которого он считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; правление, к которому он относит людей, участвующих в делах политической системы и признанных большинством граждан ответственными за свою деятельность. Принципиальная особенность истонов- ской модели состоит в том, что она квалифицирует решения и действия политической системы как реакцию на поступающие запросы и требования.

Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии считается Г. Алмонд. Согласно Алмонду, политическая система - это различные формы политического поведения на институциональном (на уровне политических институтов) и ориентационном (ориентация на реальные структуры политической культуры) уровнях. Политическая система рассматривается им как существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.
Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин "структура", наряду с термином "культура", занимает главное место в анализе Алмонда. Под "структурой" он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли - это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. В связи с этим, одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы.
Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы. Научная значимость моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться для разработки эмпирических гипотез. Кроме того, стало возможным стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения некоторых важных проблем эмпирического анализа.

  1. Политическая система: понятие, структура, типология.

Политическая система представляет собой одну из частей совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими её подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, с её природной средой и природными ресурсами, а также внешнеполитическим окружением.

В исследованиях западных политологов и наших отечественных ученых выделяют пять компонентов политической системы:

1) институциональный (политические институты – государство, партии и общественно-политическое движения, профессиональные союзы, социальные институты – церковь, СМИ)

2) регулятивный (политические принципы, нормы, традиции)

3) функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти)

4) коммуникативный (формы взаимодействия как внутри политической системы между партиями и государством, обществом и государством, так и между политическими системами разных стран)

5) идеологический (политическое сознание идеология, политическая культура, политическая социализация).

В науке многомерно представлен вопрос о типологии политических систем.

По типу общественной формации выделяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

Разные политические культуры положены в основу типологии политических систем Г. Алмонда:

• англо-американская система характеризуется преобладанием таких ценностей, как свобода личности, благосостояние, безопасность;

• континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры;

• доиндустриальные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру, им присущи высокий уровень насилия, неотчетливое разделение властей;

• в тоталитарных системах политическая самодеятельность ограничена или запрещена, власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата, контролируемого партией.

  1. Государство: признаки, происхождение, функции.

Термин «государство» употребляется как в широком значении (территория, общество), так и в узком значении (политическая организация общества).

Основными признаками государства как особой организации общества являются:

1) публичная власть

2) суверенность

3) всеобщность

4) принудительность

5) право на издание законов

6) территория

Существуют различные теории возникновения и развития государства. Это такие как а) психология, рассматривающая функционирование государственной власти волей сверх природного общества (бога);

б) патриархальная, где государство результат механического соединения родов в племени, племен – в большие целостности – вплоть до государства;

в) концепция общественного договора – исходит из понимания государства как результата своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и поданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни;

г) социально - экономическая концепция К. Маркса, видевшего истоки государства в разделении труда, в разделении общества на классы.

Основные функции современного государства подразделяются на внешние и внутренние. К внутренним относятся: а) экономическая; б) социальная; в) охрана общественного порядка; г) культурно-воспитательная.

Внешние функции составляют: а) защита интересов государства на международной арене; б) развитие отношений с другими странами; в) развитие различных форм интеграции и участие в международном разделении труда.

  1. Государственная форма правления: понятие, типология.

Под формами правления традиционно понимается организация власти, определяемая её формальным источником. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.

Монархия – самодержавная (абсолютная) или ограниченная (конституционная) власть одного человека, как правило, не передаваемая по наследству. В настоящее время самодержавные абсолютные монархии сохранились лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты). Преобладают в мире конституционные монархии, когда законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные - правительству (например, Великобритания, Япония, Швеция и др.). В настоящее время в мире насчитывается 44 государства с монархической формой правления.

Республика – власть, осуществляемая выборными органами. Источник государственной власти – народное большинство. В зависимости от способа выборов выделяют президентскую и парламентскую республики. В первом случае президент является одновременно главой правительства, осуществляющим подбор членов кабинета и контроль над их деятельностью. Законодательная и исполнительная власть здесь достаточно жестко и строго разделены. Это обеспечивается внепарламентским методом избрания президента и правительства, отсутствием у правительства ответственности перед парламентом. Одновременно парламент имеет солидные полномочия по контролю над деятельностью правительства вплоть до отклонения его законопредложений.

В парламентской республике правительство формируется парламентским путем из числа лидеров победившей партии. Правительство осуществляет жесткий контроль над парламентом, который всегда может быть распущен по его требованию (Италия, Индия, ФРГ, Австрия).

С точки зрения соотношения сфер компетенции между центральной властью и территориальными органами государственной власти выделяют унитарные (единое государственное образование): федерации – союз юридически относительно самостоятельных государственных образований; конфедерации – объединения государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся для координации определенных своих действий на основе договора.

15. Форма государственного устройства: понятие, классификация.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1. централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2. децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3. смешанные;

4. региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1. наличие самостоятельности у субъектов государства;

2. союзное государство;

3. функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4. двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1. национально-государственная;

2. административно-территориальная;

3. смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1. договорные;

2. конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1. отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2. совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3. добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

  1. Устройство современного Российского государства.

Федеративное государство — это сложное союзное государство, что содержит государственные образования (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.), которые имеют некоторые черты государственного суверенитета, некоторую юридически определенную политическую самостоятельность [3].

Признаками федеративного государства являются такие: 1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые могут устанавливать собственное административно-территориальное деление. 2. Существует два уровня органов государственной власти и управления — федерации и ее субъектов. 3. Для федерации характерным является двухпалатный парламент, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации. 4. Законодательство состоит из законодательства федерации и законодательства субъектов федерации, которое не может противоречить законодательству федерации. 5. Субъекты федерации не являются субъектами международного права, но в международных договорных отношениях в случае предоставления соответствующих полномочий от федерации субъектам федерации последние могут участвовать в международных договорных отношениях самостоятельно. Федеральные власти при этом имеет исключительное право контролировать внедрение внешней политики. 6. Возможность двухуровневой системы судебных и правоохранительных органов. 7. Наличие внешних атрибутов (столица, флаг, герб, гимн) федерации и субъектов федерации.

Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. В взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава [1]. В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Согласно, Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» расширение Российской Федерации возможно путем присоединения к ней как субъектов федерации иностранных государств, или их частей в соответствии со свободным волеизъявлением народов, который проживает на данных территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами [2]. Так, последним присоединенным субъектом является Автономная республика Крым. Представительным и законодательным органом власти РФ является Федеральное собрание — парламент РФ. Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами. Таким образом, федеративное устройство государства имеет ряд преимуществ: во-первых, субъекты федерации не могут выйти из ее состава; во-вторых, двухпалатный парламент, который учитывает и интересы не только самой федерации, но и ее субъектов; в-третьих, препятствует злоупотреблению власти; в-четвертых, военное и политическое преимущество, экономический выигрыш.

  1. Политическая партия: понятие, функции, типология.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами.

Что отличает партию от других общественно-политических организаций и групп давления? Организационная оформленность, Открытая нацеленность на власть, Поиск массовой опоры, Идеологичность партийных доктрин, Наличие программной цели.

Политические партии выполняют определенные функции.

К их числу относятся:

• Выявление, формирование и обоснование интересов больших общественных групп;

• Активизация и интегрирование больших общественных групп;

• Разработка идеологии и политических доктрин;

• Участие в образовании политических систем, разработка их общих принципов;

• Участие в борьбе за власть в государстве и в создании программы его деятельности;

• Участие в осуществлении государственной деятельности;

• Осуществление политического образования, политической социализации общества либо его части;

• Подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, профсоюзов и т.п.

• Идеологическая функция проявляется в разработке теоретических концепций, партийных программ, решений.

Для классификации политических партий политологами предлагаются различные критерии. В зависимости от доминирующего в них идеологического обмена партии можно разделить на:

а) революционные; б) реформистские; в) консервативные; г) реакционные.

В зависимости от типа своей организационной структуры партии делятся на кадровые и массовые. Для массовых партий характерна тесная связь между членами и организацией. Основным источником финансирования партии являются членские взносы. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством. Они опираются прежде всего на профессиональных политиков и финансовую элиту. Примером кадровых партий является демократическая и республиканская партии США.

  1. Партийные системы: понятие, классификация.

Партийная система рассматривается политологией как совокупность отношений между легально действующими политическими партиями.

По характеру политического режима (демократические, авторитарные и тоталитарные); по степени устойчивости самих партий и отношений между ними (стабильные и переходные), по характеру межпартийных отношений (соревновательные и неконкурентные). Наиболее популярной является типология по количеству партий, участвующих во власти. На этом основании партийные системы делятся на беспартийные (таких как Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман), однопартийные, двухпартийные (Великобритания, США, Барбадос, Белиз) и многопартийные (Украина, Болгария, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Черногория).

С количественной точки зрения политические системы делятся на однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Этот формальный признак корректируется анализом характера политических партий и их взаимоотношений. Так однопартийные системы можно разделить на однопартийные – плюралистические, авторитарные и тоталитарные. Двухпартийная система отличается неизменным нахождением у власти одной из двух политических партий. Внутренне многообразны и многопартийные системы. В них постоянно возникают коалиции различных политических партий.

19. Многопартийность в современной России: причины, этапы формирования, оценка явления.

Date: 2016-06-06; view: 2316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию